Социология в системе социальных наук

Этапы развития социологии как науки

Историю социологии можно разделить на два периода. Первый характерен для социальных теорий, которые еще не выделились в отдельную науку. Второй период начинается в середине IXI века, когда французский ученый Огюст Конт основал самостоятельную науку об обществе , назвав ее «Социологией». С этого времени до конца ХХ века происходит зарождение самостоятельной науки социологии. Большую роль в это время сыграл английский социолог Г. Спенсер, который развивал теорию социальной эволюции. Большую роль сыграли работы немецких социологов Ф. Тенниса, который обратил внимание на различие общины и общества и Г. Зиммеля, который обосновал особенность социального познания. Для довоенного периода характерно возникновение эмпирической социологии, развитие разнообразных социологических школ. Большую роль в это время сыграли работы Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. Сорокина и др. В послевоенный период благодаря трудам Талкотта Парсонса возникла социологическая теория «структурно-функционального анализа», на основе которой проводились исследования несколько послевоенных десятилетий. В настоящее время формируется постмодернистская социологическая теория, в которой важную роль играют труды английского социолога Э. Гидденса и французского ученого Пьера Бурдье. Для развития социологии Украины и России характерно участие социологов в решении актуальных общественных задач. Одним из первых социологов ХIХ века были мыслители народнической ориентации К. Михайловский, П. Ткачев, П. Лавров. Они развивали идеи самобытности российской истории и невозможность мерять ее западными образцами. Поздние славянофилы М. Данилевский и К. Леонтьев пророчили закат западной цивилизации и расцвет российского общества. Видными социологами были П. Лилиенфельд, Э. Де-Роберти. Наиболее видным социологом на грани веков был М. Ковалевский, украинец по происхождению В работах «Современные социологи» и «Социология» он развивал идеи социального прогресса и исследовал факторы социального развития. Видным социологом был Питирим Сорокин, который развивал эмпирические исследования. Большую роль в российской социологии ХХ века сыграла марксистская социология(Струве, Плеханов, Ленин, Сталин). Яркой личностью начала ХХ века был украинец Богдан Кистяковский, который в работе «Общество и индивид», «Российская социологическая школа» исследовал классификацию социальных наук, критиковал субъективную социологию, развивал психологическое направление в социологии. Он активно способствовал развитию социологии в России и Украине, по его советам издавались книги М. Вебера в Киеве.

 

Alt

Мы все живем в обществе и убеждены, что его хорошо знаем: достаточно руководствоваться здравым смыслом, чтобы объяснить то или иное явление, предвидеть возможный ход развития событий. Но можно ли полагаться только на здравый смысл при выборе жизненных ориентиров? Можно привести много примеров, когда соображения здравого смысла оказываются неверными при оценке событий действительности. Например, убеждения о том, что романтическая любовь – неотъемлемый компонент человеческого общества, хотя она стала связываться с браком лишь при переходе от аграрного к индустриальному обществу, раньше это определялось экономическими и политическими факторами. Другой пример, весьма популярно убеждение, что распространение компьютеров и автоматизация приведет к тому, что рабочее время будет сокращаться, однако социологические исследования не дают для этого веских оснований. Подобные примеры можно продолжать. Очевидно, что здравый смысл имеет свою сферу применения, а наука – свою.

Термин "социология" происходит от латинского societas – общество и греческого logos – учение. Буквально это означает наука об обществе. Но этого для определения специфики социологии как самостоятельной науки, отличной от других общественных наук, недостаточно, ибо все они отражают объективные реалии жизни.

Принято различать объект познания и предмет науки. Объект – это объективная реальность, на которую направлена исследовательская деятельность ученых. Представители конкретной науки могут изучать лишь часть объективной реальности, лишь те ее стороны, которые являются спецификой данной науки. Для социологии это прежде всего социальные отношения людей, функционирование социальных институтов, типичные социальные образцы поведения людей. Вместе с тем определение науки только по объекту исследования явно недостаточно, ибо отмеченные социальные реалии могут изучаться и другими общественными науками, хотя в иных срезах и аспектах. В этом сходство и родство всех общественных наук. Тогда в чем же своеобразие социологии в сравнении с экономикой, историей, этнографией, психологией и другими? Можно сказать одним словом – в предмете. Каждая наука отличается от других тем, что у нее есть присущий только ей предмет, то есть специфическое воспроизведение реальности на абстрактно-теоретическом уровне посредством постановки своеобразных вопросов с целью выявления наиболее существенных с научной точки зрения закономерных связей и отношений данной реальности.

Рассмотрим это на конкретном, обыденном примере из нашей действительности – юная девушка покупает свадебный наряд. Экономист к этому событию может подойти с позиции ассортимента товара, материальных возможностей покупателя, вероятного дохода от занятий бизнесом по торговле свадебными принадлежностями и т.д. Психолог может заинтересоваться этим событием с позиции исследования эмоционального состояния юной особы. У социолога же будут другие вопросы, и, соответственно, им будут выявляться другие связи и отношения этой реальности. К примеру, почему девушка покупает столь непрактичный для повседневного пользования наряд? Какие социальные институты побуждают ее руководствоваться своего рода канвой, заранее установленным порядком, с которого начинается организация брачно-семейных отношений? Очевидно, девушка, покупающая свадебное платье, следует некому сложившемуся социальному образцу поведения, которое поддерживается с помощью социального контроля, осуществляемого определенными социальными институтами. Наличие этого контроля самовоспроизводит стабильный порядок, предсказуемость общественных отношений. При этом социологов, как правило, интересует не отдельно взятый факт, а характерность подобных фактов для современного и прошлого общества, для конкретной социальной группы людей. Поэтому наверняка у них возникнет и вопрос, а все ли юные особы следуют данному социальному образцу поведения? Выясняется, что есть люди, которые выбирают несанкционированное обществом поведение. В этом случае социологи также задают вопросы, почему определенного типа люди выбирают такой стиль поведения, то есть игнорируют сложившиеся социальные образцы поведения, ставят вопросы о роли самого индивида, о его целеполагающей активности как творца собственной жизни.

Данный пример позволяет в первом приближении определить предметную область социологии: с одной стороны, это изучение влияния общества как объективной реальности, состоящей из социальных институтов, на поведение людей, а с другой стороны, - понимание поведения индивидуальных субъектов, обладающих свободой выбора, исходя из того, как они оценивают значения объектов социального мира. Другими словами, предмет социологии – закономерности, концепции, теоретические модели, тенденции, проблемы функционирования социума.