Реферат Курсовая Конспект
С понятием добра тесно связано понятие добродетели - Лекция, раздел Социология, Лекция 2. ...
|
Лекция 2.
Категории этики.
Этические категории — это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и нравственности.
Особенностью категорий этики является то, что они выражены словами обыденного языка, например, «добро», «счастье», «совесть» и т.п. Происходит это потому, что сам предмет этики тесно взаимосвязан с жизнедеятельностью людей, с теми смыслами и ориентирами, которыми они руководствуются в своей повседневной жизни. Система этических категорий опирается на определенные представления об идеалах — высших образцах, конечной цели нравственной деятельности, ценностях — нравственно значимых представлениях, нормах — требованиях к человеку, указаниях границ дозволенного. Все это в совокупности определяет общую стратегию, линию поведения человека.
С понятиями морали и нравственности, морального и нравственного в поведении человека связаны оценки его как доброго, добродетельного, соответствующего морали общества или нравственности какого-либо человека, либо как злого, аморального, безнравственного. Этическая проблема добра и зла неотделима от соответствующей фундаментальной проблемы философии, которая в свою очередь связана с трактовкой бытия, человека, признанием или отрицанием существования Бога и его антипода, с проблемой соотнесения свободы и необходимости в действиях человека. «Почему человек, зная «что есть хорошо», поступает плохо?» Этим вопросом задавался еще Сократ и сегодня он звучит актуально, особенно когда мы анализируем причины агрессивности человека, причины конфликтов и войн, экологического кризиса. Для ответа на этот вопрос следует понять, а что есть сам человек? Вот к чему на протяжении веков и тысячелетий и стремится философия в лице своих лучших представителей. И возможно ли трансформировать человеческое сознание от доброго к злому и наоборот? От того или иного ответа на этот вопрос зависят, возможно, перспективы выживания человека на планете.
Добро и зло — центральные категории этики и нравственного сознания человека. На понятиях добра и зла образованы все этические представления. В широком смысле слова добро понимается как благо, т.е. нечто положительное, значимое для человека (или человеческого сообщества в целом), необходимое условие жизни человека и общества. В таком понимании добро ассоциируется с благополучием, пользой (утилитаризм), удовольствием (гедонизм), счастьем (эвдемонизм) и т.п.
В собственно этическом смысле добро осознается, во-первых, как особого рода ценность, не касающаяся природных или стихийных событий и явлений: добро (как и зло) характеризует действия, совершенные свободно, ради них самих (добро обязательно бескорыстно, поэтому отношения взаимной полезности не могут считаться добром, ибо основаны на эгоистических интересах). Во-вторых, добром считается не просто свободный поступок, а сознательно соотнесенный с высшими ценностями, в конечном счете, с идеалом. В этом смысле добро — это то, что стремится к идеалу, зло — то, что от идеала уклоняется. Таким образом, добро тесно связано с духовным миром человека: как бы ни определялся источник добра, оно творится человеком как личностью, т.е. ответственно. Что же касается высших ценностей, то в качестве таковых могут рассматриваться гуманность, справедливость, любовь и др.; в религиозной этике — любовь к Богу, спасение души, милосердие и др. Выбор тех или иных нравственных ценностей, с одной стороны, является задачей моральной регуляции со стороны общества (нравственного воспитания), с другой стороны, есть результат свободного и сознательного выбора самого человека.
Совесть —- это своеобразный нравственно-психологический механизм самоконтроля. Ответственность за свои поступки является, по мнению многих философов, важнейшей характеристикой личности. Совесть как формируется в процессе воспитания человека, его социализации, так и является характеристикой глубинных установок сознании индивидума. Она проявляется как эмоциональный феномен («муки, угрызения совести»), но в то же время основана и на разуме — угрызения совести по поводу отступления от нравственных норм возможны только тогда, когда человек осмыслил эти нормы, принял как должное. Выражение «чистая совесть» может читаться как осознание выполнения всех моральных обязанностей, реализация всех возможностей. Свобода совести понимается как право человека на самостоятельное формирование убеждений, независимость духовной жизни. Понятие совести соотносимо с такими категориями как стыд, вина, грех.
