Вклад в социологию Г.Спенсера

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИД РФКафедра социологии СООБЩЕНИЕ Вклад всоциологию Г.Спенсера СОСТАВИЛ Студент 1 курса МЭО, 4 академ.гр.Аверьянов Алексей.НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Корнеев Николай Сергеевич МОСКВА 1998Существеннообогатил предмет науки английский социолог Г.Спенсер 1820-1903r.r В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений.

Однако в противоположность Конту онсделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодахчеловеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почемув обществе возникают конфликты и катаклизмы.По его мнению, эволюционируют вединстве все элементы Вселенной -неорганические, органические и надорганические социальные .Социология призвана изучать прежде всего надорганическую эволюцию, котораяпроявляется в количестве и характере разного рода общественных структур, ихфункциях, в том, на что собственно нацелена деятельность общества и какиепродукты оно производит.

В этой связи Спенсер обосновывает постулат, согласнокоторому изменения происходят в обществе по мере того, как его членыприспосабливаются или к природной среде, или же к среде социальной.В качестведоказательств и обоснованности своего постулата ученый приводит многочисленные примеры зависимости характерачеловеческой деятельности от географии местности, климатических условий,численности народонаселения и т.д.По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных способностей членов общества находится во взаимозависимости с эволюцией социальной.

Отсюдаследует, что качество жизни членов общества. характер экономических иполитических институтов зависит в конечном счете от усредненного уровня развития народа.Поэтому любые попытки искусственно подтолкнуть социальную эволюцию с помощью, например, регулирования спроса ипредложения, или радикальных реформ в политической сфере без учета свойствчленов, составляющих общество, с точки зрения ученого, должны обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями Если вы однажды вмешаетесь вестественный порядок природы писал он то никто не может предсказатьконечных результатов.

И если этозамечаниесправедливо в царстве природы, то оно еще более справедливо по отношению ксоциальному организму, состоящему из человеческих существ, соединенныхв единое целое . На этом основании социолог не принял ни социализма, нилиберализма за их попытки, хотя и разные - революционные и реформистские-вмешательства в естественный ход эволюции.Спенсер полагал,что человеческая цивилизация в целом развивается по восходящей линии. Ноотдельно . взятые общества также как и подвиды в органической природе могутне только прогрессировать, но и деградировать Человечество может пойтипрямо, только исчерпав все возможные пути . При определении этапаисторического развития конкретного общества Спенсер использует два критерия -уровень эволюционной сложности и масштабность структурно-функциональных систем,по которым он относит общество к определенной системе сложности - простое,сложное, двойной сложности, тройной сложности и т.д.Исследуяпроисхождение всех живых тел, а таковым Г. Спенсер считал и общество, онпоставил перед собой задачу осуществить как можно больше эмпирических обобщенийдля доказательства эволюционной гипотезы.

Это позволило бы ему утверждать сбольшей уверенностью, что эволюция совершалась и совершается во всех областяхприроды, в том числе в науке и искусстве, в религии и философии. Эволюционнаягипотеза, считал Спенсер, находит поддержку как в многочисленных аналогиях, таки в непосредственных данных.

Рассматривая эволюцию как переход отнеопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности,сопровождающей рассеяние движения и интеграцию материй, он в работе Основныеначала различал три ее вида неорганическую, органическую и надорганическую.Особое внимание Г. Спенсером было уделено анализу надорганической эволюции вдругом труде Основания социологии .Чем менее развитыми являются физические, эмоциональные иинтеллектуальные способности человека, тем сильнее его зависимость от внешнихусловий существования, важнейшей частью которых может быть соответствующеегрупповое образование.

В борьбе за выживание человек и группа совершают ряднепреднамеренных действий, объективно предопределенных функций.

Этимифункциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами,определяются групповые организации и структуры, соответствующие институтыконтроля за поведением членов групп.

Такие образования первобытных людейсовременным людям могут показаться очень странными и нередко ненужными.Но длянецивилизованных людей, полагал Спенсер, они необходимы, так как выполняютопределенную социальную роль, позволяют племени осуществлять соответствующуюфункцию, направленную на поддержание его нормальной жизнедеятельности.Не располагая необходимыминепосредственными данными о функционированииобщества как сложной социальной системы эмпирическая социология появилась лишьв начале XX столетия . Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическиморганизмом и обществом как социальным организмом.Он утверждал, что непрерывный рост обществапозволяет смотреть на него как на организм.

Общества, как и биологическиеорганизмы, развиваются в форме зародышей и из небольших масс путемувеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы исоединения этих больших групп в еще большие группы.

Первобытные общественныегруппы, подобно группам простейших организмов, никогда не достигаютзначительной величины путем простого возрастания . Повторение процессовобразования обширных обществ путем соединения более мелких приводит ксоединению вторичных образований в третичные. Таким образом.Спенсер осуществлял типологию обществ по стадиямразвития.Главноенаправление происходящих изменений Спенсер видел в нарастании многообразиявнутренней дифференциации общественного развития социальное расслоение,появление новых организаций и т. д. при одновременном усилении общественных связей.Спенсер выделил два типа общества военное , в котором сотрудничество людей вдостижении общей цели имеет принудительный характер, и промышленное сдобровольным сотрудничеством.

Общество как социальный организм, помыслиСпенсера, состоит из трех главных систем производя- щей средства для жизни , распределительной , регулятивной . Последняя включает в себя системусоциального контроля, который держится на страхе.

Страх перед живыми поддерживается государством, а страх перед мертвыми церковью. Спенсерактивно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощатьотдельную личность.