рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Технологии изменения сознания

Технологии изменения сознания - раздел Социология, Т. Лири, М. Стюарт И Др. ...

Т. Лири, М. Стюарт и др.

Технологии изменения сознания

  Перевел в электронный вид MrShort Под ред. И. Митрофановой.

Часть I

  Глава 1. О чем пойдет разговор  

Часть II

Основные принципы социальной психологии и групповой динамики: силы, действующие в харизматических группах

Психологические силы, которые действуют в харизматической группе, мотивируя ее деятельность и цементируя ее состав, невозможно исследовать через…    

Глава 11. Альтернативные состояния сознания. Гипноз и внушение

 

Люди особенно подвержены социальному влиянию, когда вынуждены думать, ощущать и чувствовать иначе, чем обычно, или когда кто-то или что-то нарушает их эмоциональное равновесие. Такие изменения в субъективном восприятии (или изменения в сознании) разрушают психологическую матрицу, к которой привязаны наши представления (без привычных внутренних ориентиров мы утрачиваем всякое представление о реальности). Замешательство, которое возникает, когда мы, сталкиваясь с неизвестностью, не в состоянии объяснить происходящее, побуждает нас поверить в самые абсурдные объяснения наших ощущений и принять новые установки, вложенные в эти объяснения. Измененное сознание может быть главной движущей силой как среди хорошо адаптированных людей, так и среди людей с нарушениями психики. Оно играет роль инструмента для трансформации личности и вовлечения людей в харизматические группы. Измененное сознание позволяет формировать убеждения членов харизматической группы.

О феномене изменения состояния сознания во время отправления групповых религиозных ритуалов известно с древних времен. В русле рационального эмпирического мышления мистический опыт трансов, видений и глоссолалии считался ненаучным. Истинность любого явления проверялась экспериментально и в ходе объективных наблюдений. Увы, в системе материализма не было места для мировоззрения, основанного на духовных ценностях. Как воспроизвести субъективные ощущения? Феномен измененного сознания трудно вписывается в современные модели психиатрии. Исследования психической деятельности обычно проводятся на уровне наблюдаемого поведения, или нейрофизиологии, и обычно не затрагивают субъективные аспекты опыта.

Классификации подвергается то, что могут увидеть и измерить независимые наблюдатели, тогда как измененное сознание воспринимается лишь субъективно.

Однако этот феномен не только существует, но и служит одной из движущих сил в харизматической группе. Чтобы понять роль состояний измененного сознания в харизматических группах, обратимся к работе Уильяма Джеймса «Многообразие религиозного опыта», написанной еще в 1902 году. Он писал: «Распределение сознания оказывается точно таким же, каким оно было бы у любого органа, созданного для управления нервной системой, которая стала слишком сложной для саморегуляции». Такое представление о сознании как о метаоргане позволило Арнольду Людвигу сформулировать определение измененного состояния сознания. Он описал его как «любое психическое состояние, вызванное разнообразными физиологическими и психологическими маневрами или фармакологическими веществами, которое может субъективно распознаваться самим субъектом (или объективным наблюдателем этого субъекта) и весьма отклоняется от подвижного бодрствующего сознания»[6].

Но какие аспекты восприятия действительно изменяются в ИСС (измененном состоянии сознания)? Если рассматривать сознание в виде многомерного пространства, где каждое измерение представляет какую-то грань восприятия или чувственного опыта, то различные ИСС можно охарактеризовать как континуум разных измерений. Что касается харизматических групп, то в этот диапазон измерений входят: ощущение времени, персональная идентичность, зрительное восприятие и инстинктивные потребности организма. Каждое измерение добавляет полноты персональному состоянию сознания и позволяет находить подобия и различия между различными измененными состояниями.

В соответствующей социальной среде люди действительно испытывают религиозные трансцендентные переживания. Во многих харизматических группах христианской направленности сохранилась традиционная практика групповой молитвы, во время которой люди входят в ИСС и переживают мистический опыт. Иррациональный субъективный опыт, «запрограммированный» убеждениями, помогает им постичь «высшую» реальность. Культурные рамки группы заставляют последователей «предчувствовать» трансцендентный опыт. Это «предчувствие» стимулирует интенсивные и глубокие переживания.

В состояние транса человека можно ввести и с помощью практики глоссолалии. Во время процесса, который называется «драйвингом», харизматический лидер секты, как правило, одаренный оратор, вводит аудиторию в состояние крайнего возбуждения. Драйвинг осуществляется поэтапно: сначала аудитория поет гимны в определенном и четко повторяющемся ритме (иногда отбивая ритм хлопаньем в ладоши, а иногда в музыкальном сопровождении). После такого предварительного «подогрева» аудитории лидер начинает ритмично двигаться и громко читать молитву. Далее начинается этап глоссолалии, когда молящийся начинать громко выкрикивать молитвы, которым вторит весь зал. Через некоторое время все присутствующие входят в состояние транса.

Такое гипнотическое состояние резко отличается от обычного состояния бодрствования. Если в нормальном состоянии сознания благодаря пяти органам чувств наше внимание сосредоточено на восприятии сигналов внешнего мира, то в состоянии транса наше внимание полностью сфокусировано на внутренних ощущениях. Человек видит, слышит и ощущает внутренне. Степени погружения в транс бывают различными, от легкого отключения до глубокого «замораживания», когда человек практически не воспринимает окружающий мир и чрезвычайно подвержен внушению. Именно в таком состоянии человеку легко внушить те или иные установки.

Собственно говоря, сам процесс внушения заключается в том, что человеку вводят установочную программу определенного поведения, воздействуя на психофизиологические механизмы его мозга, в результате чего запускаются цепочки психонервных процессов, регулирующих его поведение. Такая программа полностью определяет стиль поведения, характер воспринимаемой информации и эмоциональные реакции человека, которого подвергли внушению.

Члены «религиозных» сект, находясь в состоянии медитативного транса, становятся более внушаемыми и восприимчивыми к ее доктрине. Кроме того, состояние транса обычно сопровождается очень приятными ощущениями и полным расслаблением, поэтому люди стремятся как можно чаще переживать этот опыт.