Стыд — чувство, выражающее осознание человеком своего (а также близких людей) несоответствия принятым в данной среде нормам или предполагаемым ожиданиям. Стыд переживается как при действительном несоответствии, так и при мнимом. Стыд — это чувство, ориентированное на мнение других людей. Переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека мнение лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм. Со стыдом сходен позор как чувство, вызванное осознанием человеком того, что его несоответствие принятым нормам и предполагаемым ожиданиям стало предметом публичного осуждения.Заметим, что стыд может испытываться человеком даже в тех случаях, когда сам он считает свои действия нравственными.
Вина— это переживание человеком нарушения или невыполнения им долга перед самим собой, перед обществом или перед Богом. Чувство вины не зависит от мнения других людей и возникает в случае, когда человек несет личную ответственность за происходящее. Чувство вины может быть нейтрализовано прощением, данным пострадавшим своему обидчику. Помимо прощения для преодоления чувства вины необходимо раскаяние (в религии — покаяние).
Грех— религиозно-этическое понятие, обозначающее нарушение нравственного закона (заповеди), христианская интерпретация морального зла. Понятие греха содержит в себе моральный смысл — это нечестность, неблагодарность, неверность, неисполненный долг, несправедливость. Любая нечестность, несправедливость и т.д. по отношению к человеку (другому или самому себе) есть грех против Бога, так как Бог проявляет участие в жизни каждого человека.
Соотносимыми являются также категории достоинство и честь.
Достоинство— характеристика человека с точки зрения внутренней ценности, соответствия собственному предназначению. Достоинство, отличие от заслуги (это понятие нередко употребляют в качестве синонима достоинства), — не только оценочное, но и императивное понятие: человеку предписывается быть достойным. Человек, в силу обстоятельств не имеющий возможности соответствовать этому требованию и отвечать соответствующим ожиданиям или не понимающий того, что ожидают от него, — жалок; не желающий соответствовать — презренен. В субъективном плане достоинство как чувство самоуважения заключается в ощущении (понимании) человеком своей значимости.
Честь— понятие, отражающее признание достоинства человека со стороны других, а также (в выражениях «честь имею» или «для меня большая честь») принятие или утверждение человеком этого признания. В отличие от достоинства в собственном смысле слова честь воздается в соответствии с положением, занимаемым человеком в данном сообществе (сословно-групповом, профессиональном, локальном). Функционально близким к понятию чести является понятие славы, но в отличие от чести славу приносят деяния, безусловно выходящие по своему масштабу за рамки сословия, сообщества или профессии. Понятие чести по смыслу связано с понятиями о ценности, доблести, благородстве. Исторически формирование понятия чести связано с сословными представлениями о благом и достойном: честь приписывалась представителям высшего сословия, представители же низших сословий как бы автоматически лишались значимости. Такого рода понимание закреплялось в определенных жестких стандартах поведения — «кодексах чести». Таковы, например, кодекс бусидо в японской самурайской традиции или рыцарский кодекс в средневековой Западной Европе.
Согласно христианскому принципу совершенствования, честь христианина состоит в его богоуподоблении, т.е. в святости. Достижение индивидуальной чести христианином становится возможным не в его земной жизни, а лишь после смерти — в случае его церковной канонизации.
Особое место занимает категория чести в протестантской этике. Понятие чести закрепляется за теми людьми, которые преуспевают, т.е. за буржуа. Такая переакцентировка понятия чести была, по М. Веберу, одним из проявлений «духа капитализма». Таким образом, в понятии о чести человека отражено мнение других о его достоинстве, что субъективно переживается как зависимость от этого мнения, страх перед ним.
