Вклад в социологию Г. Спенсера

Вклад в социологию Г. Спенсера Существенно обогатил предмет наукианглийский социолог Г. Спенсер 1820-1903r. r. . В традициях позитивистскойсоциологии Спенсер, опираясь на исследования Ч. Дарвина, предложил использоватьэволюционную теорию для объяснения социальных изменений.Однако впротивоположность Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в обществена разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальныеперемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы.

По его мнению,эволюционируют в единстве все элементы Вселенной -неорганические, органическиеи надорганические социальные . Социология призвана изучать прежде всегонадорганическую эволюцию, которая проявляется в количестве и характере разногорода общественных структур, их функциях, в том, на что собственно нацеленадеятельность общества и какие продукты оно производит.В этой связи Спенсеробосновывает постулат, согласно которому изменения происходят в обществе помере того, как его члены приспосабливаются или к природной среде, или же ксреде социальной.

В качестве доказательств и обоснованности своего постулатаученый приводит многочисленные примеры зависимости характера человеческойдеятельности от географии местности, климатических условий, численностинародонаселения и т.д. По Спенсеру, эволюция физических иинтеллектуальных способностей членов общества находится во взаимозависимости сэволюцией социальной.Отсюда следует, что качество жизни членов общества.характер экономических и политических институтов зависит в конечном счете от усредненного уровня развития народа.

Поэтому любые попыткиискусственно подтолкнуть социальную эволюцию с помощью, например, регулированияспроса и предложения, или радикальных реформ в политической сфере без учетасвойств членов, составляющих общество, с точки зрения ученого, должныобернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями Если вы однаждывмешаетесь в естественный порядок природы писал он то никто не можетпредсказать конечных результатов.

И если это замечание справедливо в царствеприроды, то оно еще более справедливо по отношению к социальному организму,состоящему из человеческих существ, соединенных в единое целое . На этомосновании социолог не принял ни социализма, ни либерализма за их попытки, хотяи разные - революционные и реформистские -вмешательства в естественный ходэволюции. Спенсер полагал, что человеческаяцивилизация в целом развивается по восходящей линии.Но отдельно. взятыеобщества также как и подвиды в органической природе могут не толькопрогрессировать, но и деградировать Человечество может пойти прямо,только исчерпав все возможные пути . При определении этапа историческогоразвития конкретного общества Спенсер использует два критерия - уровеньэволюционной сложности и масштабность структурно-функциональных систем, покоторым он относит общество к определенной системе сложности - простое,сложное, двойной сложности, тройной сложности и т.д. Исследуя происхождение всех живых тел, атаковым Г. Спенсер считал и общество, он поставил перед собой задачу осуществитькак можно больше эмпирических обобщений для доказательства эволюционнойгипотезы.

Это позволило бы ему утверждать с большей уверенностью, что эволюциясовершалась и совершается во всех областях природы, в том числе в науке иискусстве, в религии и философии.

Эволюционная гипотеза, считал Спенсер,находит поддержку, как в многочисленных аналогиях, так и в непосредственныхданных.Рассматривая эволюцию как переход от неопределенной, бессвязнойоднородности к определенной, связной разнородности, сопровождающей рассеяниедвижения и интеграцию материй, он в работе Основные начала различал три еевида неорганическую, органическую и надорганическую. Особое внимание Г.Спенсером было уделено анализу надорганической эволюции в другом труде Основания социологии . Чем менее развитыми являются физические,эмоциональные и интеллектуальные способности человека, тем сильнее егозависимость от внешних условий существования, важнейшей частью которых можетбыть соответствующее групповое образование.

В борьбе за выживание человек игруппа совершают ряд непреднамеренных действий, объективно предопределенныхфункций.

Этими функциями, осуществляемыми членами определенных групп и самимигруппами, определяются групповые организации и структуры, соответствующие институтыконтроля за поведением членов групп.Такие образования первобытных людейсовременным людям могут показаться очень странными и нередко ненужными.

Но длянецивилизованных людей, полагал Спенсер, они необходимы, так как выполняютопределенную социальную роль, позволяют племени осуществлять соответствующуюфункцию, направленную на поддержание его нормальной жизнедеятельности. Не располагая необходимыминепосредственными данными о функционировании общества как сложной социальнойсистемы эмпирическая социология появилась лишь в начале XX столетия . Спенсерстарался провести последовательную аналогию между биологическим организмом иобществом как социальным организмом.

Он утверждал, что непрерывный ростобщества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как ибиологические организмы, развиваются в форме зародышей и из небольших масс путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы исоединения этих больших групп в еще большие группы.Первобытные общественныегруппы, подобно группам простейших организмов, никогда не достигаютзначительной величины путем простого возрастания . Повторение процессовобразования обширных обществ путем соединения более мелких приводит ксоединению вторичных образований в третичные.

Таким образом. Спенсеросуществлял типологию обществ по стадиям развития. Главное направление происходящих измененийСпенсер видел в нарастании многообразия внутренней дифференциации общественногоразвития социальное расслоение, появление новых организаций и т.д. приодновременном усилении общественных связей.Спенсер выделил два типа общества военное , в котором сотрудничество людей в достижении общей цели имеетпринудительный характер, и промышленное с добровольным сотрудничеством.Общество как социальный организм, помысли Спенсера, состоит из трех главныхсистем производя- щей средства для жизни , распределительной , регулятивной . Последняя включает в себя систему социального контроля,который держится на страхе.

Страх перед живыми поддерживается государством, а страх перед мертвыми церковью.Спенсер активно отстаивал идею о том, чтообщество не может и не должно поглощать отдельную личность.