Методические указания

 

Приступая к изучению этой темы необходимо выделить этапы развития западноевропейской социологии.

I этап – 1920 – 1940 гг. – этап становления и развития эмпирической социологии;

II этап – 1940 – 1960 гг. – этап соединения эмпирической и теоретической социологии (Р. Мертон, П. Сорокин, Т. Парсонс, З. Фрейд);

III этап – с 1960-х гг. по настоящее время – обогащение социологии новыми парадигмами: символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер), социальный обмен (Дж. Хоманс, П. Блау), социальный конфликт (Г. Зиммель, Р. Дарендорф), теория постмодернистского общества, основой которого является культура (Э. Гидденс) и др

На рубеже 40-50-х гг. XXв. возрождение западноевропейской социологии проходило с приоритетом эмпирических традиций. Причинами появления эмпирической социологии являются: великая депрессия; безработица; социальная аномия; бродяжничество; преступность.

Эмпирические исследования аккумулируют социологические данные, дают толчок к поиску новых теорий.

Основные прикладные исследования, которые способствовали развитию эмпирической социологии: исследования А. Котлера, открывшего ряд статической закономерности общественной жизни; исследования Ч. Бута, изучавшего население г. Лондона; У. Томаса и Ф. Знанецкого, написавших работу «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918 – 1920 гг.)

На самом деле образовался разрыв между тем, что может дать и дает социология. Кризис, тупик в социологии? Нет, прелюдия к возникновению новых теорий. Какие же новые теории возникли во второй половине XXв.?

Мир пережил острейшие социально-политические и экономические потрясения: угроза ядерной войны (Карибский кризис 1963г., война США во Вьетнаме, арабо-израильские войны, ввод Советских в Чехословакию 1968г. и др.), расовая дискриминация, экология, бюрократизация, массовая культура.

Противоречивость множественной, разнокачественной и динамической действительности не позволяла ни одной теории придать ей концептуальное единство. Гегемония структурного функционализма была разрушена:

· подверглась сомнению посылка Парсона, что все виды поведения (социального действия) можно уложить в логическую структуру «социальной системы». В развитии общества всегда присутствует «фактор X» - неизвестное, обуславливающее неожиданные повороты. Поэтому управление сложной социальной действительностью нельзя свести к жестокому программированию. Схема Парсона оказалась нечувствительной к негативным сторонам современности. Поведение человека в рамках этой схемы интерпретировалось под определяющим воздействием социальных институтов и всеобъемлющего норматизма, налагавших ограничения на свободу выбора. Но деяния человека лежат в полосе свободы. Главный лозунг этого времени «Верните в социологию человека».

· Акцент структурного функционализма на равновесие тоже снимается социологией, так как в действительности существует много альтернативных, конкурирующих социальных явлений: религии, политические идеологии, моральные представления и т. п. Помимо равновесия имеют место столкновения культур, конфликты ценностей, и они неизбежны в современном дифференцированном обществе. Отказ рассматривать конфликт как аномальное явление приводит к включению в социологию теории организации, которая стала разрабатывать «рациональное регулирование» социальных конфликтов по определенным правилам игры.

Все это обеспечило в 60-е годы XX века почву для «теоретического взрыва». Речь шла об историческом вызове: кто более способен принять вызов будущего. Все стремятся к прорыву в новое качество социальной жизни. А это зависит от того, кто лучше справится с вопросом: что и как должно подвергаться регулирующему воздействию и изменению, социальному контролю.

Для европейской социологии вопрос стоял так: каким образом наиболее рационально сохранить разнообразие, толерантность и свободу как общественный идеал (т. е. Речь шла о либеральных ценностях). Так формируются социологии «среднего значения», социология качественного стиля (символический интеракционизм, феноменология и т. п.). Рядом с ними существует и критическая социология, ставящая под сомнение индустриалистские основы общества.

Такая большая вариативность теоретического поиска – симптом кризиса науки. Встает вопрос о связи теории и методов социологии, о теоретической основе эмпирических исследований. Наметилось два принципиальных подхода.

