Традиционализм

Этническая самоидентификация может вызывать к жизни определенные групповые установки, когда дискриминация другой группы позволяет снимать чувство «ненадежности или подчиненного положения». Улучшение групповой самооценки осуществляется на основе принципа «мы лучше – чем они». Такая тенденция выражается в оценке другой культуры на основе традиционных для данной культуры символах, ценностях и стереотипах.

Согласно подходам Ашмора и Дельбока в современном обществе произошли изменения в этнической предубежденности, тем не менее она остается и принимает новые формы существования:

· Расизм низших слоев общества - «воспринимаемая расовая угроза», основанный на страхе потерять доминирующее положение этнического большинства;

· «Символический расизм жителей пригородов» - допускают возможность интеграции, но препятствуют этническому меньшинству в продвижении в социальной иерархии;

· «Антирасизм по расчету» – система взглядов высших слоев общества, которые способны оказывать протекции людям иной расы, если это повышает их самооценку и оценку окружающих. [65]

Конкуренция на рынке труда

Конкуренция на рынке труда предъявляет определенные требования для работающих. Социокультурные теории рассматривают дискриминацию как последствие рынка труда, где этническое большинство стремиться сохранить сове политическое влияние и упрочить экономические позиции. Именно экономические отношения вызывали к жизни различные формы эксплуатации и расизма. Так Р. Блаунер разработал теорию расового угнетения, где экономическому и политическому господству уделяется главная роль. В основе его концепции лежат следующие принципы колониальных отношений:

· Принудительное навязывание туземцам господствующей культуры;

· Попытки господствующей культуры изменить и контролировать туземную культуру;

· Политическое господство;

· Экономическая эксплуатация;

· Идеология, оправдывающая власть господствующей группы.[66]