К примеру, изменения в сознании (играющие важную роль в формировании персональных убеждений) членов «Миссии Божественного Света» осуществляются во время четырех «медитаций», каждая из которых вызывает определенные ощущения в теле, неожиданные видения, вкусовые и слуховые галлюцинации и изменение ориентации во времени. В названии секты фигурирует понятие «Божественный Свет», так как во время одной из медитаций человек может увидеть этот свет.

На одном из собраний присутствовал молодой практикующий психиатр, который считал самообманом и патологией «ощущения», которые невозможно проверить в ходе независимых наблюдений. Но когда он полностью расслабился, убаюканный плавным течением слов лектора, то неожиданно увидел яркое свечение вокруг фигуры лектора. «Я видел очень яркий свет. Лектор светился, словно религиозный персонаж на иконе. Он был похож на святого. Это был реальный свет, такой же реальный, как свет электрической лампочки. Я начал внимательно прислушиваться к словам, но ничего нового не услышал. Я скептик, который не верит в чудеса. Я решил себя проверить и специально отвернулся. Я полагал, что, взглянув на лектора вновь, уже не увижу этот таинственный ореол, но каково же было мое удивление, когда я вновь отчетливо его увидел. Никто мне не говорил, что такое возможно, так что это не может считаться принятием желаемого за действительное. К тому же мне казалось, что никто, кроме меня, этот ореол не видит. Когда лекция закончилась, я поднялся с места и пошел к двери, наблюдая, как лектор по-прежнему светится. И пока я шел, я вдруг начал осознавать, что со мной произошло нечто важное, нечто такое, от чего я не могу просто так отмахнуться. Это стало началом пересмотра моих представлений о мире. Это стало частью окружающей меня реальности».

Этот пример измененного состояния сознания ничем не отличается от других, описанных в литературе по религиозной конверсии, но труднообъяснимых с психиатрической точки зрения. Видение ореола могло быть галлюцинацией, возникшей в результате изменения восприятия, которое объясняется диссоциативной реакций, временным психозом или даже массовой истерией. Но в поведении, биографии и манере общения психиатра не было и намека на такой диагноз, хотя совершенно ясно, что этот опыт позволил ему приписать его жизни новый смысл. Видение ореола вывело его из состояния равновесия, и он обратился к философии секты, пытаясь найти в ней объяснение этому загадочному явлению. С этого момента его взаимоотношения с сектой начали углубляться, ибо пережитый им опыт создал фундамент для нового мировоззрения и понимания его роли в этой жизни.

Такой или похожий опыт пережили практически все участники собраний Миссии Божественного Света. Для многих из них измененное сознание в форме необъяснимых ощущений и трансцендентных эмоциональных состояний послужило толчком к религиозной конверсии и вступлению в секту.

Изменяемое в процессе группового опыта, каждое такое состояние сознания позволяет приписать новое значение приобретенному опыту. Феномен ИСС заложен в физиологии человека, и поэтому у состояний, которые субъективно воспринимаются как похожие, могут быть общие физиологические характеристики. Это иллюстрируют изменения в нервной деятельности, обнаруженные в некоторых состояниях ментального расслабления и рефлексии. Например, энцефалограммы людей, давно практикующих трансцендентальную медитацию, свидетельствуют об активизаций альфа-волн во время медитации. Это умиротворенное состояние можно сравнить с состоянием, в котором находится курильщик марихуаны при интоксикации, когда он расслабляется в отсутствие входной информации из социума. В этом случае на энцефалограмме видны альфа-волны большей амплитуды. Активизация альфа волн, сопровождаемая похожим психическим расслаблением, достигается благодаря биофидбэк-тренингу.

Поскольку измененные состояния сознания могут замещать друг друга, многие члены новых религиозных движений переключились с употребления наркотиков на медитацию для достижения похожих психических состояний. Такое изменение субъективного состояния, то ли от наркотиков, то ли благодаря попаданию в новую социальную среду, позволяет человеку приписать новое значение его ощущениям. Например, измененное состояние сознания во время медитации служит средством дестабилизации прежних установок и подготавливает медитирующего к признанию групповых убеждений. Оно поддерживает групповую сплоченность, стабилизирует и даже повышает степень включенности человека в группу. Эмоциональная реакция на медитацию укрепляет стремление регулярно ее практиковать.

Некоторые восточные секты вели избирательный отбор потребителей ЛСД и марихуаны. Например, Баба, лидер маленькой восточной секты, называл мистический психоделический опыт увертюрой к втягиванию человека в гравитационное поле его группы. Для признания иррациональных убеждений в этой группе огромное значение имел опыт приема его членами психоделических наркотиков и психотомеметиков. Важная роль измененных состояний сознания в Миссии Божественного света подтверждается отзывами членов, описывающими транцендентальность ощущений, которые они переживали во время ежедневных медитативных практик.

В состоянии транса критические способности человека снижаются и ухудшается способность оценивать полученную информацию. Еще В. М. Бехтерев утверждал, что в обход «критичной личности» и активного внимания, когда деятельность мозга осуществляется бессознательно, человеку можно внушить нужные идеи, реакции и эмоции. Например, его можно заставить поверить в то, что он - «избранный» и должен выполнить великую миссию. Внушение осуществляется вербально, так как слова передают информацию и эмоциональный заряд. Во время групповых мероприятий, когда критичность слушателей снижается, их эмоциональная сплоченность и чувство единения укрепляется, им прививаются самые невероятные фобии и самые иллюзорные и иррациональные установки.

Для привлечения людей в секты активно используются технологии воздействия на подсознание с помощью сигналов, записанных на видео и аудиокассетах. Как известно, кинопленка движется со скоростью 24 кадра в секунду. При такой скорости человеческий глаз успевает увидеть все, что происходит на экране. Но если ввести дополнительный, - 25-й кадр, - он останется незамеченным для глаза, но войдет в подсознание. Точно также можно записать на звуковую дорожку информацию, которая не будет восприниматься сознательно, но будет активно воздействовать на подсознание. Кстати, такие технологии могут использоваться в СМИ, на стадионах во время массовых проповедей, на партийных митингах и пр.

