Психологическое направление в российской социологии

Московский Государственный Социальный Университет Министерство труда и социального развития. Академия социологии и управления Доклад по социологии Психологическое направление в российской социологии. Овчинников В В Первый курс, пятая группа, Факультет соц. управления. 17 апреля 2000 г. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В 90-х годах XIX в. в русской социологической мысли ложилось как вполне самостоятельное психологическое направление.Хотя элементы психологизма встречались же у представителей субъективной школы П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский.

Социолого-психологические концепции сложились в обеих крупнейших областях отечественной социологии - и в академической, и в публицистической. В социальной публицистике исключительным влиянием пользовалась субъективная социология как разновидность психологической. В университетской науке психологическое направление ранней российской социологии было представлено наиболее ярко бихевиористами В.М.Бехтеревым, И.П.Павловым, П.А.Сорокиным.Их социологическая концепция строилась на анализе сформулированной ими цепи физиологические процессы - нервные процессы - социальные явления.

Основной тезис бихевиоризма состоит в том, что поскольку наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое, социологии следует изучать поведение, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо.Поведение при этом понимается в бихевиоризме как совокупность связей стимул -реакция I Владимир Михайлович Бехтерев 1857 - 1927 - крупный ученый и организатор науки в различных областях невропатологии, физиологии, психиатрии, психологии, социологии.

Его незаурядный талант исследователя и организатора в полной мере проявился как до, так и после Октябрьской революции. В 1878 г. он окончил Медико-хирургическую академию, а с 1885 г. заведовал кафедрой психиатрии Казанского университета, где в 1893 г. создал психофизиологическую лабораторию. Он создал и возглавлял также журнал Неврологический вестник.С 1893 г. он работает профессором Военно-медицинской академии, а с 1897 г. являлся профессором Женевского медицинского института, В 1908 г. он стал одним из создателей Психоневрологического института в Петербурге и его первым директором.

В 1918 г. он возглавил им же созданный Институт по изучению мозга и психической деятельности, который позже был переименован в Государственный рефлексологический институт им. В.М.Бехтерева.Главной своей научной задачей он считал создание учения о личности как основе воспитания и преодоления аномалий в ее поведении.

Собственную основную научную концепцию он назвал рефлексологией, в ее рамках он выделял такие элементы как рефлексы, синдромы, симптомы. Понятия эти использовались им для диагностики различных состояний человека и, в частности, нервных заболеваний. Бехтерев занимался также вопросами полового воспитания, исследованием гипнотического внушения.Основные работы Бехтерева, в которых поднята социологическая проблематика Сознание и его границы 1888 Психика и жизнь. 2е изд. 1904 Внушение и его роль в общественной жизни. Зе изд. 1908 Психорефлексология 1910 Рефлексология 1918 Коллективная рефлексология 1921 Общие основы рефлексологии человека 1923 Мозг и деятельность II Главное внимание представителей психологического направления было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы. Наиболее видный представитель этого направления Евгений Валентинович Де РОБЕРТИ 1843-1915. Основные работы Де Роберти по социологии и этике, вписанные на русском языке Социология 1880, Прошедшее философии 1886, Новая постановка основных опросов социологии 1909, Понятие разума и законы вселенной 1914, Философия и ее задачи в XX веке 1915. Необходимо отметить, что взгляды Де Роберти претерпели значительную эволюцию. В начале своей творческой деятельности он считал, что социология изучает особые социальные законы, не совпадающие с законами биологии психологии.

Эти законы управляют обществом и отличаются от законов индивидуального развития.

В 80-х годах он не считает социологию абстрактной и описательной наукой.

В 90 х расширяет предмет Социологии, включает в нее мораль, реально отождествляя социологию с этикой. Он писал Этика, как мы ее понимаем, есть мораль, ставшая абстрактной социологией 132, с.199. По его мнению, жизнью человека в обществе управляют правила поведения, которые имеют вес и значение, если выражают существенные законы, управляющие нашим поведением. задача социологии состоит в открытии этих законов.

В результате этого социология стала трактоваться как универсальная наука о человеческом духе, в которую включалась история науки, история философии, история искусства, теория познания, этика, эстетика, юриспруденция, политика и мн. др. Главным объектом исследования у Де Роберти выступало психологическое взаимодействие людей, а не объективно существующее общество.

Во втором периоде своего творчества начиная с 90-х годов он отождествлял социальные изменения с психологическими процессами. Он игнорировал материальные условий и объективные законы общественного развития. Несмотря на то, что взгляды Де Роберти на предмет социологии менялись, в них постоянным оставалось положение о социальной эволюции как основном факторе социологии.В социальной эволюция Де Роберти четко проявился психологизм.

По мнению Де Роберти, все социальные явления и процессы можно поставить в один эволюционный ряд, состоящий из семи общих категорий психологическое взаимодействие общественные группы личность наука -философия искусство практическая деятельность.Последние четыре категории названного ряда стали основой его теории четырех факторов цивилизации, и им уделялось особое внимание 29, с.104. Человек превращается в разумное существо под влиянием социальной энергии, вырабатываемой постоянным соприкосновением или столкновением сознания, с этого начинается развитие цивилизации 29, с.170. Всю деятельность людей Де Роберти ставит в зависимость от их идей, тем самым он подчинил все развитие общества научным идеям.

По его мнению, двигателем любого социального явления могут быть не только научные знания, но и различные психические факторы эмоции, воля, чувства, желание.Психологическое взаимодействие групп выступало высшей формой общественности и основополагающей причиной социальных явлений.

III В первой половине 80-х годов складывается социологическая теория Николая Ивановича Кареева 1850-1931. Кареев историк, социолог.Он преподавал в Варшавском, потом в Петербургском университете. С 1910 г. стал членом-корреспондентом Российской Академии наук, а с 1929 г. почетным академиком Академии наук СССР. Этого видного российского историка и социолога часто также причисляют к направлению академического психологизма в социологии, хотя его вклад в развитие отечественной социологии значительно более весом.

Он был автором первого российского учебника по социологии. Он также явился первым историографом отечественной социологии. Основные взгляды его социологической теории нашли свое выражение в докторской диссертации Основные вопросы философии истории, вышедшей в 1883 г. в 2-х томах.Среди социологических работ можно отметить следующие Сущность исторического процесса и роль личности в истории 1889, Историко-философские и социологические этюды 1895, Старые и новые этюды об историческом материализме 1896, Введение в изучение социологии 1897, Историка.

Теория исторического знания 1913, Историология. Теория исторического процесса 1915, Общие основы социологии 1919 и ряд журнальных статей. Им было написано 80 книг и статей по философии, социологии и истории. Кареев критиковал контовскую классификацию за то, что Конт неоправданно перешел от биологии к социологии. минуя психологию.Между биологией и социологией, писал Кареев, мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную 51, с.40. Так как только количественная психология может выступить в качестве подлинной основы социологии.

Ведь все общественные явления в конечном счете есть ничто иное, как взаимодействие между деятельными людьми. Общество, по его мнению, это сложная система психических и практических взаимодействий личностей, надорганическая среда. Эта среда делится Кареевым на культурные группы и социальную организацию.Культурные группы являются предметом индивидуальной психологии.

Это настроения, представления, стремления людей. Отличие между группами зависит не от природных свойств людей, а от воздействия привычек, подражания, воспитания. Одно из центральных мест в социологической концепции Кареева занимает проблема взаимоотношений личности и общества.Кареев выделяет два аспекта влияния личности на общество один - личность в прагматической истории, то есть в непрерывной цепи поступков людей и второй - личность в культурной истории.

Всех граждан, по его мнению, можно проранжировать в соответствии с их ролью в истории.На верхней ступени лестницы мы поставили бы людей, самостоятельно задумывающих совокупное действие и выполняющих его лишь при помощи посторонних сил, на нижней же ступени - людей настолько чуждых самому замыслу и настолько лишенных самостоятельности, что без обиняков мы могли бы говорить о них, как об орудиях чужой воли Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории СПб 1889, с. 346. Социальный прогресс, по Карееву, как общее понятие включает пять более частных - умственный прогресс - воспитание способностей к духовным интересам - нравственный прогресс - политический прогресс - развитие свободы и улучшение государства - юридический прогресс - развитие равенства - экономический прогресс - развитие солидарности и кооперации.

Главная цель социального прогресса - формирование развитой и развивающейся личности.Формула такого прогресс складывается из трех составных элементов общественного идеала им является развитая личность при наличии индивидуальной свободы и общественной солидарности способа достижения идеала и, наконец, выражения закона самого прогресса. Способ заключается в преобразовании с помощью критической мысли культуры, быта, социальной организации - то есть той над органической среды, которая развивается неразумно, противореча часто и природе, и потребностям человека Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории.

Т.2 СПб 1887, с.269. Закон же прогресса состоит в самоосвобождении личности, в процессе которого личность подчиняет себе надорганическую среду.

Использованная литература 1. В.П. Култыгин, История российской социологии Выпуск 6 2. С.С. Новикова, История развития социологии в России, Москва-Воронеж1996 г.