Германия

В 70-е годы социальная работа в общине определялась концепцией сопричастности.

Методы понимались уже не только как структурированные виды помощи в работе с клиентом, но также и как форма самопомощи, которая делает возможной разработку проблемы с учетом собственной ответственности клиента.

Самовоздействие рефлексировалось в группах самостоятельного опыта, психодрамы и гештальттерапии, а также в новых формах альтернативной супервизии с учетом конкретной ситуации. Все это позволило развить новые формы кооперации «социальный работник - клиент».

Вновь открытое понятие «социального» в социальной работе и критика медико-попечительской парадигмы способствовали возникновению новых вопросов относительно методических концепций (технологий). В концепции «Ведение диалога»[13] преодолевались индивидуалистические ориентации и проблемные обоснования в случаях предоставления единовременной помощи. Модель жизненного пространства[14] была введена как относительная система, а диалог использовался как средство экологической разработки конфликта[15]. Таким образом, цель преобразовательных процессов в социальной работе состоит не в приспосабливании клиента к своим жизненным обстоятельствам, но в эмансипации его индивидуальных и социальных наклонностей.

Развивающиеся на этой основе комплексный подход к решению проблемы[16], концепция социально-педагогического воздействия[17], стратегия вмешательства[18] и формирующаяся теория действия, объединяющая в себе проблемные и технологические подходы[19], стали новыми важнейшими вехами на пути развития интегративных концепций.