К концу просмотра видеоматериала, или проповеди, сопровождаемой прослушиванием аудиоматериала, который предоставляет секта, человек не только перестает логически и аналитически мыслить, но и теряет способность к адекватному восприятию реальности окружающего мира. Причем, если человеку удается сразу же вернуться в привычный туннель реальности, он не в состоянии понять, что с ним происходило.

Чтобы ввести аудиторию в транс, не обязательно прибегать к медитациям. Можно использовать такие приемы, как постоянное повторение и акцентирование внимания на определенных фразах. Глядя на группу в такой обстановке, легко распознать, когда люди начинают входить в транс. Это похоже на сон в состоянии бодрствования: они расслабляются, начинают реже моргать и проявлять рефлекс глотания, не реагируют на окружающих, а взгляд становится безучастным. Когда люди пребывают в таком состоянии, недобросовестные манипуляторы могут внушить им самые иррациональные убеждения, которые искажают реальность. Эффективность внушения зависит от эмоционального состояния и силы воображения слушателей, а также от харизмы лектора, который осуществляет внушение. Человек, ставший объектом внушения в трансовом состоянии, в состояния бодрствования может испытывать раздвоение личности.

Глава 12. Как формируется общественное мнение. Электронное духовенство

Еще один способ группового гипнотического перепрограммирования - средства массовой информации. Этот способ блестяще (и с присущим ему юмором) описал Тимоти Лири в книге «Нейрополитика»[7].

«Реальность для каждого вида определяется его каналами и методами передачи информации. Примитивное племя общается при помощи хрюканья, жестов, барабанного боя, гонцов и дымовых сигналов. Первые одомашненные приматы поначалу общались при помощи печатных страниц, картин, костюмов, религиозных драм, песен и статуй. Созданная таким образом реальность охраняла социальную мораль и социальные техники выживания, которыми руководствовался наш вид в доэлектронную эру.

Могучим генетическим инструментом, определяющим и защищающим этику одомашненных приматов, выступает официальная пресса. Новости искусно «вплетаются» в кибернетические возвратные циклы, в которых пресса рассказывает читателю то, что он хочет услышать. Ведь только тогда читатель будет покупать газету. Заголовки, курсив и жирный шрифт, лихо закрученные замысловатые сюжеты, санкционированные «утечки» информации, сведения от «информированных источников, пожелавших остаться неизвестными», тенденциозные сообщения и фотографии играют важную роль в формировании общественного мнения. Они же намечают актеров, персонифицирующих моральную драму. Эта игра свирепа и безжалостна. Ее главный принцип таков: живи как хочешь, пока твоя жизнь не стала достоянием гласности. Все позволено... пока никто не видит. Но малейшая публичная оплошность, публичный просчет или слабость - и твоя

фотография появляется в газетах. Общественное мнение о тебе сформировано.

«Общественное мнение»-это коллективный нейрологический импринт, который требует постоянного закрепления. Так же, как каждому гражданину в состоянии бодрствования надо постоянно напоминать, что он тот, кем себя считает, общественному мнению тоже требуется постоянное закрепление методом повторений. Например, имидж Уинстона Черчилля приходилось вып-* лавлять, словно стальную маску. Когда эта маска застыла и оформилась, ее постоянно приходилось шлифовать и обтачивать, чтобы сохранилась четкость линий. Один неверный шаг мог навсегда все испортить.

Но главным изготовителем и продавцом идеологического шоу выступает телевидение. Все мы знакомы с классическим телевизионным противостоянием: полицейские против преступников, сионисты против палестинцев, скинхэды против цветных, агенты спецслужб против террористов. Сегодняшнее вечернее шоу становится причиной волны завтрашних преступлений.

Среднестатистический обыватель смотрит телевизор не менее семи часов в день. Этот кошмарный нейрологический факт не так-то просто осознать. Наверное, понадобится целый год круглосуточного телевещания, в котором умные профессора, демонстрируя графики и диаграммы, сумеют нам научно объяснить, как наши мозги привыкают к допингу в виде телевизионного «мусора». Телевидение создает, программирует и расписывает по часам нашу реальность. Оно формирует общественное мнение и создает идеологические иллюзии. Чтобы упаковать и подать лавину «новостей», телевизионная цивилизация нуждается в непрерывных сенсациях и нескончаемых шеренгах «героев дня»... актеров реальности, играющих роли в дневных и вечерних телевизионных передачах, программирующих нашу жизнь.

Современная реальность создается, главным образом, телевидением и кинематографом. Информационные продюсеры становятся кастой жрецов, которая управляет и манипулирует реальностью.

Как тут не вспомнить «дела» телевизионных евангелистов, которые были «застуканы» на месте преступления, вследствие чего вокруг их имени разгорелся информационный скандал. Грехи евангелистов рекламируются так же широко, как и грехи политиков, хотя сценарий падения евангелистов существенно отличается от сценариев падения высших должностных чинов, прописанных в Белом доме. Харизматические ребята добиваются славы и признания, заявляя, что обладают «божьим даром». Их грех состоит не в том, что они тайно обогатились. Кальвинистская догма гласит, что агентам Царя Царей и Бога Богов положено процветать и вообще жить красиво. Грехопадение харизматических евангелистов обычно связано с причастностью к скандалам на почве сексуальных извращений. Ох уж этот первородный грех. Греховна человеческая природа, темны чары развратных женщин и лукав дьявол. Ведь именно его нечестивые агентки прячутся в низкопробных мотелях под видом проституток. Харизматических евангелистов судит паства. Они признаются в совершенном грехе с телевизионных экранов. Они плачут. Они молят, чтобы кровь Иисуса смыла с них грехи и пороки. Поскольку они обладают божьим даром, то и наказываются по высшему разряду. Они приговариваются к падению в низшие круги ада. Они теряют доходные туристические земли, колоссальные прибыли, особняки и -последний удар плетью - доступ к телевизионному эфиру, благодаря которому распространяли свои заразные идеи.