Категория свободы является ключевой в этике, ведь нравственная реальность основывается на способности человека к самостоятельным поступкам. Нравственная свобода человека — это возможность определения (нравственного самоопределения) и реализации нравственной позиции. Совершенное под принуждением деяние не может считаться ни добрым, ни злым. Оно вне сферы нравственности. За вынужденный поступок человек фактически не несет никакой моральной ответственности. И наоборот, за совершенное свободно деяние он ответственен в полной мере. Сущностью свободы является возможность выбора. Выбор возможен при наличии альтернатив и доступности возможных вариантов. Условия, необходимые для свободного нравственного выбора: отсутствие внешнего принуждения, запрета; сознательность; наличие ориентиров свободной воли (ценностей, идеалов) и, наконец, действие не должно быть совершено под влиянием моральных установок, привычек, вошедших в автоматизм. Такого рода привычки, перешедшие по существу на уровень подсознания, являются признаком несвободного действия.
По своему содержанию Зло противоположно Добру. Соответственно, оно выражает, во-первых, наиболее обобщенные представления обо всем безнравственном, противоречащем требованиям морали, во-вторых, общую абстрактную характеристику отрицательных моральных качеств, в-третьих, оценку отрицательных поступков людей.
К злу относятся такие качества, как зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние, немилосердие, жестокость, насилие, ненависть. Зависть — одна из лучших «подруг» зла. Чувство зависти уродует личность и взаимоотношения людей, оно возбуждает у человека желание, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя в глазах окружающих. Нередко зависть толкает людей на совершение аморальных поступков. Не случайно она считается одним из самых тяжких грехов, ибо все остальные грехи можно рассматривать как следствие или проявление зависти. Злом является и высокомерие, характеризующееся неуважительно-презрительным, надменным отношением к людям. Противоположны высокомерию скромность и уважение к людям. Одно из самых страшных проявлений зла — месть. Иногда она может быть направлена не только против того, кто причинил изначальное зло, но и против его родных и близких, — кровная месть. Христианская мораль осуждает месть, противопоставляя ей непротивление злу насилием.
Лекция 3.
Долг и Совесть
Если я не стою за себя, то кто встанет за меня? Если я только за себя, то кто я?
Талмуд
Долг и Совесть — это так называемые «личностные категории морального сознания» (О.Г. Дробницкий): с их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в моральные проблемы конкретного индивида. Они образуют морально-психологический механизм самоконтроля, тесно связанный с ответственностью личности.
Иначе видит природу совести 3. Фрейд. Он обращается к легенде, согласно которой в далеком прошлом над первобытной ордой возвышался отец-тиран, не знавший ограничений в удовлетворении инстинкта сладострастия. Однажды его сыновья, взбунтовавшись, разрывают отца на куски и пожирают их, поглотив одновременно и часть его грозной личности, которая в течение всей их дальнейшей жизни внимательно следит за ними и порождает в них чувство вины. Развитие каждого человека в миниатюре повторяет этот сюжет. Поэтому конфликт между бессознательными влечениями и моральными запретами обрамляет, по Фрейду, всю жизнь человека, получая выход в смутной неудовлетворенности, страдании и страхе. При этом человек даже не осознает, чего он боится. Все это выливается в невроз, который проявляется в угрызениях совести, меланхолии или желании покончить с собой. Совесть, таким образом, расценивается Фрейдом как особый вид невроза, как ярмо, превращающее человеческую жизнь в цепь мук и страданий.
Гуманистическая этика оценивает природу совести не так мрачно. Рассматривая ее в более широком контексте человеческих отношений, она устанавливает органическую связь совести с понятиями долга и ответственности, а через них — с добром и злом.
Совесть как страж нравственности и добра.
В русском языке слово совесть (со-весть) произошло от старославянского «себя ведать», «себя знать». Мы обязаны знать, к чему готовим себя в предвидении критических ситуаций, что было в нас в момент совершения поступка и что после — в раздумьях и переживаниях. Ведь в разговоре с собственной совестью человек как бы стоит лицом к лицу с самим собой и поэтому имеет возможность (или вынужден) быть предельно откровенным. Можно обмануть других, можно умолчать о чем-то нежелательном, особенно если не было свидетелей, если свой поступок я совершал «наедине с собой». Но обмануть собственную совесть невозможно: «это свидетель, который всегда с тобой», спрятаться от которого невозможно. Помните сказку про Машу и медведя? «Не садись на пенек, не ешь пирожок. Высоко сижу, далеко гляжу, все вижу»? Так и с совестью. В то же время совесть как средство самооценки не абсолютна: она может быть снисходительной, ведь она — «моя». Ее нельзя обмануть, но можно «уговорить», «усыпить» и т.д. Существует целый набор хорошо всем знакомых увещеваний, предназначенных для заключения сделки с совестью: «я хотел как лучше», «не знал, что так получится», «все так делают», «другие поступают еще хуже...» и т.д. Поэтому целиком полагаться на совесть тоже нельзя. Вместе с тем именно в самооценке, производимой совестью, проявляются моральный компромисс или бескомпромиссность. Предположим, струсили мы в лихую минуту, хотя и не ожидали этого от себя и не изменяли в мыслях мужеству и благородству. Бескомпромиссный, честный человек назовет себя за это трусом и долго будет терзаться этим, глубоко переживать чужую беду и свою собственную слабость. Другой же скажет себе ради самоуспокоения: «Не было смысла рисковать». А третий и вообще не трусил. Ему не нужно даже самооправдания: он заведомо знал, что «не зная броду, не полезет в воду». Испугается он лишь тогда, когда опасность будет грозить ему самому или его близким. Но ведь каждый человек кому-то близок. В том-то и заключается прекрасная способность к самопожертвованию, что она перечеркивает деление людей на «ближних» и «дальних», «наших» и «не наших». И потому она неизмеримо выше «целесообразной» способности индивида к самоспасению.
Логика подмены совести холодным рациональным расчетом ведет к кощунству. Если бы такая логика победила, люди бы перестали заботиться о тяжелобольных, инвалидах, стариках, переживать о «каких-то там» обидах, унижениях, оскорблениях, разучились бы любить и страдать: ведь все это так нерационально, так нецелесообразно... Такое общество может стать сверхразумным, но оно перестанет быть человеческим.
Сегодня часто задается вопрос: «Но ведь действительно, зачем заставлять мучиться физически или умственно неполноценного ребенка, спасать его? Не лучше ли средства, потраченные на него, отдать здоровым, которые могут принести пользу другим?» И опять — разумный, рациональный подход. Но ведь во все времена гуманность и цивилизованность общества определялись его отношением к убогим. И наоборот, избавление от них — слабых, беззащитных и «ненужных» — есть то, что мы называем фашизмом. А граница здесь — совесть, способность или неспособность переживать ее муки и угрызения.
Часто приходится слышать: «Легко, мол, рассуждать отвлеченно, а в жизни быть до конца честным, принципиальным, высоконравственным гораздо труднее». Это представление широко распространено. Но разве легко жить, усыпив, затоптав, заглушив свою совесть? Можно, конечно, находить себе оправдание — так, мол, сложились обстоятельства. Но ведь есть же люди, которые никогда не идут на компромиссы с собственной совестью, не отступают от высших нравственных принципов! Конечно, бывают обстоятельства, которые действительно оправдывают человека. Но бывает и так, что обстоятельства служат лишь прикрытием для соглашательства, для самооправдания. В жизни всегда так было и будет: обстоятельства ставят нас перед выбором. Критерием же выбора должна служить совесть. Проблема состоит в том, чтобы активизировать ее, сделать ее высшим судьей всей нашей жизни. Но в этом качестве совесть являет нам себя в одном из наиболее мучительных и высоконравственных своих обличий. Она выступает как угрызения совести — стыд за совершенное, за то, что хотел совершить, за те последствия, которые могли бы быть или были. Это сострадание к потерпевшему, обида за себя, стыд за униженное достоинство (свое или чужое). Угрызения, муки совести — это осознание своей виновности, осмысление безнравственности совершенных действий. Герцен писал, что «беспощаднее инквизитора нет, как совесть». На собственном опыте каждый из нас знает, что никто не может быть свободным от угрызений совести, что стыд («своего рода гнев, но только обращенный внутрь». — К. Маркс), испытываемый при этом, накладывает тяжелый отпечаток на моральное настроение личности, сознающей, что она пренебрегла долгом, унизила свое человеческое достоинство. Однако не всеми философами роль совести оценивается одинаково. Так, русский философ Л. Шестов «душевные муки раскаяния», являющиеся «исполнительными агентами нравственности и воплощающие собой внутреннее принуждение», называет «безличными, двуличными слугами, одинаково ревностно исполняющими свои инквизиторские обязанности, независимо от того, исходит ли приказ от оскорбленного добра или пренебреженного зла». Иными словами, совесть может восстать не только против зла, но и против всего, что было в человеке доброго. К такому выводу приходит и Ницше, который считает, что совесть бичует не только за то, что человек «преступил правила, но и за то, что он относился к ним со всем своим уважением». В любом случае мера переживаний, степень «мук совести» зависит от характера поступка и уровня сознательности человека, от его способности и привычки справедливо и критично оценивать собственное поведение и поведение других. Моральным результатом этих переживаний является раскаяние, нравственный смысл которого — гармонизация отношений между Долгом и Совестью.
Гедонизм и его разновидность эвдемонизм являются антиподами аскетизма.
Преобладание духа над плотью необходимо для сохранения нравственного достоинства человека. Принцип истинного аскетизма есть принцип духовного самосохранения. Но внутреннее самосохранение отдельного человека, существа хотя бы и духовного, считал Вл. Соловьев, не может быть безусловным добром, или высшею и окончательною целью жизни. Рабство человека у плотских влечений, то есть у всего противоразумного, бессмысленного, превращающего его в худший вид животного, есть, без сомнения, зло. И в этом смысле никто не может возразить против аскетизма, то есть возведенного в принцип воздержания. Всякий согласен, что неспособность к сопротивлению животным инстинктам есть бессилие духа — нечто для человека постыдное и, следовательно, дурное. Значит, способность к такому сопротивлению есть добро и должна быть принята как норма, из которой могут вытекать определенные правила жизни. В этом пункте нравственная философия только уясняет и развивает то, что утверждается простым человеческим сознанием. Помимо всяких принципов, — обжорство, пьянство, распутство непосредственно вызывают отвращение и презрение, а воздержание от этих пороков пользуется невольным уважением, то есть признается добром.
Эгоизм очень часто, если не всегда, порождается чувством собственной неполноценности. Эгоисты чаще других приписывают окружающим предубежденность, агрессивность, злобу, завистливость, эгоизм и мстительность — весь набор деструктивных качеств. Они проецируют собственные отрицательные наклонности на окружающих, желая, быть может, такой проекцией оправдать собственные недостатки. В отличие от эгоистов, нравственный человек приписывает окружающим прежде всего нравственные черты: трудолюбие, вежливость, отзывчивость, патриотичность, честность, неподкупность, порядочность и совестливость и т. д.
Французские философы XVIII века выступили с теорией «разумного эгоизма»,согласно которому основой добродетели является правильно понятый собственный интерес. Последователем этой теории французских философов в России был Н. Чернышевский. Разумная личность понимает, что ее личное счастье сочетается с общим благополучием. Наиболее убедительно Чернышевский изложил свою этическую теорию в романе «Что делать?». Один из персонажей этого романа, