Конфуцианская социальная утопия.

МГТУ имени Н.Э.Баумана ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ПОЛИТОЛОГИИ Конфуцианская социальная утопия Cтудент Группа Преподаватель Волкова И.В. МОСКВА 1996год. Да будет сохранен великий человек от тех,кто никогда не сможет объять всего учения и кто,дробя его на параграфы, разрушает гармонию ,высший дар живой души. Ромен Ролан Имя Конфуций -латинизированная форма китайского имени Кун цзы Учитель Кун .Вопросы веры занимали самое незначительное место в мировоззрении Конфуция ,однако его имя очень часто упоми-нается в одном ряду с именами Будды,Заратустры,пророка Мухаммеда.Не был он и умозрительным философом теория познания и загадки бытия также оставались вне его поля зрения .Несмотря на вс этоКонфуций оставил широкий и неизгладимый след в духовном развитиицелого культурного региона .Сверх того , его общественные и нравствен-ные идеалы стали впоследствии предметом повышенного внимания ина Западе и вРоссии . Этого мыслителя древности , в отличии от многих других , не скры-вает завеса ,сотканная воображением последователей.Наоборот - бла -годаря им мы можем узнать о его привычках,характере,ман рах ,о со-бытиях его жизни ,услышать его подлинные слова.Оказывается ,в его облике нет ничего сверхчеловеческого , он удивительно прост , даже про-заичен. Однако Конфуций не оставил цельного письменного изложения своих идей . Ему приписывают составление и редактирование зна-менитого Пятикнижия , которое издавна рассматривалось в Китае как исходный пункт всей китайской литературы . Особое место среди этих источников занимает книга Лунь-юй Изречения ,составленнаяучениками Конфуция уже после его смерти . Она состоит главным образом из отдельных афоризмов ,которые начинаются словами Учитель сказал . В этих афоризмах мы можем найти мысли сходные с мыслями ан-тичных философов,например мысли об идеальном правителе и идеальном государстве какими они должны быть? 2.1 Кто правит согласно добродетели, Подобен северной звезде Стоит на своем месте В кругу других созвездий. 4.10 Благородный муж Ничего не разрешает И не запрещает в Поднебесной А соизмеряется со справедливостью Правление это 12.11 когда будет государем государь, Слугой слуга, Отцом отец, И сыном сын. 12.17 есть исправление.

Кто же посмеет не исправиться, Когда исправитесь вы сами? 13.6 Когда ведешь себя ты правильно, То за тобой пойдут и без приказа Когда же ты ведешь себя неправильно, То не послушают,хоть и прикажут. 13.10 И отринуть казни. Т.е идеальный правитель должен быть справедливым ,стремиться к добру ,тогда и народ пойдет за ним ,как склоняется трава вслед ветру . .По словам Конфуция ,на месте государя должен стоять человек ,которому от рождения положено править.Правитель должен быть та-кой ,чтобы были рады те,что близко ,и приходили те,что далеко.

Также мы можем встретить мысли об идеальном государстве Если богатство распределить равномерно,то не будет бедных , если в стране установить гармонию , то население не будет казаться малочисленным .Если же народ будет находиться в состоянии покоя ,тогосударству не будут грозить никакие опасности . Но самое главное ,помнению Конфуция , это то, что народ должен верить своим управляю-щим,иначе государству не устоять . Большая часть афоризмов ,приведенная в хрестоматии, относится кочень интересным жизненным поучениям и правилам 8.13 Всегда будь искренним , люби учиться, Стой насмерть,совершенствуй путь Стыдись быть бедным и убогим,когда в стране есть путь Стыдись быть знатным и богатым,когда в ней нет пути. 4.14 Не печалься о том ,что нет места, А заботься о том ,чем себя утвердить Не печалься о том,что никто не знает тебя , А стремись быть тем, кого могут знать. 15.29 Человек может сделать путь великим , Не путь делает великим человека. Представляют большой интерес некоторые философские афоризмы Конфуция,которые имеют жизненную ценность вплоть до настоящего времени 15.28 Что ненавидят все,то требует проверки.

Что любят все, то требует проверки. 15.30 Лишь та ошибка ,что не исправляется. 17.3 Не происходит изменений лишь с высшей мудростью И низшей глупостью.

Все эти афоризмы дают некоторое представление о характере миро-восприятия Конфуция , становиться ясно,почему его учение нашло столько много последователей.Однако они не могут дать полное представле-ние об этом ,влиятельнейшем учении древности.