Неожиданное распространение евангелизма на телевизионном экране ознаменовало появление гипнотического аспекта в электронной технологии, приступившей к манипулированию самыми сильными человеческими побуждениями.

Вы усаживаетесь в удобное кресло и включаете телевизор. На экране возникает харизматический лидер, провозгласивший себя Гласом Божьим. Он искусно вызывает у зрительской аудитории измененное состояние сознания, страстно вводя телезрителя в классический гипнотический транс. И внушает загипнотизированному мозгу ревностный религиозно-родовой фанатизм.

Возьмем в качестве примера ток-шоу «Клуб 700» Пата Робертсона. Пат Робертсон основал христианскую сеть телевещания с центром в Вирджиния-Бич.

Начнем с того, что шоу показывается в вечернем телевизионном эфире. В нем используются такие же ловкие гипнотические техники, как и в рекламах, которые внушают покупать только «наши таблетки от диареи». Актеры, ведущие шоу, весьма привлекательны: величавый Бен Кинчлоу с белыми аккуратными усами похож на судью Верховного Суда, а его миловидная ассистентка Данута Соудерман, позирующая возле урны, в которую будут опускать свои деньги зрители в студии, напоминает фотомодель, приглашенную рекламировать товары от отечественного производителя.

Продуманный сценарий программы позволяет быстро приблизиться к кульминации. Пристегните ремни, путешественники, когда «шаман» Пат Робертсон страстно сжимает веки, упрямо морщит лоб и потеет от напряжения. Он концентрируется, и это дается ему не легко. Понятное дело, ведь парень устанавливает связь с Богом, главным небесным спонсором! С Патом разговаривает сам Бог! Ширли Маклейн называет это ченнелингом. Но Пат считает это куда более серьезным занятием. И вот связь установлена. Царь Царей сообщает ему о своем раздражении в связи с последними событиями внутри страны и за рубежом. Всемогущему Богу «до смерти противно» (любимая фраза Рейгана), что Америкой управляют коррупционеры, гомосексуалисты, феминистки, демократы, либералы, светские гуманисты и ученые-атеисты. И по какой-то неясной причине (см. Откровения Иоанна Богослова) Бог страшно ненавидит иранцев.

А тем временем ведущий Бен Кинчлоу благочестиво вздыхает и постанывает: «Иисус! Иисус!»

Потом Пат Робертсон начинает умолять Господа-Мстителя укрепить и вооружить его народ, чтобы одолеть всех врагов. Напряжение возрастает. Пат и Бен вступают в следующую фазу, начиная ритмично покачиваться. Затем камера наезжает на аудиторию и показывает крупным планом, как зрители исступленно сжимают руки и с болезненно искаженными лицами тихо скандируют имя Господа.

С крайним изумлением наблюдая за происходящим на экране, я вдруг понял, что здесь происходит. Все эти типы испытывают наркотический кайф! Они участвуют в искусно разработанной психоделической шаманской церемонии.

Послушайте, я знаю последовательность развития таких событий. В силу моих профессиональных обязанностей я, не меньше чем эти ребята, участвовал в экспериментах по введению в групповой транс. Уильям С. Берроуз однажды отвез нас в горы Эр-Рифа в Марокко, в деревню пастухов-музыкантов, которые на протяжении трех тысяч лет практикуют самую древнюю из известных нам религий. Языческое поклонение природе. Ритуалы Пана-Диониса. Они садятся в круг, излучая безмятежность, покой и удовлетворение, курят марокканские сигареты, играют на барабанах, что-то поют, а затем по очереди исполняют ритуал. Каждый из них вытанцовывает ритмы узнаваемого божества: бога-животного, бога плодородия, бога - мудрого старца, бога-гермафродита. На протяжении церемонии все люди улыбаются, а их лица светятся умиротворенностью.

Тэд Маклэнд привез нас в пустыню Аризоны, где на темно-вельветовом небе мерцают такие же звезды, как на лазерных шоу «Пинк Флойд». Мы приняли участие в пейотном ритуале племени навахо. Это своего рода разновидность «Клуба 700». Мы сидели вокруг костра и смотрели на огонь, который казался высеченным рукой скульптора. Слышался бой барабанов и пение. А затем кто-то взял трещотку из перьев, игравшую роль телефонной трубки, и начал передавать глубоко личное и довольно оптимистичное сообщение то ли от определенного Бога, который в тот момент находился на дежурстве, или от Божественного Духа, который случайно снял трубку. Затем «телефон» передавался по кругу, и следующий человек вступал во внеземной диалог с очередным дежурным Богом. На протяжении всей ночи люди ощущали покой, уверенность, и были дружелюбны.

Эй, Пат, можешь ли ты рассказать о расслабленных и улыбающихся людях, введенных в групповой транс? Нет, потому что эти люди болезненно экспрессивны.

По моему мнению, самые сложные и яркие шаманские ритуалы - это ритуалы вуду. В них тоже задействован гипнотический групповой ритуал, с барабанами, песнопениями, дымком, после чего в участников вселяются боги. Человек считается лошадью, везущей божество, которое зовется лоа. «Нужна сильная лошадь, чтобы выдержать большого лоа». Доморощенные ритуалы наших южных евангелистов идентичны групповым шаманским путешествиям, а Пат Робертсон исполняет классическую шаманскую роль, которая заключается в харизматическом промывании мозгов и манипуляции групповым сознанием.

В тот момент, когда ПЗУ (постоянное запоминающее устройство) их последователей открывается, они вводят туда свое священное программное обеспечение, которое называется Библией, в режиме «запись с сохранением». Нет ни малейших сомнений в том, что это работает. Библейская парадигма завладевает мозгом. Люди «рождаются заново», поскольку в их биокомпьютерах старые программы затираются новыми. Происходит перепрограммирование сознания. Однако:

1. Если «послание», которое вы получаете, побуждает вас совершить безумное и фанатичное действие на материальном плане, вы связались не с дежурным Богом. Какой-то человек ввел в загрузочный сектор вашей памяти некое примитивное программное обеспечение. Возможно, с самыми благими намерениями, которыми, как известно, вымощена дорога в ад.

2. Если к вам обращаются с просьбами о денежных пожертвованиях или политической поддержке, знайте, что вы позвонили не дежурному Богу, а дежурному оператору филиала какой-нибудь коммерческой фирмы или местной политической организации. Сбор денежных средств дежурными операторами осуществляет ся круглосуточно.

3. Если во время ритуала в вас «вселяется» некий невидимый разум, который называет себя единственным Богом, и утверждает, что «кроме него нет иных Богов»; если он утверждает, что его программное обеспечение (Библия) и есть истинное евангелие, а те, кто ему не подчиняется, — слуги Дьявола, то знайте: вы снова встретились с нашим старым добрым приятелем Патом Робертсоном!

Пат, тебе не откажешь в умении мобилизовывать все твои трансцендентальные способности в нужное время и в нужном месте. Но есть определенные принципы, которыми надо руководствоваться, разыгрывая божественную партию. А ты постоянно нарушаешь правила нейрогенетической игры. И знаешь почему? Потому что заявляешь, что есть лишь одна божественная форма во всей вселенной. Займись чем-то попроще. Лечи геморрой, разгоняй ураганы, или сражайся за лидерство в республиканской партии.

Пока я смотрел, как Робертсон разжигает ненависть к неверующим, мне вспомнились кадры телевизионной хроники, в которых показывали толпы людей на улицах Тегерана, избивающих себя цепями в припадке безумной ярости и ненависти, направленной против мусульман-суннитов, иракцев, христиан и других агентов Сатаны.

Если пренебречь стилистическими и культурными различиями, бросается в глаза поразительное сходство между нашими харизматическими евангелистами и аятоллой. И те, и другие - информационные шаманы, харизматические маги, использующие телевидение для изменения человеческого поведения»


Часть III

Феномен деструктивных сект и

Психологические основы изменения

Туннеля реальности человека

  «Фактов нет - есть лишь интерпретации». Ф. Ницше

Контроль поведения

Чтобы легче было контролировать поведение последователей, во многих сектах устанавливается жесткий распорядок дня. В течение каждого дня обязательно… В группах с жесткой казарменной дисциплиной члены обязаны спрашивать… Поведение часто контролируется требованием жить групповой жизнью: вместе есть, работать, ходить на собрания и спать в…

Контроль мыслей

В тоталитарных сектах идеология выдается за «истину» и «единственную карту» реальности. Доктрина служит не только фильтром для поступающей… Как правило, каждая деструктивная секта вырабатывает собственный «загрузочный… Язык и мыслительные штампы неразрывно связаны и взаимно переплетены. Поведение людей основано на определенной системе…

Эмоциональный контроль

Манипулируя чувством страха, можно теснее сплотить ряды членов группы. Например, можно искусственно создать образ врага, который преследует группу и… Чтобы контролировать человека через его эмоции, зачастую необходимо… Самыми главными качествами в секте считаются благонадежность и преданность. Членам сект позволяется чувствовать и…

Информационный контроль

Люди становятся заложниками деструктивных культов, так как к ним не поступает критическая информация из внешнего мира. Со временем их внутренние… Во многих тоталитарных сектах доступ к средствам массовой информации ограничен… Информационный контроль распространяется на межличностное общение членов группы. Им запрещено критически высказываться…

Этап первый: Размораживание

Размораживание может происходить по-разному. Например, личность можно разрушить, если человека дезориентировать физиологически. Для этого нужно… Можно разморозить личность и обойти ее защитные механизмы, искусно применяя… Кроме того, человека можно вывести из состояния равновесия и повысить его внушаемость, используя сенсорную…

Этап второй: Замена

Формальная индоктринация обычно происходит в специально созданной обстановке, где используются гипнотические приемы воздействия на человеческую… На этапе замены внимание слушателей фокусируют на определенных темах, к… Поначалу эти призывы звучат сдержанно и ненавязчиво, затем становятся все откровеннее и настойчивее. В них появляется…

Этап третий: Замораживание

Первая и главная задача «нового человека» заключается в том, чтобы отказаться от «прежней личности», приписывая ей все мыслимые грехи и пороки.… На этапе замораживания главным методом подачи новой информации становится… На этом этапе «истинной» семьей становится группа. Вспомним «семью» Мэнсона или требования лидера «Народного храма»…

Доктрина - это реальность

По словам Эрика Хоффера, эффективнее и убедительнее кажутся те доктрины, которые нельзя ни оценить, ни проверить. Они могут быть настолько… Поскольку в секте человеку создают новую личность, доктрина секты всегда…

Черно-белая реальность: Добро против Зла

Плюрализма нет и быть не может. Согласно доктрине, ни одна другая группа не может считаться истинной (хорошей, религиозной, реальной), ибо это… У каждой группы есть свои «враги», большие и малые, открытые и… В некоторых группах последователи начинают страдать фобиями и даже становятся параноиками, ибо им постоянно внушают,…

Представление об избранности

Как сообщество, сектанты чувствуют, что избраны Богом, или неведомой силой, чтобы вывести человечество из тьмы неведения в новую эру просветления. У… По иронии судьбы, члены одной секты быстро распознают принадлежность человека… Ощущение избранности сопровождается чувством огромной ответственности. Членам сект внушают, что их нерадивость ставит…

Доминирование групповой воли над индивидуальной

Ощущение реальности искажается: член секты учится игнорировать внутреннее «я» и доверять внешним авторитетам, которые олицетворяют власть. Он… Существуют приемы, которыми активно пользуются лидеры сект, чтобы укреплять…

Строгое повиновение и подражание лидеру

Образцом для подражания всех членов секты служит лидер. Ему следует подражать во всем, в манере разговаривать, одеваться, причесываться. Для этого создаются специальные условия. Когда новичок попадает в группу, за ним закрепляют «ветерана», которому он обязан во всем подражать. Он должен стать точной копией напарника. Все члены секты должны быть точной копией друг друга и личности лидера как модели.

Счастье в исполнении миссии

Одним из самых привлекательных аспектов жизни в секте непосвященному кажется возникающее там чувство общности. Поначалу новичков бомбардируют безусловной и неограниченной любовью, и они наслаждаются вниманием, похвалами, лестью и одобрением. Но через несколько месяцев, когда они уже застревают в сетях секты, их лишают внимания и переключаются на очередную партию новичков. Так новоиспеченные члены секты узнают, что любовь не безусловна, но ее можно заслужить хорошим поведением и добросовестным выполнением обязанностей.

Для активизации деятельности последователей широко используется политика кнута и пряника. Если дела идут плохо, например, не набрана вербовочная квота или к группе привлечено внимание СМИ, это считается персональной виной последователя. Пока ситуация не улучшится и проблема не будет решена, его «порция счастья» урезается. В некоторых группах последователей заставляют признаваться в «грехах», гарантируя в обмен бесплатную «раздачу счастья» из общей кормушки. Если человек не может припомнить грехи, он должен их придумать, а затем в них поверить.

Настоящая дружба в секте не поощряется, так как дружеские отношения между членами секты (горизонталь) служат препятствием для проявления эмоциональной преданности лидеру (вертикаль). Друзья опасны: если один из друзей покинет группу, он может увести за собой и остальных. Когда человек уходит из секты, «любовь» к нему перерастает в ненависть и презрение.

В сектах отношения между людьми, как правило, очень поверхностны, поскольку глубокие личные чувства, особенно негативные, не одобряются. Даже если человек ощущает эмоциональную близость к товарищам по группе, он не должен это показывать. Когда члены секты проходят через испытания, собирая денежные средства на лютом морозе, под проливным дождем или в дикую жару, когда они подвергаются преследованиям, когда их арестовывают за нарушение закона или когда над ними издеваются прохожие, у них развивается исключительно глубокое чувство товарищества и коллективного мученичества. Но поскольку единственная реальная привязанность должна быть адресована лидеру, эти товарищеские узы в действительности поверхностны и даже порой воображаемы.

Манипулирование виной и страхом

Во всех деструктивных сектах главной движущей силой является страх. В каждой группе есть свой дьявол, который жаждет захватить, соблазнить,…

Манипулирование эмоциями

Последователь постоянно переживает сильные эмоции, и это сказывается не только на его психике, но и на работоспособности. Когда он «в пике», то… В большинстве групп следят, чтобы периоды упадка не затягивались. Обычно члена…

Изменение ориентации во времени

В динамике сект прослеживается любопытная тенденция изменять отношение людей к их прошлому, настоящему и будущему. Личная история члена секты… Манипуляции подвергается и восприятие членом секты нынешних событий. Ему… Для члена секты будущее представляется временем воздаяния: именно в будущем произойдут великие перемены, которые…

Безысходность

В процессе индоктринации им внушают фобии и заставляют поверить в то, что если они покинут секту, с ними, с их семьями и всем человечеством…   Глава 21. Нейрополитика страха и бесстрашия: неожиданная встреча с Чарльзом Мэнсоном[10]

Часть IV

Приемы защиты от деструктивного программирования

Глава 24. Немного о способах вербовки Чтобы не стать жертвой вербовки, оболванивания, дезинформации и… Есть три распространенных способа вербовки: 1) через знакомого или родственника, примкнувшего к секте; 2) через…

Б) Доктрина

Бывает, что существует внутренняя доктрина для членов и внешняя доктрина - для общества. Чтобы группа была единой и сплоченной, необходимо, чтобы ее…

В) Рядовые члены группы

Характерная примета вербовки в деструктивную секту - это обман и блеф. Вербуемые априори считаются крайне «невежественными « и «бездуховными». А… потасовка сведений и пр. Информация о секте подается односторонне и… Вербовщики из деструктивных сект никогда не признаются. что занимаются вербовкой. Если их спросить, они скажут, что…

Часть V

Технология освобождения от психологического контроля

Если психологический контроль можно установить, то его можно и снять, каким бы длительным и напряженным ни был этот процесс. Нейропсихологами и… Прежде всего, с членом секты нужно выстроить дружеские и доверительные… Общение должно быть «целевым», как в бизнесе. Обычно члены семьи и друзья общаются эмоционально и выкладывают друг…

Эпилог

 

I

 

«Реальность», «иллюзия», «искусство», «кайф», «честность», «нормальный», «ненормальный», «фантазия», «маска», «галлюцинация», «истина, скрытая под маской», «маска, скрытая под маской» это понятия, которые выражают оценочное суждение наблюдателя и не имеют никакого смысла в отрыве от трансакции «наблюдателъ-наблюдаемое».

Р. А. Уилсон

 

Нейрологическая ситуация такова, что все мы - роботы, автоматически реагирующие на импринтированные реальности авторитарного типа. Все наши мотивации порождаются случайными нейрологическими импринтами, сформировавшимися в период импринтной уязвимости.

Чтобы скрыть от обитателей человеческого улья упрямые факты об их генетическом роботизме, выдвигаются эксперты по связям с общественностью, которых иногда называют философами или богословами. Но, как выяснилось, философы и теологи лоббировали интересы своих туннелей реальности, поэтому моральное насилие стало повсеместным.

Мы не осознаем, что наше поведение определяется нормами морали. Мы не замечаем принуждения, которое оказывают нам семья, клан, церковь, школа, общество, государство и гражданское право. Мы не обращаем внимания на методы, с помощью которых каждый из этих институтов пытается лимитировать наше поведение с выгодой для себя. Зато мы обучены испытывать страх, чувство вины, мы знаем, что такое грех, зло и запреты. Кто угодно может манипулировать нашим чувством вины, нашим страхом и нашим «грехом», хотя виновность и невиновность, прощение и наказание представляют собой обычные элементы мифологии.

Мифология маскирует примитивную реальность плохо налаженных роботов, которые то и дело натыкаются друг на друга. Самые тяжелые и якобы неразрешимые социальные проблемы мы не сумели решить исключительно из-за собственного невежества, потому что не знаем и не хотим знать, как функционирует мозг и нервная система. Мы не верим в способности мозга эволюционировать и изменяться, потому что зациклились на вере в собственную беспомощность и механически повторяем давно выученные уроки.

Духовная технология широко применяется для уменьшения индивидуальной свободы и усиления власти идеологии и религии. Психолог - бихевиорист Б. Ф. Скиннер, выступая от имени авторитарного государства, ратовал за контроль «по ту сторону человеческой свободы и достоинства». В книге «За пределами свободы и достоинства» он пропагандировал необходимость модификации поведения общества за счет массового обусловливания. По его мнению, только так можно управлять и руководить обществом. Духовно-конвейерному обществу требуется полнейшая кооперация и послушное подчинение граждан, для чего требуется применение методик кнута и пряника, поощрения и наказания. Но уязвимость любой технологической системы, устанавливающей тоталитарный контроль над сознанием, состоит в том, что сначала должны быть удовлетворены предварительные условия. Эти условия требуют введения секретности и единомыслия. Утечка информации, свободомыслие (инакомыслие) и понимание применяемых принципов и техник позволяют избежать роботизации и программирования.

Когда-то давно нас убедили, что есть Он, и чтобы справиться с неопределенностью, нам остается уповать лишь на Него. Потом нас убедили, что Путь к Нему, каким бы именем Его ни называли, становится короче, если взаимодействовать с Ним через «посредника». «Посредник» строит официальные учреждения — Церкви, принимает пожертвования, отпускает нам грехи, поставляет теологически подкованных глашатаев Истины, борется за численность паствы, разрабатывает богословские доктрины, устраивает Соборы, читает нам проповеди, учит чтить священные писания, жить в любви и не грешить из страха смерти. «Посредник» обещает нам райскую жизнь после смерти. «Посредник» облекает себя духовной властью. Но вот незадача. Духовная власть развращает, разлагает, портит, калечит, расправляется и безжалостно уничтожает тех, кто навязывает свои правила другим. Власть над душами становится проклятием. Болезненную неспособность духовных вождей признать этот исторический факт можно объяснить только таинственным повреждением электропроводки, из-за которой в их нервных системах нарушена схема приема, обработки и передачи информации.

«Посредник», взявший на себя все Его полномочия — самозванец, ибо с Ним можно общаться непосредственно. Именно Он создает все реальности и миры, факты и интерпретации, карты и модели, хаос и порядок. Именно Он, как сказал Альфред Джерри, - это кратчайшее расстояние между нулем и бесконечностью. Он - это наш МОЗГ.

Как только ты осознал, что твоя нервная система создает твою собственную реальность, извлекая ее из гераклитова потока, ты ощущаешь экзистенциальное одиночество. Возникает вопрос: каким дорожным указателям тебе следовать, какими показаниями компаса руководствоваться, к каким целям стремиться?

Вселенная учителей, богов и пророков напоминает однородную, вязкую, сладенькую молочную кашицу - эдакое однородное единство. Войти в контакт с настоящим Единством можно только тогда, когда повысишь порог чувствительности и точность калибровки, чтобы разглядеть неоднородность. Для этого нужна новая философия.

Эта философия не может опираться на слепую веру в Бога, в вождя, в авторитет. Она должна опираться на расширенное сознание, на знание нервной системы и умение ею управлять. Она предполагает терпимость к различиям, реальное право делать самостоятельный выбор, свободу личности и невмешательство в чужие дела. Это вызовет квантовый скачок в интеллектуальной эффективности и эмоциональном равновесии. Новая философия должна сохранить тенденцию сексуальной открытости и более честного, реалистического признания равенства полов и притягательного различия между полами. Мифологическим и религиозным символом этой философии должен стать не распятый на кресте богочеловек, а любовный союз мужчины и женщины.

 

II

Я стою на берегу океана. Над водой поднимается цепь скал. Ее подводная часть остается невидимой. Я вижу, как эта цепь скал рассекает воду на две отдельные части, где плещут волны, и их движение кажется устремленными друг к другу потоками. Они словно стремятся преодолеть эти скалы, мешающие им слиться. Когда я сужаю поле зрения, оно напоминает мне эту цепь скал. Но если я отступаю назад и расширяю поле зрения, то вижу, что разделение волн — это иллюзия, потому что обе волны принадлежат единому океану.

Карл Шпербер

Любой разумный человек не может не задумываться над вопросами: Сможем ли мы обрести физическое бессмертие при нашей жизни? Существует ли Высший разум? Можно ли достичь физического бессмертия и подключиться к Высшему разуму?

Если вы отвечаете на эти вопросы отрицательно,значит, для вас нет никакой разницы, как жить, лишь бы получать удовлетворение от роботического комфорта, изредка тешить свое эго и ощущать генофондовую безопасность. Вы предпочитаете сохранять отжившие импринты? Но человечество, живущее по программам старых импринтов, болеет. Больные нервные системы заставляют роботические тела совершать монотонные бессмысленные движения. Эти разрушенные нервные системы направляют тела по дорогам, на которых расставлены указательные знаки: «Правильно» и «Неправильно». Сохраняя старые импринты, вы навсегда останетесь контролируемыми роботами и групповыми конформистами, которые разделяют «авторитетные мнения» и попадают на удочку «ловцов душ». Цепляясь за больные импринты, вы автоматически вступаете в когорту потенциальных последователей харизматических лидеров, которые формируют общественное сознание. Лелея эти импринты, вы превозносите многочисленных гуру, проповедующих причудливые учения, и «пророков», которые создают деструктивные секты. Все они могут радикально вас изменить, даже не заручившись вашим согласием. Неужели вы хотите, чтобы вам продолжали промывать мозги?

Но если вы ответили на эти вопросы положительно,значит, древние философские стремления были не напрасными, иперед вами раскрываются выгодные, увлекательные и заманчивые перспективы. У бытия есть практическая цель, и то, что поначалу кажется нелепой сумасбродной фантазией, после здравого размышления оказывается единственной разумной альтернативой.

Лучшим вложением наших энергий остается стремление к обретению бессмертия, развитию разума, расширению сознания и контакту с Высшим разумом. Как учит нас история науки, новые энергии открываются лишь тогда, когда ты их ищешь. И, как учит нас дзэн-буддизм, ищущий - это то, что ищут. В самом деле, разве мы не находим именно то, что ищем? Если Высшего разума не существует, пришло время его создать.

Если каждый из нас не начнет управлять собственной нервной системой, то это сделает за нас кто-то другой. Если мы сами займем место у пульта управления, каждый из нас станет хозяином собственной жизни. Только мы сами вправе менять туннели реальности, в которых живем, выбирая их по собственному усмотрению.

Однажды бабушка Гурджиева дала ему добрый совет: «Никогда не делай то, что делают все. Никогда не думай так, как думают все. И, самое главное, никогда не доверяй чужим картам. Да исвоим картам доверяй лишь временно».

Каждый из нас несет ответственность за выбор, который он сделал. Истинный духовный рост невозможен, когда человек отказывается от права на самостоятельный выбор и от ответственности за этот выбор. Остерегайтесь людей, претендующих на знание истины в последней инстанции. Держитесь подальше от групп и мировоззрений, которые обладают монополией на знание единственного метода, позволяющего достичь состояния абсолютной просветленности. Ибо, по словам Курта Воннегута, «нет конца дьявольским проектам, которые способен разработать и создать слишком сложный мыслительный аппарат».

Посреди болота стоял прекрасный замок. Пилигримы, искатели, воины, стремившиеся попасть в замок, тонули в трясине, потому что каждая кочка, на которую они ступали, уходила под воду. Герой и его Женщина несколько дней сидели на берегу и наблюдали. Затем Герой поднялся, взял ее за руку и шепнул: «Прыгай быстрее, чем кочки успеют пойти на дно. Все очень просто. Смелее и не останавливайся».

(Притча, рассказанная Шри Кришной Премом Тимоти Лири)

Когда земля уходит у вас из-под ног, знайте, что она становится стартовой площадкой для очередного восхождения!

 

 


[1] Бахрошин Н. Похитители душ. "Собеседник", 9, 1996 г

[2] Glenn Collins, "The Psychology of the Cult Experience," The New York Times (March 15, 1982)

[3] Т.Лири, «Семь языков Бога»

[4] Сборник бесед Ошо «Мятеж. Революция. Религиозность»

[5] Ф. Ницше, «Сумерки богов».

[6] Людвиг А. М. Измененные состояния сознания. Архивы общей пси­хиатрии 15:225-234, 1966

 

[7] Фрагменты главы «Телевизионное шоу: Великий иудео-христианс­кий грех, вина, преступление и наказание».

[8] Хотя Фрейд писал о «заразительности» сплоченных групп, эта ра­бота осталась практически незамеченной на фоне его работ в обла­сти индивидуальной психологии. Его концепции о подсознании и впечатлениях раннего детства глубоко изучены, а вот его взгляды на групповой опыт обойдены вниманием психологов и психиатров.

[9] В групповой психотерапии психогимнастика — это невербальный метод работы в группе, когда в движениях пантомимы участники выражают эмоциональные состояния и переживания.

[10] Т.Лири, Ibid.

[11] Организация «Нарконон» гарантирует снятие наркотической зави­симости, но не сообщает, что превращает наркомана в религиозно­го фанатика-сектанта.

[12] Буддийская книга «Мумонакан». Это один из самых знаменитых дзэнских коанов, который вызывает короткое замыкание в цепочке логических связей размышляющего ума и вызывает остановку в его работе.

– Конец работы –

Используемые теги: технологии, изменения, сознания0.061

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Технологии изменения сознания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. ОБЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Учебник подготовлен коллективом авторов... гл канд искусствовед наук проф Т В Шеляг гл д р... наук проф П Д Павленок...

Технологии изменения сознания в деструктивных культах.
На сайте allrefs.net читайте: "Технологии изменения сознания в деструктивных культах."

Сознание и психика. Уровни сознания. Сознание и самосознание. Феномен человеческого "Я"
Для более конкретного описания сознания как феномена даются взгляды различных философов на сознание как на проблему. Затем дается определение самосознания, как категории, без которой невозможна… С помощью сознания происходит преобразование человеком не только окружающей действительности, но и внутреннего мира.…

Технологии изменения сознания в деструктивных культах.
На сайте allrefs.net читайте: "Технологии изменения сознания в деструктивных культах."

Тема 11. Социальные изменения. Культура как фактор социальных изменений.
На сайте allrefs.net читайте: Тема 11. Социальные изменения. Культура как фактор социальных изменений....

Изменение состояния сознания
Казалось бы, сознание- вещь наиболее нам близкая, потому что им обладает каждый, но нередко именно самое близкое обнаруживает себя как… С того момента в раннем детстве, когда в нас пробуждается сознание, мы смотрим… Для западной культуры, к которой мы так или иначе принадлежим, не характерно внимание к внутреннему миру. Страстное…

Эстетическое сознание, его роль и функции в практике человека. Эстетическое сознание и искусство, их развитие.
На сайте allrefs.net читайте: Эстетическое сознание, его роль и функции в практике человека. Эстетическое сознание и искусство, их развитие....

Динамика изменения планового объема сбыта по периодам и характеристика факторов, повлиявших на изменение планового объема сбыта
На сайте allrefs.net читайте: 3)Динамика изменения планового объема сбыта по периодам и характеристика факторов, повлиявших на изменение планового объема сбыта………………………..8...

Понятие «информация». Информатизация: тенденции в изменении сознания, мышления, культуры
Первую внедряет президент Международной академии информатизации И.И. Юзвишин.Информация, согласно его утверждению, «фундаментальный… Онтологически информация есть субъективная реальность. Это утверждение целиком согласуется с достижениями современной психологии.Философы тоже определяют сознание как…

Общественное сознание как предмет исследовательской работы. Подходы к изучению общественного сознания
Прежде всего, необходимо установить значение фундаментальных понятий. Определить, что же такое «общественное сознание», что мы условимся понимать… Так что же такое общественное сознание? Попробуем дать более точное и строгое… Общественное сознание – совокупность психологических свойств, присущих обществу, рассматриваемому как самостоятельная…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам