рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО МЕТОДА ПОЗНАНИЯ РЕЛИГИИ, СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО МЕТОДА ПОЗНАНИЯ РЕЛИГИИ, СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ - Реферат, раздел Социология, ЛУЧШИЕ РЕФЕРАТЫ ПО СОЦИОЛОГИИ Философский Анализ Религии Складывается В Европейской Куль­туре. С Xvii — Xvi...

Философский анализ религии складывается в европейской куль­туре. С XVII — XVIM веков является господствующим вплоть до середины XIX века. С середины XIX века наряду с теологическим и философским начинает формироваться научный подход. Разли­чие между научным и философским подходом в исследовании религии заключается в предметной сфере и исследования. Пред­метной сферой философии является исследование действительно­сти под углом зрения на решение мировоззренческих проблем. По­этому философия делает акцент на изучении мировоззренческой стороны религии. Для философов наиболее существенным явля­ется то, как решается в религии проблема устройства бытия, что первично: духовное или материальное начало, Бог создал этот мир, в том числе и человека, или человек создал в своем сознании Бога. Тот или иной ответ на этот вопрос служит основанием для реше­ния конкретных жизненных вопросов. Наука изучает религию как одну из сторон общественной жизни, в ее связях и взаимодействии с другими областями этой жизни: каким путем формируется рели­гия, как те или иные религиозные системы объясняют мир, какие ценности, нормы и образцы поведения они формируют у людей, как действуют те или иные религиозные организации, каковы функ­ции религии в обществе и т.д.

Различие между философией и наукой проявляется не толь­ко в предметной сфере, но также и в методах исследования ре­лигии. Философия не проводит эмпирического исследования действительности. Она в большей мере решает свои проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, ко­торые развиваются на основе цепи логических размышлений. Наука же в своих исследованиях религии опирается на эмпири­ческий материал, фактические данные, полученные на основе не­посредственных исследований, мировоззренческих представ­лений тех или иных народов, их верований, обычаев, организа­ции жизни и т.д.

В научном религиоведении с самого начала его формирова­ния широко применяется исторический метод, предполагающий изучение религиозных систем в процессе их возникновения, ста­новления и развития, а также учет взаимодействия в этом про­цессе как общих закономерностей истории, так и своеобразных конкретных обстоятельств. Исторический метод может быть реа­лизован в виде генетического подхода, когда исследователь вы-

водит все последующие стадии из начальной фазы. В ходе этой процедуры важное значение имеет отыскание всех проме­жуточных стадий в цепи эволюции религии. Активно использует­ся в религиоведении и сравнительно-историческое исследование. В ходе этого исследования осуществляется сопоставление раз­личных этапов развития одной и той же религии в различные мо­менты времени, разных религий, существующих одновременно, но находящихся на разных этапах развития, проводится реконст­рукция тенденций развития.

Большое влияние на формирование научного религиоведения оказало использование методов антропологии и этнографии Э.Тей­лором, Дж.Фрезером, Б.Малиновским, Л.Леви-Брюлем и др. Этот метод активно используют также социологи Э.Дюркгейм и М.Ве-бер, психоаналитики З.Фрейд и К.Юнг и др.

Социология религии является составной частью науки об обще­стве _ социологии. Социология как самостоятельная наука формируется начиная с середины XIX века в течение длительного времени. Социологическое знание накапливалось в недрах фило­софии. Вычленение социологии из недр философии связано имен­но с тем, что «отцы-основатели» социологии О.Конт, М.Вебер, Э. Дюркгейм поставили перед собой задачу решения общественных проблем, в том числе и проблему религии, на основе использова­ния научных методов познания действительности. Основатель со­циологии французский мыслитель О.Конт (1798—1857), решая воп­рос о том, что лежит в основе социального порядка, неизбежно столкнулся с проблемой роли религии в обществе. Отвечая на воп­рос, О.Конт сформулировал закон о трех последовательных ста­диях развития человечества: теологической, метафизической и научной. Согласно О.Конту, на первой, теологической стадии, че­ловек объясняет все явления на основе религиозных представле­ний, оперирует понятием сверхъестественного. Вера в богов или единого Бога обусловливает стабильность общественной систе­мы. Этой стадии соответствует длительный период истории, вер­шиной которого является Средневековье.

На второй, метафизической стадии, человек пробует отказать­ся от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей и причин. Ярким примером такого периода является эпоха Просвещения. Задача этой стадии _ критическая. Разрушая религиозные представления, она подго­тавливает приход третьей стадии — позитивной, или научной. Конт считал неизбежным конфликт между религией и позитивным зна­нием _ наукой и предсказывал в недалеком будущем победу на­уки над религией. Наука, по мнению Конта, призвана заменить ре-

лигию не только с точки зрения формирования нового мировоз­зрения, но прежде всего в качестве связующей силы, призванной объединить людей и социальные институты, стать основой ста­бильного порядка. Установить солидарность и согласие между людьми, считал Конт, призвана новая синтетическая наука — со­циология.

Рассмотрение проблем религии О.Контом осуществляется в кон­тексте решения им общих социологических проблем. Непосредст­венно научным исследованием религии с социологических позиций занимались немецкий мыслитель М.Вебер (1864—1920) и француз­ский мыслитель Э.Дюркгейм (1858—1917). Именно они являются основоположниками социологии религии как относительно само­стоятельной отрасли знания в рамках религиоведения.

М.Вебер рассматривал социологию как науку о социальном поведении. Поведение, по Веберу, становится социальным, если оно имеет смысл, субъективно, осмысленно соотносится с пове­дением других людей, ориентировано на ожидание определенно­го их поведения, в соответствии с этим сопровождается субъек­тивной оценкой шанса на успех тех или иных своих действий.

В соответствии с этой общей концепцией предмета социоло­гии М.Вебер формулирует специфику социологического подхода к исследованию религии. С точки зрения М.Вебера, социолог, в от­личие от теолога и философа, не должен касаться вопросов об источнике религии, так же как и не должен устанавливать некую метафизическую «сущность» религии. Социолога интересует не сущность религии, а условия ее существования. Иначе говоря, для социолога религии интересна лишь как особый тип мотивации со­циального поведения людей. Таким образом, социология, по Ве­беру, должна ограничиваться изучением мотивирующего воздей­ствия религиозных идей и представлений, выявлением их влия­ния на общественную жизнь, не касаясь вопроса об их истинности или ложности, источников их происхождения.

Такая оценка предмета социологии религии вытекает из вебе-ровской трактовки социальной функции религии. М.Вебер рассматривал религию как социокультурный институт, который сов­мещает в себе черты культурной системы, то есть определяет сфе­ру значений, символов и ценностей индивида и общества, и вмес­те с тем функционирует в качестве самостоятельного социально­го института.

М.Вебер представляет религию как первичную основу ценнос­тей и в этом качестве она является одним из важнейших способов придания смысла социальному действию, определяет его значе­ния и цели. Именно на основе религиозных установок все проис-

ходящие в жизни человека события квалифицируются им как ра­зумные, рациональные или бессмысленные. Религиозное истол­кование мира является средством ориентации в нем и регуляции поведения. Религия рисует определенную картину мира и в то же время задает систему ценностей и норм, в соответствии с которы­ми одни действия запрещаются, а другие разрешаются. Тем са­мым она создает моральные нормы поведения человека.

Особое внимание М.Вебер уделяет выявлению влияния религиозного фактора на действенное отношение индивида к ок­ружающей действительности. Одни религии стимулируют уход от мира, созерцательно-мистическое к нему отношение (например, буддизм), другие нацеливают на его завоевание и преобразова­ние (например, христианство в его протестантской разновиднос­ти). М.Вебер настаивает на религиозной обусловленности не про­сто повседневного поведения верующих индивидов, но и их «хо­зяйственного» (экономического) поведения. Одной из важнейших заслуг М.Вебера в области социологии является обоснование им влияния Реформации на становлении и развитие капиталистичес­ких общественных отношений. Протестантская этика, по мнению М.Вебера, заложена в основы «духа капитализма».

В своих работах М.Вебер доказывал не только влияние религи­озного фактора на становление тех или иных социальных отноше­ний, но и влияние социального фактора на формирование того или иного типа религии. В «Хозяйственной этике мировых религий» он пишет: для каждой данной религии можно выделить те слои, жиз­ненное поведение которых было определяющим практическую эти­ку соответствующей религии. Например, в конфуцианстве — это бюрократия, в индуизме — овладевание ведической образован­ностью брэхмы, в буддизме — монашество, в христианстве — го­родские ремесленники и т.д. Отвергая обвинения в упрощенном социологизме, М.Вебер разъясняет: мысль автора не сводится к тому, что своеобразие религии является простой функцией соци­ального положения того слоя, который выступает в качестве ее характерного носителя, как бы его «идеологией» или отражением его материальных и духовных интересов. Напротив, как ни глубо­ко в отдельных случаях экономическое и политическое воздействие на религиозную этику, ее основные черты восходят к религиозным источникам и прежде всего к содержанию благовествования и обе­тования. Религия как социальный институт исследуется М.Вебе-ром в контексте изучения различных типов религиозных организа­ций.

Принципиально иной подход к задачам исследования религии демонстрирует французский социолог Э.Дюркгейм. Специфика

исследования религии в системе Э.Дюркгейма вытекает из общих принципов получения социологического знания. По мнению Э.Дюрк­гейма, социология основывается на познании социальных фак­торов. Источник социальных факторов находится не в мышлении и поведении отдельных индивидов, а в обществе. Для того чтобы возник социальный фактор, указывал Э.Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере несколько индивидов объединили свои дей­ствия и эта комбинация породила новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как образуется на основе взаимодействия множества сознаний), то это имеет своим непременным следствием установление и зак­репление для индивидуального сознания каких-либо образцов по­ведения, ценностей, норм и т.д., которые существуют для данных индивидов объективно. Религия, как и все другие общественные институты, представляет собой «социальный фактор» и к ее ана­лизу применимы та же методология и те критерии оценки, как и ко всяким другим социальным факторам.

