рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Б) конфликтологический анализ.

Б) конфликтологический анализ. - Лекция, раздел Социология, Социология. Обзорная лекция При Рассмотрении Этих Направлений Следует Выделить Общее И Специфическое, В И...

При рассмотрении этих направлений следует выделить общее и специфическое, в их характеристике. На что здесь следует обратить внимание:

1) Понятие структурно – функциональный анализ употребляется в двух значениях:

а) объединяющее название социологической школы (основатель Г. Парсонс);

б) метод исследования, позволяющий изменение элемента системы рассматривать в связи с изменениями всей системы.

2) Парсонс рассматривает общество как целостную систему, состоящую из функционально взаимосвязанных элементов (индивиды, группы, коллективы, внутри них функциональные отношения). Характер связей и отношений позволял создавать более или менее полную картину общества.

Отсюда предмет социологии сводится к выяснению социальных связей и взаимосвязей

Парсонс поставил цель – создать концептуальную структуру, которая давала бы возможность описать человеческое общество во всем его многообразии. Общество – это система (по Парсонсу), которая всегда стремится к равновесию, которое способствует самосохранению его. Нарушение равновесия приводит к дестабилизации системы и даже ее гибели. Поэтому любая система (общество, предприятие, партия, семья и др.) в целях выживания осуществляет функции такие, как: адаптация (приспособление к окружающей среде); целеполагание (формирование целей и лобилизация ресурсов для их достижений); интеграция (поддержание единства и упорядоченности действий); латентность (воспроизводство и распространение образцов, норм и стандартов поведения).

Обратите внимание – понятие функция является главной в теории Парсонса. С помощью этого понятия он пытается объяснить как множеству людей и других социальных явлений удается образовать целостную и самовоспроизводящую систему. На уровне общества вышеназванные функции осуществляет: политика (целеполагание); право и культура (интеграция); семья, школа, церковь (латентность).

Одна из важных категорий учения Парсонса – социальное действие, которое рассматривается им как самоорганизующаяся система, специфика которой состоит в:

1) символичности (регулирование поступков речью);

2) нормативности (зависимость действия от общепринятых правил и ценностей);

3) валюнтаристичности (произвольность поведения в зависимости от субъективного восприятия ситуации).

Социолог построил формализованную модель системы социального действия, состоящую из подсистем: социальной, культурной, личностной, органической. Эти подсистемы находятся в состоянии взаимообмена.

Он также называет основные элементы этой модели: деятель (индивид или группа людей); ситуация (природная или социальная); ориентация деятеля на ситуацию (способность к анализу среды и определению целей и средств достижения цели)

Парсонс рассматривает развитие общества как эволюционный процесс, характеризующийся растущим упорядочением системных отношений, повышением сложности систем и увеличением их возможностей для удовлетворения общественных потребностей.

Альтернативной структурно-функциональному подходу (акцент его на стабильность социальных систем и эволюционных форм их развития) в современной социологии сложилась теория социального конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф и др.). Они видят в конфликте не дисфункцию социальной системе, а естественную и прогнозируемую составляющую социального организма. Так, Льюс Козер (1913-2003 гг.) считал, что стабильность социальной системы не исключает, а, напротив, предполагает борьбу интересов, социальные столкновения. По Козеру, социальный конфликт выступает как неотъемлемый атрибут социальных отношений и выполняет такие позитивные функции как интеграция социальной структуры, поддержание солидарности внутри групп, укрепление межличностных отношений, разрядка напряженности в обществе.

Социальные конфликты играют важную роль в обновлении общества. Они не только порождают новые социальные институты, нормы, но и стимулирующей экономический и технологический прогресс.

Другим представителем конфликтологического направления является Ральф Дарендорф (рожд. 1929). Концепция социального конфликта его в следующем:

- основу взаимодействия в системе «индивид-общество» составляют нормы, которые задают ролевое поведение;

- роль – это воплощение властных отношений на поведенческом уровне;

- отдельному индивиду роль задается, т.е. носит нормативно-принудительный характер;

- иерархия ролей существует и на уровне индивида и на уровне общества;

- неравенство ролей – социальное неравенство – ведет к конфликту.

Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господство и подчинение; одни группы имеют власть и стремятся ее сохранить, другие лишены власти и хотят изменить существующее положение.

Признавая конфликты естественным состоянием, Р. Дарендорф считает, что они должны быть легализованы, институциализированы и разрешаться на основе существующих в обществе норм правил.

Конфликт может регулироваться при помощи переговоров, посредничества, арбитража и др.

Острота конфликта и оперативность его регулирования зависит от типа социальной структуры, степени его открытости. Например, в демократическом обществе, для контроля характерны политический плюрализм, гибкая система управления и высокая мобильность.

В современной социологии сформировались и такие направления как: символический интеракционизм, теория обмена, феноменологическое направление.

Основатель символического интеракционизма американский философ, социолог Джордж Герберт Мид (1831-1931). Он создал теорию человеческой эволюции. По Миду человек отличается от животных отсутствием системы инстинктов как регуляторов поведения.

Главная характеристика людей – использование символов. Символы выполняют координирующую функцию, если являются достоянием группы. Человек становится членом общества по мере того, как усваивает образцы и нормы группового действия.

Социальное взаимодействие (интеракция) считает Мид, опосредовано различными символами, среди которых важными являются жесты и речь.

Символически опосредованное общение характеризуется тем, что оно:

а) порождает одинаковые реакция при общении с любым индивидом;

б) позволяет поставить себя на место другого индивида;

в) позволяет видеть себя глазами другого человека.

Индивиды взаимодействуя, создают ситуации. От того как они интерпретируют эти ситуации зависят их индивидуальные и коллективные действия. Изучение непосредственных взаимодействий людей позволяет объяснить все социальные процессы, происходящие в обществе.

Особое место среди микросоциологических концепций занимает теория социального обмена, одним из авторов которой является американский социолог Джорж Хоманс (1910-1989).

Обратите внимание на своеобразие предложенного им подхода к объяснению социальных явлений и процессов. Он применяет принцип бихевиоризма, т.е. изучение через поведение индивидов.

В интерпретации Дж. Хоманса социальное взаимодействие выступает как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду и минимизировать затраты.

Обмен определяется четырьмя основными принципами: принципы успеха, принципы стимула, принципы ценности, принципы насыщения.

С помощью этих принципов Хоманс пытался объяснить все социальные процессы: социальную стратификацию, политическую борьбу и т.д. Но при объяснении явлений макроуровня этот принцип недостаточен.

Непростым покажется Вам вопрос, раскрывающий феноменологическое направление, одним из ярких представителей которого является Альфред Щюц. Его идеи получили распространение в 60-70-е годы ХХ в. и дали толчок развитию таких концепций как «структурная социология», «социология знания», «социология повседневности».

А. Щюц считал, что познать социальную реальность можно через изучение повседневной жизни людей, через анализ обыденного сознания. Индивиды воспринимают окружающий мир через призму субъективных представлений, приобретенных в процессе социализации. Каждый индивид обладает опытом, запасом знаний, свойственным только ему. Каждый интерпретирует и действует исходя из здравого смысла.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология. Обзорная лекция

На сайте allrefs.net читайте: "Социология. Обзорная лекция"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Б) конфликтологический анализ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Конкретные социологические исследования.
Эти три уровня социологического знания различаются глубиной социологического анализа явлений и процессов и широтой обобщений и выводов. В зависимости от уровня получаемого знания социологи

Закон интернационализации общественной жизни и др.
Социальные законы подразделяются на общие (определяют развитие общества как целостной социальной системы) и специфические (определяют развитие отдельных элементов

Положение личности как носителя общественных отношений;
7) теория социальных классов и классовой борьбыи др. В теории марксизма есть и недостатки (экономический детерминизм, преувеличение значения классовой борьбы, недооценка р

Обыденное знание –это здравый смысл.
В повседневной жизни люди действуют именно на основе обыденного знания, которое формируется в процессе накопления жизненного опыта. Поэтому, по мнению Щюца, социология должна изучать

Структура социалистического общества.
В каждом типе социальной структуры социальный состав элементов разный. С точки зрения социального состава все элементы социальной структуры общества расположены горизонтально, т.е. формально все ра

Этноцентризм – этотенденция оценивать другие культуры по критериям своей культуры, с позиций ее превосходства.
Культурный релятивизм– любая культура рассматривается как единое целое. Ни одна ценность, ни одна особенность данной культуры, не могут быть понятны, если их анализировать в отрыве

Социализация – это начинающийся в младенчестве и заканчивающейся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм.
Понятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация личности включает в себя: образование, воспит

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги