Кареев Николай Иванович

Николай Иванович Кареев 1850 1931 Н.И. Кареев - выдающийся русский ученый историк и социолог, крупнейший представитель классического позитивизма в социологии, один из основателей отечественной социологии, настойчивый и убежденный последователь и популяризатор учения Конта и других западных философов и социологов. Николай Иванович Кареев родился 24 ноября 1850 г. 6 декабря по новому стилю в Москве.В 1873 окончил Московский университет где под руководством В.И.Герье занимался историей Великой французской революции.

В юности испытал влияние идей Л.Фейербаха, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и особенно Д.И.Писарева, а в дальнейшем субъективистов П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского. Вместе с тем, Кареев разработал свой собственный взгляд на субъективный фактор он отождествлял его с личностью, рассматриваемой в качестве элемента общества. В 1879 84 гг. Кареев был профессором Варшавского, а затем Петербургского университетов.С 1910 г член-корреспондент Российской академии, с 1929 почтный член АН СССР. В 1870-х гг. Кареев написал свой лучший труд Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII века 1879 в 1881 году вышел его Очерк истории французских крестьян с древнейшего времени до 1789 года. Кареев закрепил за русской наукой приоритет в области конкретного изучения крестьянского вопроса накануне и в период Великой Французской революции.

Политические взгляды Кареева можно охарактеризовать как умеренный либерализм, но несмотря на всю умеренность своего либерализма, Кареев в 1899 году был уволен в связи со студенческими волнениями из Петербургского университета, куда вернулся лишь в 1906 году. Во время Революции 1905 07 гг. вошл в ряды кадетской партии и был избран членом 1-й Государственной Думы. В курсе Кареева История Западной Европы в новое время т. 1 7, 1892 1917 отводилось существенное место социально-экономическим процессам. В 1911 15 гг. Кареев приступил к разработке истории парижских революционных секций.

В 1924 25 гг. опубликовал 3-томную работу Историки Французской революции первый сводный обзор историографии Великой французской революции не только в русской, но и в зарубежной литературе.

Помимо основательных чисто исторических работ, оказавших серьезное влияние на многих отечественных и зарубежных историков, Кареев плодотворно занимался разнообразными методологическими проблемами социологии.Так, он рано и независимо от немецких неокантианцев поставил вопрос об особенностях обобщения в естественных и гуманитарных науках, о типологическом анализе и др. Внимательно следя за историей становления мировой и русской социологии, он быстро откликался на очередные новинки в этой области то статьей, то рецензией.

Часто завязывалась полемика. Статьи объединялись в сборники и многократно переиздавались. Кареев пришел в науку в то время, когда шли усиленные поиски аргументов в пользу самостоятельности социологии.Он активно включился в эту работу и наряду с разработкой конкретных тем в области социологии и истории создал ряд оригинальных исследовании по общим вопросам теории и методологии социологического знания.

Кареев принадлежал к субъективной школе, стремясь систематизировать многие ее уроки, защитить от критики со стороны марксистов, неокантианцев, религиозной социальной метафизики.Среди конкретных социологических проблем особое внимание уделял междисциплинарным отношениям социологии особенно с психологией, роли личности в истории, прогрессу и др. Наиболее значителен его вклад в разработку истории социологической науки, он является основателем и зачинателем известной русской традиции историко-критического обозрения социологических школ и направлений, в которую входили влиятельные социологи - М.Ковалевский, В.Хвостов, П.Сорокин, П.Тимашев и др. Кареев - один из первых удачных библиографов социологии и составитель ранних учебных программ по этой дисциплине.

Идейное наследие Н. Кареева многопланово и обширно и философско-исторические и социологические работы в нем занимают весомое место.

Кареев, в основном, оставался приверженцем позитивистских установок при изучении реальных факторов эмпирических событий. Главную задачу для себя он видел в открытии законов развития человечества с помощью точных методов исследования.Общество как организованное целое - социальный прогресс, социальная организация, контроль и регуляция - все эти факторы, тесно связанные между собой, утверждал Кареев, и образуют основу закономерного, развития общества как сложной системы психических и практических взаимодействий личности.

Кареев дал определение социологии как абстрактной науки, занимающейся изучением природы и генезиса общества, его основных сил и их взаимоотношений, а таете происходящих в нем процессов, независимо от времени и места их возникновения.Социология писал он есть общая абстрактная наука о природе и генезисе общества, об основных его элемента факторах и силах, об их взаимоотношениях, о характере процессов, в ней совершающихся, где бы и когда бы все это ни существовало и ни происходило.

В работе Общие основы социологии Кареев развивает свое представление о социологии. Он пишет Социология берет общество интегрально, имея в виду, что государство, право и народное хозяйство, обособленно взятые для изолированного изучения, существует только в абстракте, что реально нет государства, в котором не было бы права и хозяйства, что нет хозяйства без государства и права и что нет, наконец, и последнего без первых двух. Основной источник социологии Кареева позитивизм, особенно контизм.

Вместе с тем Кареев выступал с критикой его теорий - не принял тезиса Конта, согласно которому вся история может быть представлена трехфазной схемой, выражающей законы движения наук в соответствии с формами миросозерцания отрицательно относился к игнорированию Контом значения политической экономии для построения социологии. классификации наук, считая ее неполной.Огюст Конт, по мнению Кареева, в силу неразвитости психологического знания в тот период сделал скачок от биологии к социологии, минуя психологию.

Между биологией и социологией мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную писал Кареев. Коллективная психология способна, по его мнению, стать подлинной основой социологии, поскольку все общественные явления есть в конечном счете духовное взаимодействие между отдельными людьми.Главные проблемы социологии, согласно Карееву, таковы 1 социология как наука 2 научный и этический элемент в ней 3 отношения социологии с другими общественными науками, а также с биологией и психологией 4 экономический аспект общества 5 социальная структура 6 прогресс как сущность исторического процесса и 7 роль личности в истории.

Кареев придавал большое значение развитию теоретической социологии.В соответствии с принципами позитивизма Кареев рассматривал социологию как чисто теоретическую дисциплину, стремящуюся исключительно к познанию объективных тенденций общественного развития и не допускающую в своих построениях каких-либо оценок, выходящих за пределы того, что доступно проверке.

Кареев не был согласен с Контом относительно задач социологии, которые основоположник социологии выразил следующим афоризмом Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы господствовать.Кареев писал Социология подобно всякой положительной науке о том, что есть, как оно есть, должна быть беспартийной и надклассовой Чтобы сохранить свой научный характер. социология должна не только не решать вопрос о наилучшем устройстве общества, но даже не брать на себя предсказаний о том, каково будет дальнейшее развитие существующего общества, потому что и в этой области гаданий многое подсказывается чаяниями сердца.

Поскольку социология есть наука о законах явлении, в ней нет места и для нравственной оценки, так как посложней могут подлежать только отдельные явления и поступки людей, разные между ними отношения и определенные социальные нормы.Придавая большое значение теоретической форме знания и проблеме метода в научном исследовании, Кареев занимался обоснованием выполняемых теорий объяснительной экспликативной и предписывающей нормативной функций.

Н.И.Кареев, за несколько лет до западных социологов пришел к мысли о необходимости разделения всех общественных наук по характеру изучаемого объекта на науки о явлениях феноменологические - история, философия истории и о законах номологические, к которым отнес и социологию.Становление социологии как самостоятельной науки об обществе ставило задачу определения ее места в кругу других наук, как естественных, так и гуманитарных, выработки своего особого метода, отличного от прочих, четкого определения проблематики и исследовательской программы.

Особого внимания в этом отношении заслуживает вклад Н.И.Кареева, который наиболее полно разрабатывал в рассматриваемый период вопрос о методах социальных наук. В основу классификации наук об обществе Кареев положил степень обобщения ими социальных явлений или уровень абстракции.

В соответствии с этим он выделил три основные науки - историю и другие родственные ей науки социологию и философию истории каждая из которых имеет свой предмет, метод и уровень обобщения информации. Кареев сопоставляет две науки - историю и социологию, и приходит к выводу, что они неразрывно связаны между собой.История доставляет социологу необходимый фактический материал, помогая тем самым формировать полную картину движения человеческого бытия социология вырабатывает способы понимания исторических событий и фактов.

Кареев считает, что в задачу истории входит выявление источников информации, их критическая проверка, описание индивидуальных и неповторимых явлений прошлого. История, следовательно, есть описательная наука, представляющая предварительную стадию изучения общества.Задача истории пишет Кареев не в том, чтобы открывать какие-либо законы на то есть социология или давать практические наставления это - дело политики, а в том, чтобы изучать конкретное прошлое без какого бы то ни было поползновения предсказать будущее, как бы изучение прошлого и ни помогало в иных случаях предвидению того, что может случиться и наступить.

Отвергая идею рассмотрения истории как номологической науки т.е. изучающий закон общества, Кареев видит ее цель, во-первых, в добывании фактов, во-вторых, установлении реальных взаимосвязей между ними и, в-третьих, в первичных их обобщениях. Становясь на позиции крайнего субъективизма, Кареев объявлял, подобно Михайловскому, содержанием философии истории идеальный мир норм, мир должного, мир истинного и справедливого, с которым будет сравниваться действительная история.

С тех же субъективно-идеалистических позиций с 1890-х гг. боролся против марксизма, называя его экономическим материализмом. Известен ряд критических работ Кареева, в которых он обосновывает свой взгляд на теорию марксизма как научно-несостоятельное направление в социологии.Кареев много сделал в области изучения проблемы личности, глубокую разработку которой считал главным призванием социологии.

Личность рассматривается им как субъект психических переживании, мыслен и чувств, желании и стремлении, составляющий исходный пункт социальных процессов. Личность в теории Кареева - субъект истории, соединяющий в себе антропологические, психологические и социальные начала.Именно такое понимание личности составляет основу того субъективизма, на котором так настаивал ученый как на методе познания социальных явлений.

Он утверждает, что субъективизм неизбежен в изучении общества, поскольку и отдельные события, и общественный процесс в целом оцениваются с точки зрения определенного идеала. Общество в социологии Кареева выступает в абстрактной форме, вне его исторических, экономических и прочих особенностей. Общество, по Карееву, есть сложная система психических и практических взаимодействий личностей. Оно делится на две части на культурные группы и социальную организацию.Культурные группы есть предмет индивидуальной психологии.

Отличительными признаками культурных групп являются не природные свойства, а те привычки, обычаи, традиции, которые возникают в результате воспитания. Вторая сторона общества социальная организация результат коллективной психологии и изучается социологией.Социальная организация это совокупность экономической, юридической и политической сред. Основанием для такой схемы у Кареева выступает положение личности в обществе ее место в самой социальной организации политический строй защищаемые государственной властью частные отношения к другим лицам право ее роль в экономической жизни экономический строй.

Для Кареева социальная организация показатель пределы личной свободы. Главными достижениями всей научной мысли XIX в. Кареев, как и другие ученые, считал открытие двух основных методов познания общества - сравнительно исторического позволяющего представить статистическую картину общества, его горизонтальный срез и эволюционного позволяющего представить общество в развитии, динамике, состоящей в смене ряда фаз или культурных типов, т.е. осуществить вертикальный срез. Если сравнительно исторический метод занимается сходными историческими явлениями, выявлением реально существующих их типов, то задача эволюционного метода состоит в анализе процессов их развития, стадий или фаз этого процесса, а также выяснением причин их возникновения, оформления и смены.

Кареев, не отрицая роли экономического фактора в истории, первостепенную роль отводил фактору психическому, что позволило учесть сложный характер человеческих поступков, роль творческих и волевых импульсов.

Человеческое поведение он рассматривает как единство социального и индивидуального достижение общественного идеала реализуется исключительно через действия отдельных индивидов. Такая трактовка личности лежит в основании концепции индивидуализма субъективной школы.К позиции субъективной школы близки взгляды Кареева и на отношение субъективного и объективного, суть которых состоит в том, что безразличная к индивидуальному существованию среда перерабатывается личностью в ходе его практических действий и в соответствии с ее идеалом, в результате чего и создаются все человеческие формы бытия.

Особое место в историко-социологических трудах Кареева занимает анализ процесса проникновения идей позитивизма в русскую социологию и формирование здесь на их основе наиболее значительных тенденций.В истории русской социологии им были отмечены как наиболее влиятельные - субъективная школа и марксистская социология противостояние этих течений он использовал в качестве определяющего признака при разработке периодизации истории отечественной социологии.

В истории социологии России Кареев выделяет три крупных периода конец 60-х - середина 90-х годов XIX в. с середины 1890-х до 1917 г. после 1917 г. Первый этап соответствует периоду зарождения субъективной школы.Второй характеризуется одновременным развитием марксистской и немарксистской социологий, сопровождаемый борьбой между ними. Третий отмечен установлением господства марксистской социологии и, как это представлялось Карееву, намечавшейся возможностью сближения экономизма и психологизма.

Кареев высказал оригинальный подход к изучению культуры, в определение которой он включил всю совокупность результатов психологического взаимодействия между людьми. Содержание человеческой культуры в концепции Кареева представлено в виде двух крупных пластов.Один из них объединяет такие продукты духовной деятельности как язык, религию, искусство, науку, философию другой состоит из структур, обеспечивающих функционирование общества государство. народное хозяйство, право.

В заключении необходимо отметить, что Н.И.Кареев великолепно знал историю социологии. Его труды явились одной из первых в России попыток осмысления общих закономерностей развития социологии, анализ ее успехов и неудач.Кареев наряду с большой научно-исследовательской работой в течение всей своей жизни - преподавал историю и социологию, создал много работ, посвященных задачам преподавания истории и социологии, выступая в этой области как теоретик и методист.

Он заботился о совершенствовании системы школьного и вузовского образования, ходатайствовал о создании кафедр социологии в российских университетах, занимался научным поиском в области методов обучения, изучал традиции. сложившиеся в российской системе образования.Преодолевая характерную для русского обществоведения того времени публичность, Кареев заботился об усилении профессионализма в подготовке квалифицированных социологов.

Список литературы 1. Гусейнова Ф.Д. Социология. Учебное пособие ч. 2. М 1997. 2. Антология русской классической социологии под. ред. Клементьева и Панковой. М 1995. 3. Голосенко, Козловский История русской социологии XIX XX вв. М 1995. 4. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии М 1995. 5. Радугин А.А Радугин А.К. Социология курс лекций М 1996.