Э.Дюркгейм рассматривает религию как созданный человеком социальный институт, формирующийся естественным образом как ответ на отдельные условия его существования с целью удов­летворения определенных социальных потребности. Источником религии, согласно Дюркгейму, является сам социальный способ существования людей. В религии общество обожествляет само себя. Смысл и предназначение религии состоит прежде всего в том, чтобы культивировать социальное чувство, обеспечивать влияние коллектива на индивида. Таким образом, для Э.Дюрк­гейма религиозными являются все коллективные представления и верования, если они носят обязательный для всех членов об­щества характер и тем самым связывают индивида и общество, подчиняют его последнему.

Э.Дюркгейм считает, что религия связана с функционировани­ем в социальном взаимодействии священных объектов. Это при­дает коллективным верованиям и представлениям обязательный характер, позволяет определенным образом воздействовать на ин­дивидов и общество. Различие в социальной жизни двух различных областей — мирской и священной — является, по Дюркгейму, глав­ным признаком религии. Мирская область — это сфера повсед­невной жизни, с частными интересами и обычными занятиями. Свя­щенное — это отдельная область, которая состоит из особых пред­метов, верований и обрядов. Священное наделено особым мораль­ным авторитетом и властью. Оно — предмет почитания и поклоне­ния, источник запрета и принуждения.

В религиозных системах представления о священном облека­ются в мифологическую форму и выливаются в культовые дей­ствия. Э.Дюркгейм в религии придавал решающее значение не ве­рованиям и догматическим формулам, а ритуалам и обрядам, то есть культовым действиям. По его мнению, сущность культовых действий состоит в том, что через них социальная общность от­крывает себе дорогу к священным объектам и затем обеспечива­ет возвращение в обычный мир.

Культовые действия всегда совершаются коллективно. И при­нимая во внимание этот факт, Э.Дюркгейм предлагает такое ис­толкование религиозного феномена: священное — это почитание в качестве святого главной социальной ценности данного обще­ства — самого этого сообщества. А совершение культового дей­ствия — это акт, через который данная социальная общность каж­дый раз утверждает себя в качестве данной общности, иначе гово­ря осознает самотождественность. В соответствии с таким подхо­дом Э.Дюркгейм дает следующее определение религии: «Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, то есть к вещам особым, зап­ретным, это система таких верований и обрядов, которые объеди­няют в единую моральную общину, называемую церковью, всех тех, кто признает эти верования и обряды».

Э.Дюркгейм дает расширенную трактовку религии, по сути дела, отождествляя социальное и религиозное. «Священные объекты» он трактует как символы общественного единства. У австралий­ских туземцев в качестве такого символа выступает тотем — жи­вотное или растение, которое рассматривается той или иной соци­альной общностью как общий предок — покровитель и связь с ко­торым отличает данную общность от другой. Для христиан таким символом выступает Иисус Христос. В современном обществе появились новые мифы и символы, связанные с научным объяс­нением мира.

Исходя из этой предпосылки, Э.Дюркгейм выдвигает требова­ние конкретно-исторического подхода к оценке ее роли и влияния: «Вначале — пишет он, — все, что социально, религиозно — оба символа синонимы. Потом мало-помалу функции политические, экономические и научные освобождаются от религиозных и полу­чают все более ярко выраженный светский характер». Таким об­разом, Э.Дюркгейм признает наличие непрерывного процесса ос­вобождения всех сфер общественной жизни от влияния религии. Однако развитие этого процесса не означает конца религиознос­ти. Религия, по его мнению, будет существовать вечно. Не может существовать общество, которое не испытало бы потребности ре-

гулярно оживлять и подкреплять коллективные чувства и идеи, ут­верждающие его единство и индивидуальность. Э.Дюркгейм ве­рил в то, что в результате данного процесса на смену религии су­ществ и богов продет «религия человечности».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛУЧШИЕ РЕФЕРАТЫ ПО СОЦИОЛОГИИ

На сайте allrefs.net читайте: "ЛУЧШИЕ РЕФЕРАТЫ ПО СОЦИОЛОГИИ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО МЕТОДА ПОЗНАНИЯ РЕЛИГИИ, СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРОФСОЮЗЫ
Среди общественных организаций видное место, и прежде всего по массовости, занимают профсоюзы. Они заняты вопросами, ко­торые касаются самых различных сторон жизни: экономической, социальной, культ

МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Участие молодежи в общественной жизни вообще и поли­тической в частности всегда было одним из значимых направлений в социологии. Молодежь всегда олицетворяла собой все новое, нарождающееся, всегда

САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Как показывает жизнь, существующая структура государ­ственных и общественных организаций не могла удовлетворить все многообразие устремлений и чаяний людей. Именно это несо­ответствие р

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тупик в развитии властных отношений всегда в истории преодолевался при помощи новых субъектов политического дей­ствия. Таковыми являлись политические партии, общественные движения и инициативы. Бол

ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ П. Л. ЛАВРОВА. ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ
Ключ к пониманию социологических взглядов П. Л. Лаврова кроется в его определении социологии, как науки. Здесь «альфа и омега», «начало и конец» всей его социологической теории. По­чти все его рабо

ПРОБЛЕМЫ, ИЗУЧАЕМЫЕ СОЦИОЛОГИЕЙ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ П. Л. ЛАВРОВА
Указанным определением предрешались характер и система социологии П. Л. Лаврова, с одной стороны, с другой — те основ­ные проблемы, которые должны были концентрировать на себе его внима

Начало солидарности
Под солидарностью, как указано было выше, Лавров понимал «общность привычек, интересов, аффектов или убеждений», ина­че, «зависимость между особями», выражающуюся в однообраз­ном и сходном поведени

Теория факторов П. Л. Лаврова
В силу каких же причин или факторов происходило как самс установление солидарности в мире людей, так и их смена? Чтс служит «двигателем» исторических процессов? Сущность взглядов Лаврова н

Механизм смены форм солидарности в историческом процессе и предел их развития
Решение данного вопроса вводит нас в механику историческо­го процесса. Здесь дедуктивно даны три возможных ответа, к ко­торым и сводятся все существующие на этот счет теории. Первый ответ будет гла

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
П.Л. Лавров, как видно из предыдущего, составляет примеча­тельное явление среди сотен и тысяч социологов. Можно спорить с его пониманием социологии, можно находить не вполне удач­ным, можно не согл

Краткий очерк биографии А. Смита. Его главные работы
' Адам Смит родился в апреле 1723 г. в городе Керколди в Шот­ландии Сын таможенного чиновника. Получил образование в уни­верситете Глазго (с 1737 по 1740 г.) и Оксфорда (с 1740 по 1746 г.). В 1748

Исторические условия формирования идей А. Смита
Своего высшего развития классическая буржуазная полити­ческая экономия достигла в трудах британских ученых А. Смита и Д. Рикардо, когда Великобритания была самой передовой в эко­номическом отношени

Методология А. Смита
В основу своих воззрений А. Смит положил идею естествен­ного порядка. Он исходил из того, что люди, оказывая друг другу услуги, обмениваясь трудом и его продуктами, руковод­ствуются стремлениями к

Зак. 521 33
лиза реальной системы товарно-денежного обмена и ценообразо­вания в условиях капитализма свободной конкуренции. А. Смит определил и разграничил потребительскую и меновую стоимость товара.

Учение о прибыли
В теории заработной платы А. Смит правильно указывал, что из созданного трудом и определяемой количеством этого труда стоимости товара рабочему в виде платы за усилия достается лишь некоторая часть

Теория производительного и непроизводительного труда
А. Смит стремился выяснить, какие виды труда способствуют росту богатства нации. Эта проблема сохраняет свое значение до наших дней. Для ее решения он разделил труд на производитель­ный и непроизво

Воспроизводство общественного капитала. Догма А. Смита
Взгляд А. Смита на накопление капитала был навеян воззре­ниями физиократов. В его представлении накопление капитала происходит через превращение прибавочной стоимости в перемен­ный капитал, потребл

Учение о заработной плате
Определяя заработную плату, А. Смит рассматривал два со­стояния общества: при простом и капиталистическом товарном про­изводстве. В условиях первого он считал заработную плату рав­ной стоимости про

Земельная рента
А. Смит выделял ренту как исключительный доход землевла­дельца, подвергая сомнению, что рента — это лишь процент на капитал, затраченный землевладельцем на улучшение земли, т.к. землевладелец получ

Вопросы экономической политики в теории А. Смита
А. Смит уделял много внимания исследованию политики стран в период капитализма свободной конкуренции. И главным требо­ванием, которое он выдвигал, было обеспечение экономической свободы, невмешател

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В XVIII — XIX веках политическая экономия развивалась как наука о богатстве, поэтому выглядит вполне естественно, что в качестве исходного пункта своего учения А. Смит выбрал разде­ление труда. Вме

ВОСПРИЯТИЯ РАДИОРЕКЛАМЫ
Радиореклама, по данным английских социологов, по запоми­наемое™ ненамного отстает от телевизионной. Данные американских исследователей также подтверждают вы­сокую эффективность радиорекла

ЭЛЕМЕНТЫ РАДИОРЕКЛАМЫ
Слово — основной строительный материал аудиоспота. С его помощью описывается товар или услуга. Другая функция слова в радиорекламе — привлечь внимание, создавать и поддерживать интерес, стимулируя

ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ АУДИОСПОТА
Кроме слов, музыки и шумов, из которых состоит рекламный аудиоспот, свое влияние на эффективность сообщения оказыва­ют более общие факторы: — формат станции и соответствие ему стиля ролика

Время выхода в эфир.
Наиболее эффективными для включения рекламы являются программы, содержащие интересную или важную информацию, на­пример, сигналы точного времени, сводка погоды и т.д. График рекламного вещания вперв

