Проблема личности

Титульный лист Проблема личности. Понятие и структура личности. Нравственные основы личности. То, чего не достает рабу - это признание личности принцип же личности есть всеобщность. Гегель. 1. Проблема личности. Понятие и структура личности 1.1 Введение. Проблема личности проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор еще не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения этого понятия.

Личность как общежитейский и научный термин может обозначать 1 человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности лица, в широком смысле слова 2 устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека латинское persona и личность как его социальный и психологический облик латинское personalitas терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Латинское слово persona первоначально обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона для этого надо быть свободным человеком. Выражение потерять лицо, которое есть во многих языках, означает утрату человеком своего места и статуса в определенной иерархии.В русском языке издавна употребляется термин лик для характеристики изображения на иконе.

Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего лица, то есть личности это категорический императив человеческого достоинства, без чего человеческая цивилизация потеряла бы всякий смысл. 2. Проблема личности в философии. Проблема личности в философии не решается в отрыве от решения другой проблемы вопроса о самой природе сущности человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире. В древней китайской, индийской, греческой философии человек мыслится как часть космоса, некоторого единого сверхвременного порядка и строя бытия, как малый мир, микрокосм отображение и символ Вселенной, макрокосма в свою очередь понимаемого антропоморфно как живой одухотворенный организм.

Человек содержит в себе все основные элементы стихии космоса, состоит из тела и души тела, души, духа, рассматриваемых как два аспекта единой реальности или как разнородные субстанции. В учении о переселении душ, развитом индийской философией, граница между живыми существами растениями, животными, человеком, богами оказывается подвижной.

Однако только человеку присуще стремление к освобождению от пут эмпирического существования с его законом кармы сансары.Согласно веданте, специфическое начало человека составляет атман душа, дух, сущность, субъект, тождественный по своей внутренней сущности с всеобщим духовным началом брахманом. В философии Аристотеля нашло выражение определяющее для античной философии понимание человека как живого существа, наделенного духом, разумом и способностью к общественной жизни.

В христианстве библейское представление о человеке как образе и подобии Бога, внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы в личности Христа и возможности, в силу этого, приобщения каждого человека к божественной благодати.В средневековой философии намечается понимание личности как отличной от психофизической индивидуальности и несводимой к какой-либо всеобщей природе, или субстанции телесной, душевной, духовной, как неповторимого отношения.

Проблема личности центральная для любой современной концепции человека. Марксизм подошел к объяснению природного и социального в человеке на основе принципа диалекто-материалистического монизма. Исходным пунктом такого понимания человека является трактовка его как производного от общества, как продукта и субъекта общественно-трудовой деятельности.К. Маркс писал, что сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду.

В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений. Общественной истории человека предшествовала его естественная предыстория зачатки трудоподобной деятельности у человекообразных обезьян, развитие стадных отношений высших животных, развитие звуковых и двигательных средств сигнализации.Животные не могут производить коренных изменений в условиях своего существования, они приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни.

Человек же не просто приспосабливается к данным условиям, а, объединяясь в совместном труде, преобразуют их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры. Культура творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой. Одним из понятий, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является индивид. Дословно оно означает неделимую частицу какого-то целого.Это своеобразный социальный атом, отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы.

Гораздо более содержателен другой термин - индивидуальность, обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь, случайный индивид К. Маркс, потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа и затем как личность.Личность тем значительнее, чем больше в ее преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.

Для древнегреческой философии, например, личность вне общины или полиса так же нереальна, как биологический орган, оторванный от целого организма. Однако уже в античности появляется проблема несовпадения реального поведения человека и его сущности, как он сам ее видит, и связанные с этим мотивы вины и ответственности. Разные религиозно-филосовские системы выделяют разные стороны этой проблемы.Если в античной философии личность выступает преимущественно как отношение, то в христианстве она понимается как особая сущность, индивидуальная субстанция рационального характера, синоним нематериальной души. В философии нового времени распространяется дуалистическое понимание личности, на первой план выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе. Понятие личности практически сливается с понятием Я, тождество личности усматривается в ее состоянии.

По Канту, человек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинять свое Я нравственному закону.

Поскольку марксистская философия определяет сущность человека не как абстракт, присущий отдельному индивиду, а совокупность всех общественных отношений, то абсолютное противопоставление индивида обществу лишается смысла.Мир перестает быть простой совокупностью внешних вещей, становится человеческим миром, а человеческий индивид приобретает социальную природу. Основа формирования личности как в фило так и в онтогенезе, общественная производственная деятельность, всегда предполагающая взаимодействие с другими.

Бессильный, в качестве абстрактного, изолированного индивида, человек становится всемогущим творцом совместно с другими, в составе общественных и социальных групп.Человек есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Как живой организм человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим биофизическим, биохимическим, физиологическим закономерностям.

На уровне сознательной психики и личности человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Физическая, морфологическая организация человека, является высшим уровнем организации материи в известной нам части мироздания.Человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется через приобщение к культурной традиции, и через механизм биологической наследственности.

Ребенок наследует запас генетической информации через специфически человеческое строение тела, структуру мозга, нервной системы, задатков. Однако, природные анатомо-физиологические задатки развиваются и реализуются только в условиях социального образа жизни в процессе общения ребенка с взрослыми.Проявления биологических закономерностей жизни человека носят социально обусловленный характер. Жизнь человека детерминируется единой системой условий, в которую входят как биологические, так и социальные элементы.

При этом биологические составляющие этой системы играют роль лишь необходимых условий, а не движущих сил развития. Действия человека, образ его мыслей и чувств зависят от объективных исторических условий, в которых он живет, от особенностей той социальной группы, интересы которой он сознательно или бессознательно представляет.Содержание духовной жизни человека и законы его жизни наследственно непрограммируемы.

Но этого нельзя сказать о некоторых потенциальных способностях к творческой деятельности, об индивидуальных особенностях дарования которые формируются обществом, но на основе наследственных задатков. Наследственные моменты в той или иной степени, прежде всего через особенности высшей нервной системы, влияют и на характер развития наклонностей и способностей человека.Если же обратиться к проблеме генезиса личных особенностей человека, то возникает вопрос о том, когда же рождается личность Очевидно, что к новорожденному ребенку термин личность не применим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности.

Под последним понимается то, что в каждом новорожденном ребенке уникально неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория. Многие предпосылки личностного развития закладываются еще во внутриутробном периоде, что требует осмысления в рамках определенного мировоззрения.Важно подчеркнуть, что человек приходит в жизнь с опытом рождения, а к рождению с опытом пренатальной общности.

Данные по исследованию специфики генома человека говорят о том, что мы находимся в глубочайшем родстве с живой и неживой природой, и в этом смысле предпосылки личности каждого во многом определяются природным обоснованием человека.То есть новорожденный уже выраженная, яркая индивидуальность, и каждый день его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Буквально с первых мгновений жизни, с первых кормлений формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими.

Перед каждым вступающим в жизнь человеком простирается мир вещей и социальных образований, в которых воплощена, определена деятельность предшествующих поколений. Именно этот очеловеченный мир, в котором каждый предмет и процесс как бы заряжен человеческим смыслом, социальной функцией, целью и окружает человека.При этом достижения человеческой культуры не даны человеку в готовом виде в воплощающих их объективных условиях, а лишь заданы в них. Освоение социальных, исторически сложившихся форм деятельности главное условие и решающий механизм индивидуального становления человека.

Чтобы сделать эти формы своими личными способностями и частью своей индивидуальности, человек с раннего детства вводится в такое общение с взрослыми, которое выражается в виде подражания, учения и обучения.В результате этого индивидуально развивающийся человек овладевает способностями разумно действовать с орудиями труда, с различного рода символами, словами, с представлениями и понятиями, со всей совокупностью социальных норм. Осваивая очеловеченную природу, ребенок приобщается к бытию культуры разнообразными способами.

Человек всесторонне включен в контакт, общение с обществом, даже когда остается наедине с самим собой. Осознание человека себя как такового всегда опосредовано его отношением к другим людям. 1.3. Представление о личности в психологии.

В общей психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость.В зависимости от того, в чем усматривается такое начало, теории личности подразделяются на психобиологические, биосоциальные, психосоциальные, психостатистические и т.д. Внутренние процессы человеческой психики складываются на основе интерпсихологических, межличностных процессов.

Индивид формирует свой внутренний мир путем усвоения, интериоризации, исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности и, в свою очередь, выражает, экстериоризует свои психические процессы. Таким образом, социальное и индивидуальное, на первый взгляд являющиеся противоположностями, оказываются связанными друг с другом генетически и функционально.Важное значение для нормального функционирования личности имеет также такой внутренний регулятивный механизм личности, как самосознание, включая образы собственного Я, самооценку и самоуважение, от которых во многом зависят уровень притязаний и реальное поведение.

Различают несколько граней собственного Я. Первая грань Я это так называемое телесное или физическое Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживания физических дефектов, сознание здоровья или болезни.В форме телесного Я мы ощущаем не столько личность, сколько е материальный субстрат тело, через посредство которого она проявляет себя и иначе проявиться не может.

Тело вносит очень большой вклад в целостное ощущение собственного Я об этом всем известно на собственном опыте. Особенно большое значение телесное Я приобретает в подростковом возрасте, когда собственное Я начинает выходить из человека на передний план, а другие стороны Я еще отстают в своем развитии.Вторая грань Я это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций. Доминирование социально-ролевого Я характерная черта бюрократа всех времен и народов, который мыслит себя как воплощение определенных должностных функций и государственных интересов и ничего кроме этого Я не содержит.

Третья грань психологическое Я. Она включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос какой я. Четвертая грань Я - это ощущения себя как источника активности или, наоборот пассивного объекта воздействий, переживание своей свободы или несвободы.

Его можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим ее миром.Наконец, пятая грань Я- это самоотношение или смысл Я. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка - общее положительное или отрицательное отношение к себе. Следует различать самоуважение - отношение к себе как бы со стороны, обусловленное каким-то моими реальными достоинствами или недостатками - и самопринятие - непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение.

Не менее важными характеристиками самоотношения являются степень его целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок. Поведение личности детерминируется не только сегодняшним положением человека, но и его прошлым жизненным опытом, а также характером усвоенных им культурных ценностей, в которых аккумулирована предшествующая история человечества.

Каждый индивид как личность это продукт не только существующих отношений, но и всей предшествующей истории, а также своего собственного развития и самосознания. 2. Нравственные основы личности В процессе приобщения к культуре у человека вырабатываются механизмы его самоконтроля, выражающиеся в способности волевым усилием регулировать широкий диапазон влечений, инстинктов и т.п. Этот самоконтроль по существу является социальным контролем.

Он подавляет неприемлемые для данной социальной группы импульсы и составляет необходимое условие жизни общества.Чем более интенсивно развивается человечество, тем все более сложным оказываются проблемы образования и воспитания, формирования человека как личности. Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и грамматики, эстетические вкусы и т.д. формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. 2.1 Мораль социальная основа общества.

Мораль - санкционированные обществом формы индивидуального и группового поведения, затрагивающего общественные интересы.Предмет морали имеет два аспекта - духовно-идеологический и социально-практический. К первому относятся общественные нравственные идеалы, нормы, ценности и вырабатываемые на их основе моральные качества, установки, ориентации личности или группы ко второму поступки, отношения, в которых объективируется моральная позиция субъекта.

Возможность и необходимость выявления такой позиции обусловлены тем, что объективная детерминация человеческого поведения во многих случаях имеет не жесткий, однозначный, а альтернативный характер, предоставляя индивиду относительную свободу выбора и, следовательно, порождая ответственность за этот выбор.Взаимодействие индивидуальной ответственности и общественных требований и есть первоэлемент нравственности.

Основная функция морали - обеспечение исторической дееспособности общества, согласование общественных и личных интересов, социальное регулирование поведения индивидов.Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, принципы морали имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений и откладывается в многовековом опыте развития общества.

Они поддерживают и санкционируют определенные общественные устои, строй жизни и формы общения в самой общей форме, в отличие от более детализированных, традиционно-обычных, ритуально-этикетных, организационно- административных и технических норм. В силу обобщенности моральных принципов нравственность отражает более глубинные слои социально-исторических условий бытия человека, выражает его сущностные потребности.

Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции действий человека, таких, как право, обычаи, традиции и другие, пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них. Если в праве и организационных регуляциях предписания формируются, утверждаются и проводятся в жизнь специальными учреждениями, то требования нравственности как и обычаи формируются в самой практике массового поведения, в процессе взаимного общения людей и являются отображением жизненно-практического и исторического опыта непосредственно в коллективных и индивидуальных представлениях, чувствах и воле. Моральные нормы воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений. Авторитет того или иного лица в морали не связан с какими-либо официальными полномочиями, реальной властью и общественным положением, но является авторитетом духовным, то есть обусловленным его моральными же качествами сила примера и способностью адекватно выразить смысл нравственного требования в том или ином случае.

Вообще в морали нет характерного для институциональных норм разделения субъекта и объекта регулирования.

Моральные нормы выступают в двояком виде как элемент моральных отношений и как форма морального сознания.С одной стороны, это форма поведения, обычай, постоянно воспроизводимый в однотипных поступках множества людей как нравственный закон, обязательный для каждого человека в отдельности.

Во всяком обществе существует объективная потребность в том, чтобы в определенных, часто повторяющихся ситуациях люди вели себя однотипным образом.Эта потребность и реализуется практически посредством моральных норм. Ее обязующая сила для каждого отдельного человека основывается на воздействии массового примера, общественного мнения, власти коллективной привычки и на других формах практически выраженной воли общества, проявляющейся в сложившихся в данном обществе нравах.

Моральное требование, выраженное в виде норм, получает отражение и в моральном сознании в виде соответствующих правил, заповедей. Это уже другая, субъективная, сторона моральных норм. Моральным сознанием моральные нормы формируются в виде повеления, равно обращенного ко всем людям, которое они должны выполнять неукоснительно в самых различных случаях.Примером здесь могут служить известные 10 заповедей, изложенные в Библии, или еще незабытый Моральный кодекс строителя коммунизма.

Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе, то или иное понимание сущности назначения, смысла, цели общества, истории, человека и его бытия. Поэтому господствующие в данный момент нравы и обычаи могут быть оценены моралью с точки зрения ее общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактически принятому образу жизни.

Вообще же, в морали в отличие от обычая должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полностью. В любом, в том числе и современном обществе, нормы общечеловеческой нравственности никогда не исполняются полностью, безоговорочно, во всех случаях без исключения.Роль сознания в сфере моральной регуляции выражается также в том, что нравственная санкция одобрение или осуждение поступков имеет идеально духовный характер она выступает в форме не действенно-материальных мер общественного воздаяния наград или наказаний, а оценки, которую человек должен сам осознать, принять внутренне и соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем. При этом имеет значение не просто факт чьей-либо эмоционально-волевой реакции возмущения или похвалы, но соответствие оценки общим принципам, нормам и понятиям добра и зла. По это же причине в морали громадную роль играет индивидуальное сознание личные убеждения, мотивы и самооценки, которое позволяет человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать свою линию поведения в рамках коллектива или группы. В морали оцениваются не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения.

В связи с этим в моральной регуляции особую роль обретает личное воспитание, то есть формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в обществе и без повседневного внешнего контроля отсюда такие понятия морали, как совесть, чувство собственного достоинства и чести.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения.

В отдельно взятом случае практический результат может быть различным, зависящем и от случайных обстоятельств в общенациональном же масштабе, в суммарном итоге выполнение моральной нормы отвечает той или иной общественной потребности, отображенной в обобщенном виде данной нормой.

Поэтому форма выражения нравственной нормы не правило внешней целесообразности чтобы достичь такого- то результата, нужно поступать так-то, а императивное требование, долженствование, которому человек должен следовать при осуществлении самых разных своих целей.В моральных нормах отражаются потребности человека и общества не в границах определенных частных обстоятельств и ситуаций, а на основе громадного исторического опыта многих поколений поэтому с точки зрения этих норм могут оцениваться как особенные цели, преследуемые людьми, так и средства их достижения. 2.2 Религиозная мораль.

Особенности христианской морали. Религиозная мораль является неотъемлемой частью, а может и основой, общечеловеческой морали.История человеческого общества просто не отделима от истории религии в разных странах и в разные времена трудно найти периоды, когда, так скажем, светскую мораль было возможно отделить от морали религиозной.

Как представляется сейчас, и Россия на протяжении веков была страной глубоко верующей и живущей на основе религиозной морали. Российский человек с рождения и до самой смерти был связан с церковью и сверял все свои действия с нормами и правилами христианской морали.Хотя Православная церковь всегда была отделена от государства, ни одно более или менее значительное событие в России не обходилось без ее участия, а все российские правители всегда были людьми истинно верующими.

И невозможно сейчас оспаривать утверждение, что и менталитет российского человека сложился во многом под влиянием церкви, и нравственность человека, считающего себя неверующим или даже активным атеистом, является только завуалированным отражением общепринятой религиозной морали.Хотя семь десятилетий опыта применения классового подхода в создании нравственных категорий и оценке духовных ценностей в России привели, кажется, его граждан к полному отсутствию какой бы то не было морали, ни публичность религиозности или псевдорелигиозности политиков, ни некоторая политическая ангажированность Русской Православной Церкви не заставляют сегодня думающего человека сомневаться в ценностях религиозных учений.

Речь не идет о вере или атеизме.Хотя идеалом любой церкви является человек глубоко верующий, полностью посвятивший себя служению Богу, она на современном этапе в своем стремлении приобщить человека к вере не предъявляет к нему требований, могущих заставить его вступить в противоречие с обществом - не требует отказа от активной жизненной позиции, от планирования своего будущего, от получения материальных благ, от развлечений.

Сейчас церковь, скорее, стремится приобщить человека именно к неспецифическим, общечеловеческим нравственным категориям, имеющим непреходящую ценность во все века и при любом политическом строе, обозначенном или не обозначенном в трудах классиков марксизма-ленинизма.Религиозная мораль представляет собой совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Она утверждает, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, и тем самым провозглашается вечность и неизменность религиозных моральных установлений, их вневременной, надклассовый характер.

При всей широкой возможности оспаривать этот тезис человечество живет с ним тысячелетия, и период в семьдесят лет не способен изменить этого положения.

В современной России, на руинах некогда могучего государства, при бессилии политической власти, при полном отсутствии каких бы-то не было ценностей, может быть именно христианские идеи способны объединить нацию и противостоять хаосу и разрушению. Моральный кодекс христианства создавался столетиями, в разных социально-исторических условиях, и поэтом не может быть отвергнут или испорчен после семидесяти лет забвения и искажения.Конечно, в нем можно обнаружить самые различные идеологические напластования, отражающие нравственные представления разных общественных слоев и групп верующих, и он не свободен от внутренних противоречий и явных неправильностей, но современная церковь и не требует буквального и бездумного следования всем нормам и правилам, изложенным в священных книгах, которые оставались неизменными на протяжении многих веков.

Христианская мораль, прежде всего, находит свое выражение в своеобразных представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном, в совокупности определенных моральных норм например, заповедях, в специфически религиозно-нравственных чувствах христианская любовь, совесть и т. п. и некоторых волевых качествах верующего человека терпение, покорность и пр а также в системах нравственного богословия или теологической этики.

Все вместе перечисленные элементы составляют христианское нравственное сознание.Нравственное сознание христиан является социально и исторически обусловленным отражением их практического поведения в коллективе и обществе.

Хотя первоначально христианская мораль, возможно, возникла как отражение бессилия рабов и порабощенных Римом народов в борьбе за свою свободу и счастье, в последующем развитии она приобрела некоторую самостоятельность, проявившуюся в том, что христианское нравственное сознание в своем идейно-образном содержании продолжает существовать вплоть до наших дней. В своем многовековом историческом существовании христианская мораль приспосабливалась к социально-политическим интересам различных классов, воплощаясь, с одной стороны, в свои классовые разновидности христианско-феодальную католическую и православную мораль, а также христианско-буржуазную протестантскую мораль, с другой - в христианско-демократическую мораль средневековых народных ересей и даже христианско-пролетарскую мораль на ранних этапах развития капитализма христианский социализм.

При всем том в христианской морали сохранялось устойчивое религиозно-нравственное ядро, что позволяет выделить христианское нравственное сознание как самостоятельное идеологическое явление, обладающее специфическими особенностями и неоспоримой ценностью.

Одной из особенностей христианской как и вообще всякой религиозной морали является то, что ее основные положения ставятся в обязательную связь с догматами вероучения.Так как богооткровенные догматы христианского вероучения считаются неизменными, основные нормы христианской морали, в их отвлеченном содержании, также отличаются относительной устойчивостью, сохраняют свое влияние в каждом новом поколении верующих людей.

В этом заключается консервативность и сила религиозной морали, которая и в изменяющихся социально-исторических условиях способна сохранить неизменными и устойчивыми нравственные основы любого общества. Другой особенностью христианской морали, вытекающей из ее связи с догматами вероучения, является то, что в ней есть такие нравственные наставления, которые невозможно найти в системах нерелигиозной морали.Таково, например, христианское учение о страдании-благе, о всепрощении, любви к врагам, непротивлении злу и другие положения, находящиеся в кажущемся противоречии с насущными интересами реальной жизни людей.

В самом сжатом виде христианскую мораль можно определить как систему нравственных представлений, понятий, норм и чувств и соответствующего им поведения, тесно связанную с догматами христианского вероучения.Поскольку религия есть опосредованное отражение в головах людей внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, постольку и в христианском сознании отражаются реальные межчеловеческие отношения в измененном религиозными представлениями виде. Христианская мораль включает в себя совокупность норм правил, призванных регулировать взаимоотношения между людьми в семье, в общине верующих, в обществе.

Таковы известные ветхозаветные заповеди, евангельские заповеди блаженства и другие новозаветные нравственные наставления.В своей совокупности они составляют то, что можно назвать официальным, одобренным церковью кодексом христианской морали.

Христианские богословы считают библейские заповеди богооткровенными по происхождению и общечеловеческими по их нравственному значению, так как Бог один. Однако христианско-богословское толкование происхождения и сущности нравственных норм может совершенно отличаться от научной точки зрения. Марксизм, например, доказывает социальную обусловленность нравственного сознания людей.Поскольку жизнь общества протекает в условиях классового разделения людей, постольку были классовыми все существовавшие в обществе системы морали и, следовательно, не может быть единого, общечеловеческого морального кодекса.

Но дело совсем не в существовании различных моральных кодексов для различных слоев общества.Даже если они и существуют, в основе их лежат общие требования к поведению личности в любом общежитии, простейшие нормы нравственности, без соблюдения которых невозможно существование никакого сообщества людей.

Заключение Проблема личности и ее нравственных основ, не отделимая от проблемы сущности самого человека, занимала лучшие умы человечества на протяжении всей его истории. Но и сейчас на пороге 21 века нельзя утверждать, что мы приблизились к ее решению.Да, сейчас о человек мы знаем больше мы больше знаем о его физиологии, психологии, мы можем в какой-то степени управлять действиями и поступками отдельного человека и различных социальных групп, мы можем сделать человека веселым или грустным, добрым или злым. Но стал ли от этого знания и умения человек более понятным, стало ли от этого человечество более разумным Сумели ли мы отучить человека от совершения ужасных преступлений Сумели ли мы понять, почему гении рождаются так редко Да, и надо ли нам это Станет ли человек более счастлив от своей предсказуемости и предрешенности своей судьбы И не потеряет ли человечество смысла своего существования, когда узнает все Утилитарная, прикладная сторона проблемы личности требует своего решения, потому что она напрямую связана с выживанием человечества.

Увеличение численности населения Земли, недостаток ее природных ресурсов и все более усиливающаяся дифференциация богатых и бедных слоев общества ставит человечество на грань гибели.

Существующий тип личности, способы удовлетворения его потребностей становятся несовместимы с существованием самой планеты.Пока человек не поймет этого, пока он не научится управлять своими страстями и ограничивать свои потребности, перспективы выживания человечества остаются весьма мрачными.

Используемая литература 1. Ильенков И.В Что такое личность, М 1991г. 2. Ильенков Э.В Философия и культура, М 1991г. 3. .Хьел Д Зиглер Д Теория личности, М 1997г. 4. Алексеев В.П Становление человечества, М 1984г. 5. Кликс Ф Пробуждающееся мышление, М 1983г. 6. Шишкин А.Ф Человеческая природа и нравственность, М 1979г.