Сторонники одного стояли на позиции принципиального разрыва между философской методологией и теоретической системой в социологии (Р. Мертон защищал позитивистскую ориентацию социологии).

Сторонники другого – «качественного» подхода к социальным явлениям настаивали на обязательности философско-методолочического обоснования теоретических проблем социологии. Данная волна на многие годы определила контуры новейшей социологии в рамках гуманистической тенденции и создала основу «интеллектуального социологического климата».

Таким образом, основные этапы развития социологии XX века:

 

 

Схема: фиксация фактов.

Специальные факты Выбор, сбор, обработка, измерения Проблема, гипотеза, доказательство, теория Научные факты
Эмпирический уровень Теоретический уровень

 

Процедура показа фиксации фактов:

1. Этап строгого отбора на накопления фактов (данные жизненно-практического опыта).

2. Этап обработки и описания единообразных фактов (логические конструкции, фактологические утверждения).

3. Этап объяснения и интерпретации фактов (теоретический уровень познания, научные факты).

Свои идеи о теории «среднего значения» Мертон воплотил в учении об аномии, объясняющем различные типы отклоняющегося (девиантного) поведения. Парсонс исследовал, что функционально, что работает на общество, Мертон сосредоточил усилия на изучении дисфункциональных явлений, возникающих в результате напряжения и противоречий в социальной структуре.

Таким образом, Мертон:

o обратил внимание на установление социального порядка и на дисфункции, создающих социальное напряжение и создающих конфликты в общественных структурах;

o внес значительный вклад в разработку теории и методологии структурного функционализма;

o разработал теорию среднего ранга социологии, которая стала помостом соединения теоретической и эмпирической социологии (1949г.).

 

Задачи и вопросы для обсуждения.

1. Какие Вы знаете варианты классификации социальных школ и направлений в современной социологии?

2. В чем видит Р. Мертон источник аномии в обществе?

3. Какие типы задач ставятся в социоинженерных исследованиях?

4. Основные предназначение и функции социальных технологий.

5. Какие термины используются в психодраматических моделях общества?

6. О каких возможных искажениях в социологических теориях А. Гоулднер? Какую программу социальной деятельности он предлагает в рамках рефлексивной социологии?

7. Какой ответ даст представитель феноменологической социологии на вопрос «Надо ли исключить из сферы науки мотивационно-смысловую сферу деятельности?» Обоснуйте.

8. В чем суть версии «Великого Отказа» Г. Маркузе? К каким результатам привела популяризация сложились в науке, в чем их отличие?

9. Что лежит в основе конфликтов, по Р. Дарендорфу?

10. О каких позитивных функциях конфликта говорит Л. Козер?

11. Назовите ориентиры развития общества, предложенные «постиндустриализмом».

 

Темы рефератов и докладов.

 

1. Символический интеракционизм Дж. Мида.

2. Классический бихевиоризм в трудах Э. Торндайка, Дж. Уотсона.

3. Феноменологическая социология А. Щюца.

4. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.

5. Социальные конфликты в регионах России.

6. Влияние идей О. Конта и Э. Дюргейма на современную социологию.

 

Тесты.

 

1. Кто является автором идеи «социального порядка», в котором над конфликтом доминирует согласие?

a) Р. Дарендорф;

b) К. Маркс;

c) Р. Мертон;

d) Т. Парсонс.

2. Т. Парсонс сформулировал 4 основных требования, которым должна удовлетворять нормально функционирующая социальная система. Найдите их ниже:

a) Адаптация к окружающей среде;

b) Реализация основных целей системы и мобилизация средств для их выполнения;

c) Интеграция;

d) Поддержание образца;

e) Жестокая централизация контролируемых элементов системы;

f) Поляризация всех социальных групп и слоёв общества.

3. Возникновение классов, по К. Марксу, порождает:

a) Классовый антагонизм;

b) Классовую солидарность.