Продолжительность звучания.
Время — главный лимитирующий фактор в радиорекламе. В сценарии должно быть нужное количество слов — не слишком мно­го и не слишком мало. На Западе принято 16 машинописных зна­ков считать за секунду

Структура аудиоспота.
В отношении структуры рекламного объявления нет строгих пра­вил. Как правило, радиоспот содержит введение-интродукцию или элемент, привлекающий внимание, основную часть, посвященную преимуществам п

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс производства, написания и трансляции рекламного аудиоспота, безусловно, творческий. Но творчество в этом случае не должно быть самоцелью рекламиста, что обусловлено стоящей перед ним задаче

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Научно-техническая революция — это качественно новый этап научно-технического прогресса. НТР привела к коренному преоб­разованию производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор ра

ПРОБЛЕМА ПЕРВАЯ. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ
В 40—50-х годах шло активное изобретение новых лекарствен­ных препаратов (к примеру, в их числе класс препаратов-антибио­тиков), что было достижением целого спектра наук, начиная от био-

Динамика роста населения по категориям стран, млн чел.
Весь мир Развитые страны Страны Азии Лат. Америка Африка 2000 (прогноз) 4033 6200 985 1152 2318 3611 323 608 406 828 Сейчас человек потребляет

И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Смотря голливудские фильмы, пользуясь такими благами ци­вилизации, как видеомагнитофон, телевизор и автомобиль, мно- гие из нас наивно полагают, что большинство населения мира, за исклю

ПРОБЛЕМА ТРЕТЬЯ. ВОЙНА И МИР
Взрыв атомной бомбы над Хиросимой ознаменовал начало новой эпохи в истории человечества. Благодаря новейшим дости- жениям науки в изучении природы атомного ядра было убито 200 тысяч чел

ПРОБЛЕМА ЧЕТВЕРТАЯ. РУКОТВОРНЫЕ КАТАСТРОФЫ. ПЛАТА ЗА СЛОЖНОСТЬ
26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС. В спокойные ночные часы здание потряс страшный взрыв. Стены ядерного реактора, защищавшие все живое от губитель- 3* н

Этапы протекания конфликта
Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простей­шего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор ко­торых специфичен д

Причины конфликта
Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого раз­ворачивается конфликтная ситуация. Можно выделитьследующие типы причин. 1. Наличие противоположных ориентации. У каждого индивид

Острота конфликта
Когда говорят об остром социальном конфликте, то прежде все­го подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток вре­мени расходует

Последствия конфликта
Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой — являются т

Природа социальных конфликтов в современных условиях
Социальные конфликты в современном российском обществе органически связаны с его переходным состоянием и противоре­чиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат в прошлом,

Социально-политические конфликты
Можно проследить три аспекта проблем политической власти в конфликтах российского общества: — конфликты в самой власти, противоборство между различ­ными политическими силами за обладание в

Социально-экономические конфликты
На Западе в социальных конфликтах фигурирует противоре­чие между системой благосостояния и системой труда. В России же раздел борьбы идет не по линии «работники — предпринима­тели», а п

Межнациональные, межэтнические конфликты
Эти конфликты по своей структуре, характеру и ожесточеннос­ти противостояния, сложности их регулирования и разрешения яв­ляются наиболее сложными среди социальных конфликтов.К соци­альным противоре

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Глубокие и сложные процессы в современном российском об­ществе, социальный кризис, трансформация социальной структу­ры, политические и духовные изменения, социальные конфликты происходят в течение

ПРИЧИНЫ, ФУНКЦИИ И СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
Социальная неоднородность общества, различие в уровне до­ходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жиз­ни. Особенно богата н

ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
Конфликтология выработала две модели описания конфликта; процессуальную и структурную. Процессуальная модельделает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситу­ации

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Анализ социальных конфликтов будет неполным, если хотя бы вкратце не рассмотреть основные виды и формы протекания кон­фликта. В современных условиях, в сущности, каждая сфера об­щественной жизни по

БИОГРАФИЯ МАКСА ВЕБЕРА
Макс Вебер родился в 1864 г. в Эрфурте (Германия). Профес­сор университетов Берлина, Фрейбурга, Гейдельберга, Мюнхена. Диапазон интересов и научной деятельности необычайно широк: история древнего м

Творческие периоды
Первый период (до 1898 г.) — до творческого перелома, свя­занного с расстройством здоровья. Вебер очень быстро сделал свою профессиональную карьеру как историк хозяйства и права. Существовала истор

ПРОБЛЕМАТИКА КОНФЛИКТА В СОЦИОЛОГИИ МАКСА ВЕБЕРА
Социология, по Веберу, — наука, которая занимается соци­альными действиями, толкуя и понимая эти действия через объяс­нения. Таким образом, социальные действия — это предмет из

ПРОБЛЕМАТИКА КОНФЛИКТА В СОЦИОЛОГИИ ПОЛИТИКИ
Наиболее очевидным образом проблематика конфликта про­является в социологии политики, особенно в связи с анализом трех идеально-типических форм господства подчинения или форм осуществления власти:

