Маргиналы и маргинальность

ГОСКОМВУЗ РФ КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ РЕФЕРАТ Маргиналы и маргинальность Факультет АВТ Группа АА-68 Студент Фоминых А. Преподаватель Ромм М.В. Отметка о защите Дата сдачи 4.11.98 г. Новосибирск 1998г. Маргиналы и маргинальность Понятие маргинал впервые появилось во Франции как имя существительное в 1972 г. ранее существовало только понятие маргинальный. Маргиналами стали называть тех, кто либо сам отвергает общество, либо оказывается им отвергнутым.Незадолго до этого страна была глубоко потрясена майскими событиями 1968 года, и вот уже на смену мечте пришли тревога и конформизм.

Власть имущие стремились к успокоению, однако многие выступили против возврата к традиционным порядкам. Именно их стали называть маргиналами. Маргинальность - это не состояние автономии, а результат конфликта с общепринятыми нормами, выражение специфических отношений с существующим общественным строем.Маргинальность не возникает вне резкого реального или вымышленного столкновения с окружающим миром.

Уход в маргинальность предполагает два совершенно различных маршрута - либо разрыв всех традиционных связей и создание своего собственного, совершенно иного мира - либо постепенное вытеснение или насильственный выброс за пределы законности. В любом варианте, будь то результат свободного выбора или же следствие процесса деклассирования, который провоцируется напуганным обществом , маргинал обозначает не изнанку мира, а как бы его омуты, теневые стороны.Общество выставляет отверженных напоказ, дабы подкрепить свой собственный мир, тот, который считается нормальным и светлым.

Истории и раньше были известны всевозможные отклонения от нормы. Из века в век происходит взаимодействие между волей правителей к порядку и организованности и теми многочисленными течениями, которые критикуют власть и угрожают ей, нарушают ее установления.Одним из самых активных стимуляторов процесса маргинализации служит страх - перед дьяволом, ересями, болезнями, телесными аномалиями, чужеземцами, а позднее и тунеядством.

За каждой из этих угроз проступает личина врага, подлежащего изоляции или устранению теми или иными методами, в зависимости от эпохи. 1656 год во Франции положил начало новой практике отныне оказывает неизменное воздействие на восприятие отклонений. Маргиналов сторонятся, порою преследуют, однако они остаются вполне зримой реальностью в обществе.Жизнь его, лишенная скрытности и как бы вынесенная наружу, проходит в тесном соприкосновении его членов, при полной ясности всех действий и обрядов.

В конце XVII века возникает новая модель проект изолировать маргиналов как явление отталкивающее и вредоносное. Начинаются облавы на умалишенных, нищих, тунеядцев и проституток, многие из которых оказываются в казематах Центрального госпиталя. Это вызывает сопротивление со стороны противников расширения карательных санкций.Со своей стороны сторонники нового курса начинают разрабатывать все более многочисленные и хитроумные защитные механизмы, исходя из того, что политика изоляции будет порождать новые формы правонарушений и маргинальности.

В XIX веке окончательно утверждается положение, при котором с увеличением числа случаев, квалифицируемых законом как про-тивоправное поведение, возрастает и число лиц, объявляемых опасными, подвергаемых остракизму.Маргинальность переживает сейчас весьма своеобразный момент про- должая причислять к ее жертвам все нежелательные элементы, общество ощущает, как подрываются изнутри его глубинные устои, основательно рас- шатанные экономическими процессами.

В тираж выходят теперь не только чужие, но и самые что ни на есть свои - те, кто поражен поселившемся в нашем обществе раком.Отверженность выступает как продукт распада общества, пораженного кризисом. Слово маргинал постепенно выходит из употребления, так как мужчины и женщины, живущие по ту сторону декорума ,не сами делают это выбор - они незаметно вытесняются в это состояние, так и не приобщившись явным образом ни к одной из традиционных категорий отверженности.

Будучи, возможно, слабее других хотя это следовало бы еще доказать, они остаются на обочине дороги, по которой продолжает движение таранная когорта удержавшихся в седле, безразличных к тому, как отстают и ка падают маргиналы. Маргинал отныне не какой-то чужак или прокаженный.Он схож со всеми, идентичен им и в то же время он калека среди себе подобных- человек с усеченными корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуры, родной среды.

Маргиналы - обозначение личностей и групп, находящихся на окраинах, на обочинах или попроту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций.Американские ученые 30-50-х гг. обратили внимание на то, что в ситуации маргиналов находится значительная и притом весьма активная часть американского общества этнические и религиозные меньшинства, представители нетривиально мыслящей художественной и научной интеллигенции и др Было также замечено, что маргинальные не только ограничены в своих статусных позициях, но и подчас оказываются не в силах реализовать творческие возможности и тем самым обогатить общество и материально и духовно. Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному реализуется на практике.

Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста.Но оно же бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества.

Ретроспективный взгляд на историю мировой культуры показывает, что многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания.

Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействия между носителями разнородных этонокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей.

На переломе 70-80-х гг. выявилось, что стало уже невозможно выражать и отстаивать, используя интересы этих огромных людских масс и вставших на их сторону интеллигентов, привычные формы социального управления гос. институты, политические партии, традиционные церковные иерархии и т.д Именно в этот период в мире начался бурный процесс становления так называемых неформальных общественных движений - просветительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной общественной жизни именно маргинализированных групп.

Список литературы 1. А.Фарж , Рашковский Е. Маргиналы 5050 Опыт словаря нового мышления - М 1989 2. Дахин В. Государство и маргинализация Свободноая мысль 1997 - 4 3. Петров Д.В. Использование понятий маргинальности и лиминальности в исследовании молодежных субкультур Петров Д.В. Молодежные субкультуры - Саратов, 1996 4. Рожанский М. Маргинальная Россия Дружба народов -1998-2 5. Фатхуллин Н.С. Малая социальная группа как форма общественного развития - Казань 1989г. 6. Стариков Е.Н. Маргиналы и маргинальность в советском обществе Рабочий класс и современный мир - 1989-4.