Фрейдомарксизм Э.Фромма и Г.Маркузе

Московский Педагогический Государственный УниверситетВарнавский Евгений, 103 грДоклад по истории социологии натему ФрейдомарксизмЭ. Фромма и Г. Маркузе Москва 2000Фрейдомарксизм развивался в рамках франкфуртскойшколы неомарксизма, и представлял из себя синтез учений Маркса и Фрейда, а,точнее, синтез неофрейдизма и неомарксизма. Осноовоположниками фрейдомарксизмабыли представители франкфуртской школы Эрик Фромм и Герберт Маркузе.Маркузе Marcuse Герберт 1898-1979 немецко-американский философ и социолог, один из виднейших представителейфранкфуртской школы неомарксизма.

Активно сотрудничал с франкфуртским инститтомсоциальных исследований, с 1934 жил и работал в США. В 50-е годы сотрудничал с Русским институтом приКолумбийском и Русским центром при Гарвардском университетах в качествеэксперта по советскому марксизму Философско-социологическая эволюция Маркузепротекала под влиянием левого немецкого марксизма, истолкованного в духенеогегельянства 20-х годов.В конце 20-х Маркузе занимался проблематикой историчности , истолковывая в духе собственной версии хайдеггермарксизма ранние работы Маркса К феноменологии исторического материализма , и философию Гегеля В 50-е годы всвязи с общим увлечением фрейдо-марксистской версией неофрейдизма,характерным для франкфуртской школы в целом, Маркузе построил леворадикальнуюверсию теории индустриального общества, опираясь на фрейдомарксистскиепредпосылки.

Согласно Маркузе, современное индустриальное, илипозднекапиталистическое общество обеспечивает лояльность своих функционеров им же и подавляемых и угнетаемых тем, что формирует соответствующую ему структуру влечений , витальных потребностей , не выходящих за социокультурныерамки этого общества.

Это значит, что революция против такого общества могла быбыть успешной лишь в том случае, если бы углубилась до уровня антропологической структуры человеческих потребностей так, чтобы социальнаяреволюция превратилась в антропологическую, прежде всего сексуальную, посколькуосновой всех влечений, в духе Фрейда, считаются сексуальные влечения.

ЭрикФромм 1900 ? немецко-американский как, впрочем, и Маркузе психолог и социолог, Сотрудникфранкфуртского института социальных исследований, с приходом к власти нацизмаэмигрировал в США. С 1951 профессор университета в Мехико Фромм отходит от биологизма Фрейда, приближаясьпо своим исходным положениям к экзистенциализму.Согласно Фромму, собственночеловеческое начинается лишь там, где кончается природное онокоренится в сецифике человеческого существования.

Основная психическаяпотребность индивида по Фромму установить систему отношений к миру иобществу. Двойственность положения человека в мире как природного так и надприродногосущества порождает основную историческую дихотомию наряду со стремление ксвободе и независимости человека как мыслящего существа, в нем столь жеукоренено и стремление к безопасности бегство от свободы , которое лишьпринимает различные формы в ходе истории.Ставя целью создание целостнойконцепции человека, Фромм ищет путей к этому в объединении социального ииндувидуально-психологического подходов более конкретно в достижении некоегосинтеза учений Маркса и Фрейда.

Это осуществляется через социализациюпсихоанализа с одной стороны, и гуманизацию марксизма с другой.Черезгосподствующий тип характера деятельность индивида направляется в каналы,поддерживающие функционирование данного общества.Формысоциального характера совпадают у Фромма с различными историческими типамисамоотчужденного человека.

В работе Бегство от свободы Фромм применил своюконцепцию к эпохе раннего капитализма, связав первоначальное накопление снакопительским типом характера, соединившим в себе скупость, упорство ипедантизм, и эксплуататорским типом. Параллельно с ними на другом общественнополюсе шло формирование рецептивного пассивного типа характера.Затем к нимприбавился рыночный тип характера порождение капитализма 20в. обществатотального отчуждения . С отчуждением человека в современном обществеФромм связывает и формы патологии невроз в любой форме есть прямой результатотчуждения, и индивидуальная попытка его компенсации, поиск выхода изотчуждения.

Список использованной литературы 1.История теоретической социологии в 3-х томах, Москва 19972. Философская энциклопедия в 5-ти томах, Москва1960.