ТРАДИЦИОННЫЙ ТИП ГОСПОДСТВА — ПОДЧИНЕНИЯ
Первый тип легитимного господства Вебер обозначает как тра­диционный. Этот тип обусловлен нравами, привычкой к опреде­ленному поведению. В этом отношении традиционное господство основано на вере не

ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ТИП ГОСПОДСТВА — ПОДЧИНЕНИЯ
Вторым типом господства, по Веберу, является харизматичес­кое господство. Понятие харизмы играет в веберовской полити­ческой социологии важную роль. Харизма, в соответствии с эти­мологическим значе

РАЦИОНАЛЬНЫЙ ТИП ГОСПОДСТВА — ПОДЧИНЕНИЯ
Третий тип господства Вебер называет легальным. Здесь в ка­честве мотива уступчивости рассматриваются соображения инте­реса, т.е. целерационального действия. К такому типу, по его мне­нию, относятс

ПРОБЛЕМАТИКА КОНФЛИКТА В СОЦИОЛОГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Помимо «Хозяйства и общества» проблематика конфликта в социологии экономической жизни исследована в работе «Протес­тантская этика и дух капитализма», в продолжение которой Вебер написал сравнительн

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ
Слово «personality» (личность) в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало мас­ки, которые надевали актеры во время театрального представле­ния в древн

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема личности — проблема необъятная, значимая и слож­ная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие лично­сти относится к числу сложнейших в человекосознании. До сих пор еще не сложилось

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ
Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпиричес­кими социологическими исследованиями в качестве слушателя ра­дио, читателя газет, журналов, научной литературы и т. д. А возмож­но, и

И РЕКОМЕНДАЦИЙ
Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выво­дов и рекомендаций.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Уже минуло почти десять лет с той поры, когда огромным спро­сом (и не только у нас!) пользовались наши отечественные элект­ронные игрушки на жидких кристаллах: такие как «Ну погоди!», «Ве­селый пов

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА ТАМАГОЧИ
В чем же замысел этой неординарной игрушки? Тамагочи — это существо, за которым надо ухаживать, а именно: кормить, по­ить, играть. Средой обитания Тамагочи является внутренность вы­шеупомянутого яй

ТАМАГОЧИ И БИЗНЕС
Фирма — производитель этой игрушки продолжает отслежи­вать реакцию рынка на свое творение. Bandai — третья в мире по величине фирма, занимающаяся производством игрушек. В связи с ажиота

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так или иначе, но глобальное открытие сделано, обойтись без него человек не сможет. Открытие, правда, простое: добавили к простейшей двухмерной игрушке третье измерение в виде имита­ции реального в

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ
Термин «социология» происходит от латинского слова «societas» (общество) и греческого «hoyos» (слово, учение). Из чего следует, что «социология» есть наука об обществе в буквальном смысле слова.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Объектом социологического познания является общество, но определить только объект науки недостаточно. Так, например, об­щество являеться объектом практически всех гуманитарных наук, поэтому обоснов

СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Зададимся вопросом: имеются ли достаточные основания для создания особой науки—социологии, ставящей своей задачей изу­чение явлений взаимодействия между людьми? Ответ на этот вопрос зависи

Социология и физико-химические науки
Класс явлений взаимодействия между людьми несводим к про­стым физико-химическим и биологическим процессам. Может быть в далеком будущем наука сведет их к последним и объяс­нит весь сложный мир межч

Социология и биология, в частности экология
Мир человеческих взаимодействий не изучается такими био­логическим дисциплинами, как морфология, анатомия и физиоло­гия, имеющими дело не с междучеловеческими процессами, а с явлениями, данными в п

Социология и психология
1. Если говорить об индивидуальной психологии, то ее объект и объект социологии различны. Индивидуальная психология исследу­ет состав, строение и процессы индивидуальной психики и сознания.

Социология и специальные дисциплины, изучающие взаимоотношения людей
Все социальные науки: политология, право, наука о религии, нра­вах, морали, искусстве и т. д. изучают также явления человеческих взаимоотношений, но каждая со своей точки зрения. Так, наук

ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
Функции каждой науки выражают многообразие ее взаимодей­ствий и связей с повседневной практикой общества. В функциях заключается потребность общества в конкретном познавательном или преобразователь

Организационно-технологическая функция
Организационно-технологическая функция — это система средств, определяющих порядок и четкие правила практических действий по достижению конкретного результата в совершенство­вании социальной органи

Управленческая функция
Научные результаты социологии: — рекомендации; — предложения; — методики; — оценки различных характеристик субъекта, его практики; — все это исходный ма

Инструментальная функция
Наряду с общими методами социального познания социология вырабатывает свои подходы и приемы анализа социальной реаль­ности. С помощью одних методов познается и отражается социаль­ное явлен

СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ
Социология представляет собой достаточно дифференцирован­ную систему знания. Каждая ее структурная часть обусловлена потребностями по­знавательной и продуктивной деятельности и в свою очер

МЕТОД СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Гегель говорил: «Вся философия резюмируется в методе». Так и в социологии — специфика объекта и предмета науки обусловили специфику ее метода. Поскольку для познания социального п

СИСТЕМА ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ (ПОНЯТИЙ) В СОЦИОЛОГИИ
Социальное явление всегда имеет определенное социальное качество. Например: «Группа студентов» — социальное явление. Его качества: 1) это люди, которые учатся;

СОЦИАЛЬНОЕ КАК ПРЕДМЕТНАЯ СУЩНОСТЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
1. Когда речь идет о производственных процессах, то рассмат­риваются взаимодействия людей и различных социальных групп и общностей по поводу производства и обмена потребительных благ формируется вз

МЕТОДОЛОГИЯ
Методологией называют систему принципов научного иссле­дования. Пример: «Социальная напряженность в сентябре возросла». Как прийти к такому теоретическому выводу? Необходимо: — из

МЕТОДЫ, ТЕХНИКА, ПРОЦЕДУРЫ
В отличие от методологии методы и процедуры исследова­ния — это система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа информации. Для изучения поставленной проблемы в в

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД И СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В СОЦИОЛОГИИ
При изучении социальной реальности принципиальное мето­дологическое значение имеет комплексный подход. Это объясня­ется тем, что всякое социальное явление многогранно. Кроме того, не менее важными

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ
Огромное значение межличностного общения объясняется важ­нейшими функциями, которые оно выполняет. Во-первых, в обще­нии осуществляется обмен информацией между людьми. Инфор­мационно-коммуникативна

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ
Итак, процесс общения, коммуникации. Во-первых, он со­стоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, т.е. общающиеся. Причем обычно их должно быт

ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ И ИХ КУЛЬТУРА
Общения между людьми происходит в различных формах, ко­торые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами межличностного общения являются аноним­ное, функционально-рол

ПОНЯТИЕ УСТАНОВКИ
Установка — очень неприятная вещь. Она может помешать на­чалу разговора или привести к конфликту в процессе общения. В гоголевском «Ревизоре» есть тому подтверждение: «Городничий...

ЯЗЫК КАК ВИД ОБЩЕНИЯ
Самым частым видом общения является разговор. Во время разговора мы используем язык, будь он наш родной или иностран­ный в любом случае он необходим. Язык — бесценный дар, которым наделен

СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕНИЯ С ЭТИКЕТОМ
Слово «этикет» — французского происхождения и означает «яр­лык», «этикетка». В европейских языках, в т.ч. и русском, оно ста­ло общепринятым, употребляется для обозначения внешних форм культурного

ВОЛНОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
Существует несколько концепций, с помощью которых выстраи­вается периодизация исторического развития. Традиционно основ- ными из них считаются —формационная (К. Маркс) и цивилизаци онна

Доиндустриальное общество
Эта стадия соответствует первобытнообщинной и рабовладель­ческой формациям у Маркса. Ее также принято называть традици­онной, или аграрной. Здесь преобладают добывающие виды хо­зяйственной деятельн

Индустриальное общество
Термин впервые прозвучал в работах А. Сен-Симона на рубе­же XVIII—XIX веков, и примерно в то же время учение об индуст­риальной системе было развито А. Смитом. Широкое распростра­нение концепция ин

Постиндустриальное общество
Сам термин «постиндустриальное общество» появился в США еще в 50-е годы, когда стало ясно, что американский капитализм середины столетия во многом отличается от индустриального ка­питализма, сущест

Информационное общество
Появление теории информационного общества связано с именами Ф.Махлупа и Т.Умесао, которые в начале 60-х годов ввели в научный оборот фактически одновременно в США и Японии термин «информационное об

Теория постиндустриального общества и постмодернизм
Теория постиндустриального и тем более информационного общества обладает явными признаками технологического детер­минизма. Это дало повод для критики со стороны представителей е-постмод

ТЕОРИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА И МАРКСИЗМ
Теория постиндустриального общества базируется на волно­вой концепции развития, и поэтому идет вразрез с формационной теорией К. Маркса. Неомарксисты критически рассматривали теорию постин

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С марксистской точки зрения, можно смело сказать — все, что происходит сейчас, это новая стадия старого капитализма. Капи­тализм, не изменив своей сущности, стал более социально ориен­тированным, п

Истоки рационализма
Известная неопределенность, неоднозначность понятия ра­циональности требует согласованности как в отношении поня­тия рациональности, так и в отношении существа самой про­блемы. Рационально

Диалектика в истории становления речи и рационального мышления
В истории становления и развития культуры речи и рациональ­ного мышления вообще трудно найти более значимое звено, чем то, что древние греки называли диалектикой. Лишь диалектика как способность «ч

Субстанции рационалистической метафизики
Центральным понятием рационалистической метафизики явля­ется понятие субстанции, корни которого лежат в античной онтоло­гии. Декарт определяет субстанцию как вещь (под «вещью» в этот период понимал

Социологические аспекты религии
В современной естественнонаучной картине мира имеет место саморазвитие. В этой картине присутствуют человек и его мысль. Она эволюционна и необратима. В ней естественнонаучное зна­ние неразрывно св

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принципы критического рационализма (относиться к фаль­сификациям серьезно, требовать роста содержания, быть чест­ным, что бы это ни означало, и т.п.) и, соответственно, принци­пы логического эмпири

ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ СУИЦИДА
Суицид — самодеструктивное поведение человека, направлен­ное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реаль­ных возможностей избежать смерти в критической ситуации. При­ходится различать

КАТЕГОРИИ САМОУБИЙЦ. ФАЗЫ И ТИПЫ САМОУБИЙСТВ
Существуют категории самоубийц с их психологическими порт­ретами: эгоист (выпавший из сообщества), альтруист (слишком пре­данный сообществу, принимающий смерть «за компанию»), ано-мичный самоубийца

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не так давно самоубийство считалось болезнью ума (наряду с гомосексуализмом и фетишизмом), осуждалось в той же крайней степени, как и просто убийство человека. Теперь самоубийцам по­свящают передов

К СЕРЕДИНЕ XVII ВЕКА
Россия начала XVII в. — централизованное феодальное госу­дарство. Основой хозяйства было земледелие, которым занима­лось подавляющее большинство населения. К концу XVI века про­исходит значительное

Общая характеристика
Оправившись после войны и интервенции начала века, стра­на вступила в новый этап социально-экономического развития. XVII век был временем значительного роста производительных сил в области п

Сельское хозяйство
Во второй половине XVII века ведущей отраслью экономики Рос­сии оставалось зерновое хозяйство. Прогресс в этой сфере мате­риального производства в то время был связан с широким распро­странением тр

Промышленность
В отличие от сельского хозяйства, промышленное производ­ство продвинулось вперед более заметно. Самое широкое распро­странение получила домашняя промышленность; по всей стране крестьяне производили

Торговля
Рост производительных сил в сельском хозяйстве и промыш­ленности, углубление общественного разделения труда и терри­ториальной производственной специализации приводили к неук­лонному расширению тор

Государственные финансы
С образованием Русского централизованного государства была создана единая денежная система (реформа 1535 г.). С этого времени началась чеканка новой общегосударственной монеты — новгородки, или коп

Сословия
Среди всех классов и сословий господствующее место, безус­ловно, принадлежало феодалам. В их интересах государственная власть проводила меры по укреплению собственности бояр и дво­рян на землю и кр

Народные восстания
С середины XVII века Россию сотрясали мощные восстания, происходившие в ответ на меры правительства по усилению экс­плуатации и дальнейшему закрепощению крестьян — разраста­ния дворянского землевла

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. РОССИЯ НА ПОРОГЕ XVIII ВЕКА
На протяжении XVII века в истории России произошли боль­шие перемены. Они касались всех сторон ее жизни. К этому вре­мени территория Российского государства заметно расширилась, происходил рост нас

В ЛИЧНОСТИ
Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная дея­тельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его разви­тия как личности во всей ее разносторонности. Жизненная позиция личнос

ОБРАЗ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ. ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ
В рамках анализа жизненной позиции встает вопрос об образе жизни личности. Образ жизни — совокупность типичных форм жизнедеятельно­сти людей, объективно существующих в обществе: т

СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ. ТЕМПЕРАМЕНТ
1. «Деятели» — воины, ремесленники, инженеры, педагоги; ак­тивное действие, изменение мира, других и себя. 2. «Мыслители» — смотреть, размышлять; оружие — слово. 3.

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ
Понятие личности — это совокупность таких психологических качеств индивида как: 1. отношение к чему-либо; 2. норма поведения, взглядов; 3. ценности. В философии

ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ
Основным вопросом для каждого человека всегда был и оста­ется вопрос о смысле жизни. Не все могут найти для себя оконча­тельный ответ, не все способны достаточно обосновать его. Но в каждом нормаль

ИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДОСЬЕ
Российской Нации нужен передовой отряд, нужна Партия На­ции — Всероссийская Национальная партия, Партия Националь­ной Революции — сегодня, Партия Национального строительства — завтра. Такой Всеросс

ИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДОСЬЕ
Нас Русских Фашистов, многие, настроенные против, обви­няют в том, что наше фашистское учение является точной копией фашизма иностранного: итальянского и германского. ...Российское Фашистс

РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ
Как ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но об­щение предполагает не только и не столько передачу эмоциональ­ных состояний, сколько передачу информации. Содержание ин­формации передается

ВИДЫ ВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Культура поведения в любом общении немыслима без соблю­дения правил вербального этикета, связанного с формами и мане­рами речи, словарным запасом, т. е. со всем стилем речи, приня­тым в общении люд

РУССКИЙ ПЕРИОД
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый-социолог XX века. Творческую деятельность Сорокина де­лят на два периода - русский (с начала 10-х по 1922 г.) и амери­канский К началу

АМЕРИКАНСКИЙ ПЕРИОД
В связи с тем, что после революции неомарксистские социоло­ги продолжали работать так же активно, как и прежде, а многие даже открыто выступали против советской власти, в 1922 г. Ленин поставил воп

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги