Социально-клинические аспекты суицидального поведения

Социально-клинические аспекты суицидального поведенияВ последниегоды отмечается значительный рост суицидов и суицидальных попыток, чтосвидетельствует об ухудшении психического здоровья населения. По данным Моховикова А.Н. 1993 г суицид, как причина смерти, удерживаетсяна четвертом месте, но реальное их количество учесть крайне тяжело.В настоящеевремя тяжелая социально-экономическая ситуация способствует усилениюсоциально-психической дезадаптации и формированию аутоагрессивных тенденций. Влюбом обществе в периоды социального напряжения создаются предпосылки для возникновенияразличных форм отклоняющегося поведения, включая суицидальное.

Выборочное исследование, проведенное во втором терапевтическом отделенииНовгородской ЦРБ за 1996 г. позволило получить следующий анализ.Из 123больных, госпитализированных по поводу суицидной попытки или отравления безсуицидальных целей - 10 умерло, 113 выписано, причем у 42 больных, чтосоставляет 37,2 всех осмотренных, психического заболевания выявлено не было. Уних констатирована некоторая акцентуация характерологических черт. В даннойгруппе преобладали женщины в возрасте от 17 до 85 лет со средним илисредне-техническим образованием.

Суицидная попытка была тесно связана синдивидуально значимыми психотравмирующими факторами, такими как конфликты всемье и с детьми, расторжение брака, одиночество, утрата прежнего социальногостатуса.Пресуицидальный период был растянут во времени, с обдумываниемспособов попыток, их подготовкой, изменением глубины суицидальных тенденций ввиде ее колебания и нарастания.

Среди способов попыток преобладали отравлениятранквилизаторами и нейролептиками - 66,7 , кислотами - 19 , окисью углерода -11,9 , бытовыми газами - 1,4 , растворителями - 1 . Решающим в осуществлении суицида у психически здорового человека являетсяинтрапсихический конфликт, а психологическая установка на суицид может бытьдоминирующей при слабости антисуицидального барьера.Анализ приведенных наблюдений показал, что в ситуации конфликта суицидальноеповедение у одних лиц реализуется на фоне своеобразных характеристик сознания исамосознания, у других - при ведущем влиянии интенсивных эмоциональныхпережиганий, у третьих - впоследствии доминирования идеи, подрывающейжизнестойкость индивида, у четвертых - решение о самоубийстве являлосьрезультатом трезвого взвешивания всех за и против . Имели место также смешанные и переходные варианты. Таким образом, все обследованные были распределены по группам в соответствии склассификацией А.Г. Амбрумовой и В.А. Тихоненко 1978 по следующим типамреакций 1 эгоцентрического переключения - 35,7 2 душевной боли или психалгии - 7,1 3 негативных интерперсональных отношений - 23,8 4 отрицательного баланса - 19 5 реакции смешанные и переходные - 14,4 . Склонность к суицидальному поведениючаще наблюдается у женщин, чем у мужчин. Частично это можно объяснить лучшейвыявляемостью ауто-агрессии у женщин их большей доступностью для контакта сврачом . При суициде снижается устойчивость антисуицидального барьера, происходитсоциально-психологическая дезадаптация Амбрумова А.Г Тихоненко В.А 1980,Нуллер Ю.Л 1988 . К антисуицидальному барьеру относятся социально-юридические икультурно-религиозные основы мировоззрения человека.

В России в конце прошлоговека уровень самоубийств был самым низким среди европейских стран.

Основнымисдерживающими факторами были православие и социально-юридическое преследованиелиц, совершавших суицидальные попытки Амбрумова А.Г Постовалова Л.И 1991 .Религиозное мировоззрение, как нравственная сила личности, может считаться однимиз важных критериев отношения личности к самоубийству и имеет реальнуюантисуицидальную направленность.

Основные мировые религии христианство, ислам,буддизм осуждают добровольный уход из жизни. Резкий слом устоявшегосяатеистического мировоззрения привел в настоящее время к социальной иидеологической дезадаптации.

Традиционные конфессии образовавшийся вакуумзаполняют вяло, и народ, оторванный от корней религии, не имеет возможностиполучить религиозное образование.

Освободившееся поле заполняют как ранее существовавшие, так и современныетоталитарные секты, в которые часть россиян, теряя ориентацию, отдают свое я . Бесчисленные колдуны, экстрасенсы, ясновидящие и активно спекулирующие на этомсредства массовой информации, используя стройную систему приемов, создаютфазовые состояния в сознании.Все это позволяет устранить барьер критическогоосмысления и дает возможность вторгаться в механизмы памяти, мышления, воли идругих психических функций.

Под влиянием данных факторов психика многих людей оказываетсянедостаточно пластичной для быстрого и адекватного приспособления, что вызываеткризис идентичности. В данном случает необходимо рассматривать магическийвариант кризиса Положий Б.С 1996 . Известно, что магическое мышлениесвойственно детям и примитивным культурам, а также, как психопатологическийфеномен больным шизофренией в нашем случае появление архаическихпсихопатологических переживаний , лицам, страдающим обсессивно-компульсивнымиишизотипическим и расстройствами.

Магический вариант кризиса идентичностиприводит к дезадаптации отдельных личностей, опасным явлениям в обществе, чтосвязано с феноменом группирования таких лиц и их индуцирующего влияния налюдей.Магическое мышление способствует индуцированию внутренней агрессивности,в том числе направленный на себя. Налицо все компоненты пресуицидальногосиндрома сужение психологических функций, суицидальные фантазии, наличиеагрессивности, направленной на себя. Тайлор и Шаре в 1984 г. показали, что резкие социально-идеологические изменениясопровождаются не ростом невротических состояний, как это утверждается вотечественной литературе, а психотических заболеваний.

Можно ожидать повышениязаболеваемости реактивными психозами и, возможно, даже снижения заболеваемостиневротическими состояниями Гурвич И.Н 1996 . Учитывая вышеизложенное, можно сделать заключение, что эффективная системапрактических мероприятий по предотвращению и профилактике суицидов может бытьсоздана лишь на базе глубоких научных исследований, вскрывающих причины, условияи механизмы суицидального поведения, которые открывают пути егопрогнозирования, а следовательно, и возможности управления.

При планировании и разработке стратегических задач в психиатрической помощинеобходимо учитывать новые социально-экономические изменения в обществе,повлекшие изменения в сознании и мышлении человека.Профилактика суицидов будетзначительно эффективнее, если эти изменения учитывать в новых подходах кразработке профилактических, терапевтических и реабилитационных мероприятий. Литература 1. Абрумова А.Г Тихоненко В.А. Актуальные проблемы суицидологии.

М 1979. 2. Гурвич И.Н. Социально-экономические изменения и паттерны нервно-психическойпатологии, М 1996. 3. Дмитриева Т.Е Положий С.Б. Культуральные и этнические проблемыпсихического здоровья М 1996. 4. Кондратьев Ф.В. Подсознательные формы коллективного реагирования и поведенияв новых конфессиональных группах на современном социокультуральномуровне.

М 1996. 5. Пилягина Г.Я. Культурологические предпосылки суицидального поведения. М 1996. 6. Случевский Ф.И. Атактическое мышление при шизофрении. Л Медицина , 1975.