Инвайронментальная социология

Инвайронментальная социология Введение В условиях когда природная среда не только полностью включена в процессы человеческой жизнедеятельности на всех ее уровнях социализирована но и оказывает воздействие на ход этих процессов посредством механизмов обратных связей которые работают по естественным а не социальным законам актуальным становится именно взаимодействие общества и природы.Изменения природной среды приобретают социальную значимость. Постигая законы природы и овладевая силами природы общество тем не менее неспособно изменить эти законы или подчинить их социальным закономерностям как невозможно и обратное сведение социальных закономерностей к естественным.

Особенностью современной экологической ситуации и является пересечение и взаимодействие этих разнородных закономерностей в условиях той или иной социальной системы взаимосвязанной с определенной экосистемой.Взаимозависимость и взаимодействие этих систем требуют изучения специфики различных механизмов этого взаимодействия что исключает как социологический герметизм так и естественнонаучный редукционизм.

Современную экологическую ситуацию можно считать наиболее развитой формой проявления противоречий двух стихий пересечение социальных и естественных закономерностей т.е. формой пригодной для теоретического рассмотрения.В этом смысле вполне закономерно появление в последнее десятилетие разного рода социально-экологических теорий носящих междисциплинарный характер стремящихся осуществить новый синтез как предшествующих социологических теорий так и собственно социологического теоретизирования с естественнонаучным и широким мировоззренческим контекстом.

Наиболее ярким примером такого синтеза может служить американский инвайронментализм представляющий собой соединение определенного типа мировоззрения и теоретических основ соответствующих социальной дисциплины с практикой массового социального движения.Американский инвайронментализм имеет богатые и давние с середины прошлого века традиции. Нынешний этап его развития как в теоретическом так и социально-политическом плане начинается с середины 70-х годов и связан как считают большинство инвайронменталистов с последствиями экономическими социальными политическими и проч. энергетического кризиса 1973 года. Институциональные основы развития инвайронментального движения и социально-экологических исследований были заложены несколькими годами раньше принятие в 1969 году законопроекта о национальной природоохранной политике проведение в 1970 году Дня защиты Земли создание различного рода природоохранных организаций на общенациональном и локальном уровнях.

Не осталась в стороне от общих экологических настроений и американская социологическая наука в 1976 году в Американской социологической ассоциации создается секция инвайронментальной социологии в 1977 году на сессии ассоциации обсуждается тема Социальные корни инвайронментализма еще раньше подобные секции были созданы в Обществе по изучению социальных проблем и в Обществе сельской социологии.

Наконец к началу 80-х годов формулируются основные начальные положения новой инвайронментальной парадигмы в социологии провозглашающей наступление века инвайронментализма необходимость ценностной переориентации нового политического и экономического порядка новых стандартов проведения и нового типа рациональности в целом.

Социально-экономические мотивы появляются и в работах видных американских социологов не связанных непосредственно с инвайронментальной социологией Хоровиц.

Смелсер.Рейнуотер . Липсет и др. В своих общеметодологических построениях инвайронменталисты часто прибегают к аналогиям не только с привычными для них натуралистическими течениями но и с интеракционизмом структурным функционализмом марксизмом . Таким образом предмет исследования определяется как теоретико-методологическое и социально-политическое содержание современной инвайронментальной социологии. Социально-исторические и философские предпосылки инвайронментализма История развития социально-экологической идеи в американской социологии во многом связана с европейскими традициями социал-дарвинизма географической школы эволюционизма натурализма в целом адаптация этих идей в американской социологической теории проходила под влиянием Спенсера.

Дюркгейма. Зиммеля.Тенниса и других европейских социологов. Однако установления теоретических параллелей еще недостаточно для понимания специфики американской социально-экологической традиции позволившей ей стать одним из самых значительных направлений в теоретико-методологическом арсенале американской социологии и сохранить это значение до сегодня . Для уяснения этой специфики обратимся прежде всего к американским источникам как к теоретическим так и к социально-историческим формирования социально-экологических инвайронментальных концепций в американской социологии.

Американский инвайронментализм в целом представляет собой прежде всего общетеоретическую и мировоззренческую ориентацию в центре внимания которой взаимодействие социальных образований со средой их обитания.

Кроме того инвайронментализм - это движение за качество среды обитания. Инвайронментальная социология - одна из дисциплин использующих социально-экологический подход и ограничивающих его рамками локального общества с окружающей средой. Характерной особенностью американской истории такого взаимодействия стало освоение свободных земель.Экстенсивное освоение среды породило ее специфический тип - фронтир - и соответствующий тип социального поведения в отношении среды соответствующую систему ценностей в отношении к природе.

Граница обилие свободных земель были также естественным средством снятия социального напряжения экстенсивным образом недовольные условиями своего существования имели возможность уйти на Запад и устанавливать свои порядки отстаивая свои экономические и политические интересы.Однако к середине 19 века запас свободных земель был исчерпан и граница приобрела значение предела экспансии экстенсивного аграрного развития и естественного разрешения социальных затруднений.

Конец фронтира ознаменовал наступление своеобразного экологического кризиса приведшего к обострению противоречий между локалистской демократией и федералистской централизацией между популизмом и республиканизмом между аграрным Западом и индустриально-финансовым Востоком.Этот первый американский экологический кризис обусловил переход от аграрного к технологическому росту и урбанизации отличающимся той же экстенсивной динамикой поскольку характерной чертой границы как своеобразного американского института является по Тернеру то что ее надо продвигать . В условиях переосмысления последствия конца фронтира и новых форм использования природных ресурсов формируются четыре основные социально-реформистские ориентации на взаимодействие общества и природной средыконсервационизм охранительная концепция экологизм и экономизм.

Среди основных направлений в инвайронментализме выделяют как правило консервационизм охранительное движение и экологизм Монейхон Петулла Такер Милбрет . Проблема для консервационистов состояла в отыскании техники способствующей эффективному росту для тех кто уже контролировал землепользование и ресурсы - замечает Б.Вайсберг Консервационистское движение фактически сформировалось вокруг трудностей управления а не в связи с проблемами экологического разнообразия и стабильности . В противоположность консервационистскому утилитаризму техноцентризму охранительное движение биоцентризм выступало за сохранение нетронутой дикой природы.

Биоцентристы представляют инвайронментализм как определенный способ состояние бытия и определенный тип поведения когда охрана и рациональное природопользование могут быть лишь внешними проявлениями более глубоких мотивов и ценностных ориентаций.

Экологисты наиболее близкие к академическим кругам строят свою научную модель взаимодействия общества и природной среды основанную на объективных закономерностях.Включая во взаимозависимые связи экосистемы и человеческие сообщества экологисты видят назначение социальной системы в том что она должна обеспечивать оптимальное функционирование экосистемы и предотвращать нарушения экологических процессов.

Если требования среды к обществу так же обязательны как и требования общества к среде то динамическое равновесие экосистемы представляется основным из этих требований.Экологическая ориентация соединяя черты биоцентризма с консервационалистским рационализмом представляла образец биоцентризма научно-экологического в отличие от трансцендентального в сочетаниии с реформизмом скорее консультативного плана нежели административного.

Созданное в 1915 году Американское экологическое общество имело целью прежде всего изучение закономерностей раразвития экосистемы в ее широком понимании включая человеческие сообщества и распространение этих знаний.Среди представителей экологизма Дж. П. Марш Э. Ист Э. Росс и др. Экологисты предложили в целом три основные социально-экологические идеи сохранившие и до сих пор значение в инвайронменталистском теоретизировании.

Идея экосистемного холизма выражена А. ЛеопольдомРазумно то что стремится к сохранению целостности стабильности совершенства биологического общества.Неразумно все то что стремится к обратному . Отсюда следует непреходящее значение кульминационного состояния экосистемы состояния динамического равновесия как наиболее оптимального результата эволюционного развития нарушение которого может иметь следствием лишь деградацию экосистемы.

Однако холизм экологистов не следует приравнивать к мистификации целостности биоцентристами поскольку это холизм опосредованый критерий разумности сформулированный . А. Леопольдом относится не к каждому отдельному действию и его результатам и не к каждому отдельному объекту этого действия как у биоцентристов а к типу действий правилу практике в целом ее тенденции и к виду популяции.Новая инвайронментальная парадигма в социологии Наступлениевека инвайронментализма датируется как правило началом 70-х годов когда со всей очевидностью проявились последствия экологического кризиса на Западе прежде всего в виде энергетических затруднений 1973 года . Деградация окружающей среды достигает таких размеров что экологическое консервационистское и прогрессистское движение перерастает в радикально-инвайронментальное ставящее под сомнение общепринятые постулаты о преимуществах технического прогресса.

Это такое же зло как и благо - резюмирует выражая общий пафос инвайронменталистов Л.Милбрет.

В 70-е годы в США резко возрастает численность природоохранных организаций к 1985 году их насчитывалось около 250 новых инвайронментальных организаций. В конце 60-х-70-е годы с концепциями антироста выступили К.Боулдинг Э.Майнш Э.Шумахер. Оппоненты ростомании находят единомышленников не только среди биоцентристов и экологистов но и среди так называемых инвайронментальных экономистов.В результате драматического пересмотра отношения к экспоненциальному росту к состоянию окружающей среды и его социальным последствиям были достигнуты первые победы инвайронменталистов в 1969 году был принят законопроект о национальной природоохранной политике -NEPA в 1970 году 1 апреля объявлен днем защиты Земли участие в котором президент Р.Никсон назвал здоровым мероприятием и высшим проявлением национального патриотизма.

С середины 70-х годов создаются секции инвайронментальной социологии в 1976 году секция Американской социологической ассоциации в 1977 году на сессии АСА обсуждалась тема Социальные корни инвайронментализма еще раньше подобные секции были созданы в Обществе по изучению социальных проблем и в Обществе сельской социологии. С 1978 года возрастает количество публикаций в американских социологических журналах посвященных инвайронментализму.

У.Кэттон и Р.Дэнлэп обобщая накопленный инвайронментализмом за последние десятилетия теоретический опыт провозглашают новую инвайронментальную парадигму в социологии закономерность проявления которой обусловлена изменением социальной реальности . Изменение социальной ситуации в начале 70-х годов является прежде всего причиной и источником активизации инвайронментальных идей в социологии. Сущность этого изменения выражается в понятии экологический кризис.

Этим понятием инвайронменталисты объединяют такие явления какзагрязнение окружающей среды дефицит природных ресурсов перенаселение последствия урбанизации голод исчезновение некоторых видов животных и т.п. Все эти явления признаются если не социальными то социально значимыми поскольку обусловлены развитием общества.

Поскольку утверждение новых постулатов ведется методом от противного и заявляется принципиальная новизна этих постулатов то очевидно что отвергаются все предшествовавшие социологические теории.Обоснованием для подобного нигилизма служит тот факт что на протяжении всей истории социологии по мнению инвайронментальных социологов . Среда трактуется преимущественно как часть ситуации социального воздействия в терминах значения которое ей придается участниками взаимодействия а не как равноправная в социальном взаимодействиипеременная к средовым переменным относятся уровень загрязнения темпы потребления энергии характер застройки и т.п Эта изоляция средовых переменных была обусловлена социологическим герметизмом дисциплинарных традиций.

Среди которых инвайронменталисты выделяют две основные 1 чересчур жесткое определение предмета социологии дюркгеймианский социологизм.

Антиредукционистское табу-социальный факт. 2 ориентация на индивидуальную оценку ситуации на единичное действие и значение.Которым индивид наделяет это действие при этом физические и пространственные характеристики ситуации опять же игнорируются веберианская традиция Дж. Мид Ч. Кули У. Томас и др Авторы НЕР подразделяют развитие социологической теории на два основных периода все что имело место до появления НЕР и собственно НЕР. Это деление обосновывается принадлежностью всех предшествующих НЕр теорий к одной парадигме которая получает название парадигма человеческой исключительности. А затем парадигма человеческой освобожденности основным недостатком которой и является игнорирование взаимозависимости социальных и средовыхпеременных.

В целом НЕР может быть описана следующими основоположениями 1 помимо генетической наследственности люди обладают также и культурным наследием и поэтому отличны от всех остальных видов животных 2 социальные и культурные факторы включая технологию являются главными детерминантами человеческой деятельности 3 социальная и культурная среда является определяющим контекстом человеческой деятельности а биофизическая среда в основном безотносительна к ней 4 поскольку культура обладает свойством кумулятивности технологический и социальный прогресс может продолжаться бесконечно и все социальные проблемы так или иначе принципиально разрешимы.

Пытаясь соединить разнородные теории в некое целое инвайронменталисты выделяют некоторые общие их характеристики антропоцентризм социальный оптимизм антиэкологизм берущие начало в западном мировоззрении.

Для его описания предлагаются следующие посылки 1 люди существенно отличаются от всех других живых существ на Земле над которыми они доминируют 2 люди-хозяева своей судьбы они могут выбирать цели и делать все что необходимо для их достижения 3 мир бесконечен и предоставляет людям неограниченные возможности 4 история человечества-история прогресса каждая проблема принципиально разрешима и прогресс бесконечен.

Будучи противоположно этой мировоззренческой ориентации НЕР выступает не только как научная парадигма описывающая и объясняющая новую социальную реальность но и соответствующих образцов поведения.Исследование взаимодействия социальных и инвайронментальных переменных способствовало формированию основоположений новй парадигмы 1 хотя люди обладают исключительными характеристиками культура технология и т.п. они остаются одними из многих видов взаимозависимо включенных в глобальную экосистему 2 человеческая деятельность обусловлена не только социальными и культурными факторами но и сложными связями природной сети поэтому целесообразная человеческая деятельность может иметь неожиданные последствия 3 люди живут в конечной биофизической среде и зависят от нее которая налагает потенциальные физические и биологические ограничения на человеческую деятельность 4 хотя изобретательность людей и приобретаемая благодаря ей сила до некоторой степени и увеличивают несущую способность среды все же экологические законы не утрачивают своей обязательности. Очевидночто эти постулаты образованы прямым противопоставлением НЕР и NEP. Однако инвайронменталисты несмотря на свою ингилистическую манеру формирования новой парадигмы не хотят лишать ее предыстории и определенной методологической базы. Тем не менее NER все же имеет нечто общее с НЕР в этом сравнении новая парадигма представляется скорее дополнением к старой акцентируя отдельные аспекты последней 1 NER согласна с тем что люди исключительный вид но они все же должны рассматриваться как один из многих видов взаимозависимых живых существ 2 Осознавая то что человеческая деятельность во многом обусловлена социальными и культурными факторами нельзя сбрасывать со счетов и биофизический фактор среда как реакцию на социальную активность 3 Тогда как НЕР игнорирует биофизический контекст социальной активности NER указывает на ограничения человеческой активности налагаемые биофизической средой 4 Нер предполагает бесконечный и постоянный прогресс социальный и технологический NER напротив считает что как бы ни были изобретательны люди их наука и технология в силах отменить экологические законы.

Число работ из области инвайронментальной социологии на протяжении 70-х годов возрастало что приводило к оформлению NER. Все инвайронментальные социологи принимая инвайронментальные переменные как релевантные в понимание человеческой деятельности и социальных организаций по крайней мере неявно и зачастую не осознавая этого противостояли НЕР -считают У.Кэттон и Р.Данлэп.

В своей политической деятельности инвайронментальное движение ориентируется на участие в традиционных политических институтах с использованием традиционных политических средств.

Еслиевропейские движения были тесно связаны с выступлениями новых левых студенческими волнениями и т.п. то инвайронментальное движение в США наследуя традиции элитизма мелиоризма прагматизма пришло на смену движениям за гражданские права и против вьетнамской войны.

Вполне понятно что инвайронментализм не принимает и популярной в Европе доктрины морального тождества.

Кроме того американские инвайронменталисты не столь подвержены настроениям технофобии как европейские экологисты значительная часть инвайронменталистов возлагают надежды в решении экологических проблем на совершенствование технологий. Характеристиками инвайронментализма остаются биоцентристские ценности пределы материального развития настроения антироста.

К настоящему времени американский инвайронментализм представляет собой ценностно-ориентированное в отличие от нормативно-ориентированного соглашательского движение которое объединяет около 12 тыс. Организаций число которых ежегодно увеличивается на 250. По результатам опросов инвайронментализму симпатизирует от 60 до 80 населения. Большинство организаций создано в последнее десятилетие.

Достаточным основанием для членства в инвайронментальной организации считается признание существования экологической опасности.

Хотя в движении и существуют определенные разногласия тенденций к расколу не намечается поскольку многие инвайронменталисты входят сразу в несколько локальных организаций.Лидерство принадлежит высшему среднему и высшему классу около 10 общественности США заявляют о принадлежности к этим организациям но активно участвует в их деятельности около 1. Эта группа активистов-представители среднего класса со сравнительно высоким уровнем образования и доходов.

Среди наиболее крупных организаций выделяются Совет по защите природных ресурсов , Институт инвайронментальной политики , Федерация национальной дикой природы , Фонд инвайронментальной защиты , Американская лига Исаака Уолтона , Сьерра Клаб , Национальное общество Одюбона , Ассоциация национальных парков и консервации , Общество дикой природы , Друзья земли.Существенных разногласий по поводу средств политической борьбы за достижение новой социадьной политики у инвайронменталистов нет но остается разнообразие интерпритаций целей этой политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Оценивая в целом развитие американских социально-экологических концепций. Прежде всего следует отметить органическую связь инвайронментализма в особенности ранних его форм с социально-историческими условиями формирования американского образа жизни и соответствующего стиля мышления со свойственными ему элементами натурализма индивидуализма активизма локалистской идеологии и реформизма.Соединение рационализма и иррационализма в теоретических основоположениях инвайронментализма обусловливает и пртиворечия возникающие уровнем ниже сочетание реформизма как воплощения рациональных целей разрешения экологических проблем с предлагаемыми средствами их достижения.

Заслуживает внимания также опыт эмпирических исследований социальных экологов и внедрения результатов в социальную среду.Кроме того немаловажным представляется более детальное изучение инвайронментализма как социального явления его идеологии связей с другими общественными движениями.

Многообразие и актуальность вопросов которые еще могут быть представлены инвайронментализмом по ходу его развития трудно предугадать и невозможно переоценить. СОДЕРЖАНИЕ Введение Социально-исторические и филосовские предпосылки инвайронментализма Новая инвайронментальная парадигма в социологии Заключение.