Соционика: Наука или искусство?

Для тех, кто хотел бы поглубже изучить историю появления типов, узнать, почему их 16, почему для их описания используются пары характеристик, которые указаны в тестах, мы предлагаем небольшой обзор по работе К. Г. Юнга "Психологические типы", которая впервые была опубликована в 1921 г. Сама работа достаточно сложна для неподготовленного читателя, в ней мало примеров из повседневной жизни, поэтому мы остановимся лишь на некоторых ее моментах (в хронологическом порядке), на тех соображениях и рассуждениях самого Юнга, которые привели его к мысли о существовании типов.

Идеи Юнга, изложенные в этой работе, положили основу современным соционике и типологии (хотя и претерпели заметные изменения). Итак, сначала несколько слов о Юнге. (Желающие более подробно ознакомиться с биографией Юнга, могут почитать статью В. В. Зеленского " Карл Густав Юнг. Жизнь, личность, работа", вынесенную нами в виде отдельного раздела). К. Г. Юнг (1875-1961) общепризнанно принадлежит к классикам психологической науки xx века. Психиатр и мыслитель, многолетний сподвижник "отца" психоанализа Зигмунда Фрейда, а в последующем основатель собственного направления в глубинной психологии, так называемой аналитической психологии, он является автором более 20 томов неполного собрания сочинений в области психологии.

Но одной из важнейших его работ и, наверное, самой знаменитой является работа "Психологические типы". Эта работа явилась плодом почти 20-летней работы.Вот что пишет об этом сам Юнг: "Мысли, нашедшие свое выражение в этой книге, возникали постепенно, прежде всего из бесчисленных впечатление и опытов, практически приобретенных мною в качестве психиатра и врача-невролога, равно как и из моего общения с людьми самых разнообразных социальных кругов Критики обычно впадают в ошибку, полагая, что сами типы явились, так сказать, плодом свободного воображения и были насильственно навязаны эмпирическому материалу.

Я должен подчеркнуть, что моя типология является результатом многолетнего практического опыта.

Я прежде всего врач и практикующий психотерапевт, и все мои психологические формулировки основаны на опыте тяжелой каждодневной профессиональной работы. Поэтому то, что я должен был сказать в данной книге, было стократно проверено, — слово за словом " Основным результатом работы Юнга, как он отмечает, явилось выделение двух основных типов установки: экстраверсии и интроверсии, а также четырех типов функций психики: мышления, эмоций, ощущения и интуиции. "Если привычно господствует одна из этих функций, то появляется соответствующий тип. Поэтому я различаю мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный типы. Каждый из этих типов может быть интровертным или экстравертным." Таким образом получается восемь вариантов и соответственно 8 типов.

Здесь следует сразу же отметить, что первоначально Юнг выделил и описал именно 8 типов психик и лишь позднее он отмечал, что эти 8 могут распадаться на 16, в зависимости от того, какая функция психики стоит на втором месте после главной (но об этом позднее). Далее Юнг пишет: "Меня чуть ли не с упреком спрашивали, почему я говорю ровно о четырех функциях, не больше и не меньше.

То, что их ровно четыре, получилось прежде всего чисто эмпирически. Четыре функции являются своего рода четырьмя сторонами горизонта, столь же произвольными, сколь и необходимыми.Я должен признаться в одном: мне ни за что не хочется обходиться в своей психологической исследовательской экспедиции без этого компаса, и не по напрашивающейся общечеловеческой причине, что каждый влюблен в свои собственные идеи, а из-за того объективного факта, что тем самым появляется система измерения и ориентации." Итак, обо всем по порядку.

Первым шагом на пути к описанию типов было выделение Юнгом двух видов установки: экстраверсии и интроверсии.Вот что он пишет об этом: "В своей практической врачебной работе с нервными больными я уже давно заметил, что помимо множества индивидуальных различий в человеческой психологии существует также и целый ряд типических различий.

Прежде всего выделяются два резко различных типа, которые я назвал типом интровертным и типом экстравертным." Вот как шел Юнг к этим понятиям. " то особое обстоятельство, что в течение многих лет — я не знаю скольких — я должен был лечить супругов и делать мужчину и женщину взаимоприемлемыми, еще больше подчеркивает необходимость установить определенные средние истины.Сколько раз мне приходилось говорить: "Видите ли, ваша жена очень активная натура, и от нее действительно нельзя ожидать, чтобы все ее существование заключалось лишь в домашнем хозяйстве". Это уже является типизацией, и этим выражена своего рода статистическая истина.

Существуют активные и пассивные натуры. Однако эта прописная истина меня не удовлетворяла.Следующая моя попытка состояла в предположении, что существует нечто вроде задумывающихся и незадумывающихся натур, ибо я видел, что многие натуры, кажущиеся на первый взгляд пассивными, на самом деле не столько пассивны, сколько предусмотрительны.

Они сначала обдумывают ситуацию — потом действуют, а так как для них это обычный образ действия, то они упускают случаи, где необходимо непосредственное действие без раздумий, и таким образом складывается мнение об их пассивности.Незадумывающимися всегда казались мне те, кто без раздумий прыгает обеими ногами в ситуацию, чтобы потом уж только сообразить, что они, похоже, угодили в болото. Нерешительность первого столь же часто основывается на свойственной ему боязливости или по крайней мере на чем-то вроде обычного отступления перед слишком сложной задачей, а непосредственная активность второго часто обуславливается большим доверием к объекту, чем к себе. Это наблюдение побуждает меня сформулировать типизацию следующим образом: существует целый класс людей, которые в момент реакции на данную ситуацию как бы отстраняются, тихо говоря "нет", и только вслед за этим реагируют, и существуют люди, принадлежащие к другому классу, которые в такой же ситуации реагируют непосредственно, пребывая, по-видимому, в полной уверенности, что их поступок, несомненно, правильный.

То есть первый класс характеризуется некоторым негативным отношением к объекту, последний — скорее позитивным." Первый вид установки Юнг назвал интровертным, второй экстравертным.

Но это был лишь первый шаг. Понадобилось около 10 лет кропотливой работы, чтобы продвинуться дальше в этом направлении.Вот что об этом пишет Юнг. "Противопоставление интроверсии и экстраверсии провести просто, однако простые формулировки, к сожалению, чаще всего подозрительны.

Слишком легко укрывают они действительные трудности. Я говорю так исходя из собственного опыта, ведь едва я опубликовал первую формулировку своих критериев — этому событию скоро будет двадцать лет, — как, к своему неудовольствию, обнаружил, что каким-то образом попал впросак, что-то не сходилось.Видимо, я пытался объяснить слишком многое простыми средствами, как это чаще всего и бывает при первой радости открытия.

Я обнаружил факт, который невозможно было отрицать, а именно прямо-таки огромные различия внутри самих групп интровертов и экстравертов.".