Социологические взгляды П. Лаврова и Н.Михайлова

Социологические взгляды П. Лаврова и Н. Михайловского. Субъективная школа является, по выражению Геккера, специфически русским направлениям в социологии, наиболее отчетливо выразившим общественно-исторические особенности российской действительности.В истории отечественной науки субъективная школа явилась не просто значительным событием общественной жизни или одним из течений, притом самым широким и влиятельным. Она составила целую эпоху и была представлена такими яркими именами, как П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, С. Н. Южаков, С. Н. Кривенко и др. Унаследовав основные принципы позитивизма, его учения об эволюции и прогрессе, теоретически субъективного направления поставили перед собой задачу путем обращения к фактам истории, общим теориям исторического процесса, к научной литературе по проблемам эволюции органической природы, а также к реалиям социально-исторического и культурного развития России, найти ответы на главные вопросы времени каковы природа, содержание и движущие силы общественного прогресса в чем состоит сущность исторического процесса и какую роль играют в нем отдельные личности В трудах основателей субъективной школы, прежде всего в произведениях программного содержания - Исторических письмах Лаврова, Что такое прогресс Михайловского, дается разъяснение ее названия главный предмет исследования общества и человека составляет привносимый в социальную жизнь субъективный элемент.

Объективные же процессы - материальные условия жизни людей, исторические традиции и т. д также учитываются, но лишь как факторы инертные, используемого критически мыслящим субъектом в его творческой деятельности.

Вся разнообразная проблематика, субъект социологии, формировалась вокруг единого стержня - субъективного метода.

Основу субъективного метода составляет позитивистское деление человеческой истории на три периода объективно-антропоцентрический первобытный эксцентрический период разорваности жизни, разделение труда, подавленности окружающей действительностью субъективно-антропоцентрический когда начинает торжествовать основной принцип субъективного метода человек - центр земной жизни, все для человека Сущность третьего периода Михайловский выразил следующим образом Я - не цель природы, природа не имеет других целей, но у меня есть цели и я их достигну. Этим пониманием субъективного метода обусловлена его структура пламенное отношение к человеку как он есть, к страдающему человечеству законосообразность На всех этапах развития народнического движения субъективный метод использовался его идеологами в качестве главного оружия в борьбе против исторического материализма и марксистской методологии социального познания.

Самый общий смысл этого понятия в том, что познающий субъект наблюдатель в ходе познания ставит себя на место наблюдаемого, т. е. Субъективный метод есть такой способ познания, при котором объект социологии - человек - тождественен с субъектом, может быть, в следствии этой тождественности мыслящий субъект только в таком случае может дойти до истины когда вполне сольется с мыслимым объектом и ни на минуту не разлучится с ним, т. е. Войдет в его интересы, переживет его жизнь, перемыслит его мысль, перечувствует его чувство, перестрадает его страдания, переплачет его слезами. Попытки выразить сущность субъективного метода, как принципиально нового и многообещающего средства познания предпринимались неоднократно.

Так, Лавров связывал с ним надежды на выведение социологических законов.

Процедура его применения, считал он, состоит в том, что социолог ставит себя на место страждущих и наслаждающихся членов общества, а не на место бесстрастного постороннего наблюдателя общественного механизма.

Михайловский, трактовавший этот метод как такой способ удовлетворения познавательных потребностей, когда наблюдатель ставит себя мысленно в положение наблюдаемого видел в нем, кроме того, еще и особый способ регулирования деятельности, тот путь, которым сознательно идем к определенной цели. Основоположники субъективного метода обладали могучим интеллектуальным зарядом.

В соединении с сознанием высокого гражданского долга он дал мощный импульс к развитию социологической мысли на многие годы вперед. Об этом свидетельствует и широкое использование идей субъективной школы в практике русского революционного движения, и постоянно возникающая потребность обращения к теориям Лаврова, Михайловского на более поздних этапах народнического движения.Лавров и Михайловский обнаружили своеобразие социального факта и убедились в насущной необходимости использовать в социологии оценочные критерии поскольку социолог имеет дело не только с психологией, но и различными фактами этической, религиозной, правовой и другими сторонами жизни людей. Большой заслугой Михайловского считается разработка им идея индивидуальности и связанная с этим трактовка понятия истины, объединяющего Правду - Истину и Правду - Справедливость.

Тема борьбы за индивидуальность как часть общей борьбы за человеческое достоинство и справедливость составляет главное содержание субъективного метода, его гуманистическую сущность.

Серьезной заслугой субъективной школы была пропаганда в России достижений западной социологии. Благодаря заботам Лаврова, Михайловского, других представителей этой школы, русская общественность получила возможность ознакомиться с трудами О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, других европейских мыслителей.Тем самым были достигнуты заметные сдвиги в сторону радикализации общественного сознания, сделаны новые шаги по пути к приобщению общественной мысли России к достижениям мирового научного сообщества.