УРОВНИ БЫТИЯ

В повседневной жизни существуют различные градации и отличия людей - согласно рождению, званию, силе, богатству и т.д. Такое различие и деление людей не имеет в своей основе никакой подлинной ценности. Единственно реальная вещь, которая отделяет людей друг от друга, так это их уровень бытия.

Гурджиев учит, что все мы находимся на различных уровнях бытия, согласно нашему внутреннему развитию, так что внешние различия на основе богатства, положения, образования и т.д. не имеют никакого отношения к различиям в уровне бытия между разными людьми. Это истина, которую многие люди познают интуитивно. Мы все встречали людей, которые кажутся скромными и даже незначительными, но в отношении которых мы чувствуем что-то, что сразу отличает их от других людей. Эти люди имеют что-то отличное, и это "что-то" возникает из того, что они представляют собой внутренне. Это не имеет ничего общего с внешними признаками любого рода. Такие люди имеют высокую степень внутреннего развития, которая немедленно ощущается теми, кто приходит в соприкосновение с ними и обладает способностью чувствовать столь тонкие вещи. Чем больше мы эзотерически трудимся над самими собой, тем больше развивается наше внутреннее бытие и поднимается его качественный уровень. Это - неизбежный процесс и единственный путь, на котором мы можем расти внутренне.

Уровень бытия должен быть согласован с уровнем познания, поскольку результатом этих двух является уровень понимания. Понимание - это наиболее ценное человеческое качество, которым мы вообще можем овладеть, это синоним истинной мудрости. Быть истинно-мудрым - это характеристика людей, которые работают над собой согласно истинным эзотерическим канонам и достигли очень высокого уровня бытия, которому соответствует очень высокий уровень познания. Понимание складывается из высокого уровня бытия и высокого уровня познания. Один только высокий уровень познания не дает истинного понимания. Мы можем видеть это на примере людей науки. Их уровень познания может быть относительно огромным, но поскольку они являются убежденными материалистами и отрицают всякий смысл и цель во вселенной, их уровень бытия крайне низок. Соответственно, их уровень понимания довольно-таки жалок, несмотря на их колоссальные знания. То же самое происходит с людьми во многих других сферах жизни и деятельности.

Обратное явление наблюдается в том случае, когда люди имеют высокий уровень бытия, но низкий уровень знания, как это бывает с простыми людьми, которые живут близко к природе и обладают глубинным интуитивным чувством чуда и таинства творения, как, например, многие старые садоводы. Эти люди имеют в себе что-то очень привлекательное, что сразу же чувствует всякий, кто разговаривает с ними, но их уровень знания (кроме их работы) очень низок и потому низок и уровень понимания.

Учение Гурджиева предлагает нам оценивать людей по их истинному значению, а не в соответствии с принятыми оценками. Оно также показывает нам, как важно, работая над собой, совершенствовать уровень знания так же, как и уровень бытия. Многие люди, обратившиеся к эзотеризму, думают, что главное - это развитие бытия. Конечно, оно очень важно, но не менее важно и развитие знания. С вопросом о понимании тесно связан тип нашего мышления. Без некоторой доли истинного понимания мы можем воспринимать мир и его проблемы только на очень примитивном, сугубо прозаическом уровне, пропуская целиком все, что не относится к повседневным мыслям и чувствам.

Мы склонны к тому, что в учении Гурджиева названо типом мышления "да" и "нет". Это такой тип ума, который считает возможным давать определенные ответы на все проблемы и требует категорического "да" или "нет" на каждый вопрос. Если наш уровень знания и бытия растет и соответственно развивается истинное понимание, нам становится все труднее давать ответы на вопросы или требовать определенных ответов от других. Мы начинаем узнавать, что вещи гораздо более сложны и запутаны, чем мы думали раньше, в результате чего мы больше не ищем и не ожидаем немедленных ответов на каждую проблему.

Поэтому лучший способ оценить уровень понимания любой индивидуальности - это наблюдать, как она реагирует на вопросы. Если она относится к тому типу, который ожидает определенных "да" или "нет", тогда ее уровень понимания очень низок. Чем выше уровень понимания, тем меньше вероятность, что человек будет ожидать или требовать таких ответов. То же самое относится к мнениям о различных вопросах. Чем больше у людей определенных, общепринятых и готовых мнений, тем менее глубок их уровень понимания; чем больше мы знаем и понимаем, тем больше мы осознаем, что готовые мнения просто не имеют никакой цены. Так много факторов связано с тем, что кажется простейшей проблемой, что готовые ответы часто совсем бесполезны. Из этого не следует, что мы будем неспособны действовать быстро, когда возникнет необходимость, но чем больше будет развито наше понимание, тем полнее мы будем представлять все то, что может быть связано с вещами, которые мы желаем или собираемся делать. В результате мы будем гораздо лучше подготовлены ко всем возможным неприятным последствиям нашей деятельности, чем люди, которые представляют себе проблемы упрощенно. Другими словами, истинное понимание предотвратит многие неприятные реакции, которыми часто сопровождаются наши усилия ответить на вызов, бросаемый нам жизнью.

С вопросом об уровне бытия тесно связано учение о масштабе. В соответствии с тем фактом, что наука большей частью материалистична по характеру и мировоззрению, развилась тенденция считать все явления различными по величине, но измеряемыми более или менее одним и тем же масштабом. Не допускают возможности, что некоторые типы явлений могут находиться на уровне, отличном от других, и поэтому требуют другого подхода.

Это можно легче всего пронаблюдать в отношении большинства ученых к явлениям, подвергающимся психическим исследованиям. Здесь мы сталкиваемся со сферой знания, привлекающей все больше внимания, однако требующей совершенно особого подхода, существенно отличного от того, который необходим для исследований обычных физических явлений. Чаще всего большинство ученых попросту отказываются обращать внимание на психические исследования и изучение паранормальных эффектов лишь на том основании, что они не поддаются тем же видам измерений и расчетов, которые используются для изучения привычных всем феноменов. Такие ученые попросту отказываются признавать, что в случае парапсихических явлений они сталкиваются с особым уровнем, как бы иным масштабом бытия, существенно отличающимся от привычного для них. В частности, такой тип отношения к неизвестному объясняет, почему "наука" не может согласиться с доводами и выводами "религии".

Не следует делать вывода о том, что все ученые - ярые противники религиозного мировоззрения. Грандиозный вызов, брошенный наукой религии в XIX веке, явился следствием полного непонимания проблемы масштаба явлений. Ученые захотели применить те же правила и законы к явлениям религии, которые они обычно применяли для исследований внешнего физического мира. Это оказалось принципиально невозможным - и вместо того, чтобы искать новые методы и подниматься на иной уровень понимания, они повернулись спиной к религии и объявили ее учения ошибочными. Этот пример показывает, что получается при отказе признания людьми того факта, что во Вселенной сосуществуют разномасштабные явления.

Если мы признаем существование масштаба и различных уровней бытия во Вселенной, так же как и в человеке, мы оказываемся в совершенно ином мире представлений, нежели остальные люди. Все приобретает гораздо больший смысл и значение, перед нами раскрывается простор для чуда и тайны во всей жизни. Люди, которые думают, что все на свете можно свести к простым математическим символам, живут в весьма ограниченном мире, где нет места тайне и чуду. Чем более мы признаем существование масштаба и уровней бытия в себе и в окружающей нас Вселенной, тем более глубоко мы чувствуем явления и соответственно тем больше ценного и значительного получаем от жизни. Мы начинаем по-настоящему жить. В то время как другие люди прозябают в косности. Они почти мертвы внутри и существуют в неживом мире, т.к. мир без масштаба и уровней бытия деятельно мертв. Жизнь не может функционировать без масштаба и уровней бытия, ибо соизмеримость между ними - часть ее образа действия.

Есть одно древнее эзотерическое выражение - "Бог-Макрокосм и человек-микрокосм - едины". Действительно, в человеке отражены те же качества и факторы, которыми наделена Вселенная. Похожая эзотерическая пословица выражает ту же мысль - "Как наверху, так и внизу". Эти пословицы имеют прямое отношение к существованию масштабов и уровней бытия, равно в человеке и космосе. Если бы это было не так, человек был бы неспособен вступить в контакт со Вселенной, - она была бы совершенно чуждой и непостижимой для него. Но в процессе эзотерического саморазвития человек обнаруживает, что он в состоянии контактировать и понимать Вселенную все больше и больше именно потому, что изнутри он с нею связан нерасторжимыми узами.

Гурджиев говорил - "Наш уровень бытия создает нашу жизнь". Обычно люди думают, что если они имеют лучшие условия для самовыражения, или рождены при особых обстоятельствах, или имеют большие шансы в жизни, то лишь из-за этого они уже являются особыми людьми, живущими в совершенно особой среде, где все совершается согласно их желанию.

На самом же деле, единственный путь изменения внешних условий и обстоятельств жизни - это изменение себя изнутри, ибо то, что мы есть внутри, создает наши внешние условия жизни. Это может показаться странным большинству людей. Они привыкли думать, что задача изменения себя заключается прежде всего в изменении внешних условий, а потому им очень трудно принять эзотерическую точку зрения. Люди, которые недовольны своей жизнью, думают, что если они смогут уехать за границу, или сменить работу, или изменить круг друзей, или сделать что-либо в подобном духе, то они враз станут другими людьми и будут жить более счастливо и успешно. Однако даже если они преуспеют в каком-либо из этих дел (что само по себе достаточно хлопотно), они непременно обнаружат, к великому своему разочарованию, что та же самая сеть жизненных событий вновь спутает по рукам и ногам, вне зависимости от того, сколь бы страшно они ни стремились изменить жизнь через внешние перемены. И все это потому, что их уровень бытия не изменился! И не имеет значения, какие внешние перемены эти люди пытаются произвести - пока внутренне они остаются прежними, и жизнь их идет прежним путем. И только в том случае, если изменен уровень бытия, это может вызвать некоторые реальные изменения во внешних обстоятельствах. Это - не выдумка, а глубочайший Эзотерический Закон, который может объяснить многое тем, кто способен понять его значение.

Например, реальные внутренние изменения помогли бы покончить сегодня с беспокойством большинства людей, ведь они все так неудовлетворены жизнью, что постоянно ищут способ изменить ее внешними средствами. Но если они узнают, что этого можно достигнуть только посредством изменения себя изнутри, работая над собой, тогда у них откроется возможность стать совершенно иными людьми. Тогда они не будут больше неустанно стремиться к внешним переменам - ведь они поймут, что только через внутреннюю работу они смогут реально улучшить собственное окружение.

Ничего потрясающего в этом направлении ожидать не приходится. Однако если мы реально преуспеем в работе над собой и изменим наш уровень бытия, то обнаружим, что и образ жизни также начал изменяться - вплоть до того, что мы больше не сталкиваемся с привычной нам ранее цепью ежедневных стереотипных событий. Хотя внешне наша жизнь останется прежней, внутренне мы постепенно проникнем в совершенно иной тип бытия. Конечно, случайный наблюдатель, возможно, не заметит никакой разницы, однако мы сами будем прекрасно осознавать тот факт, что все в нас и вокруг нас стало качественно иным.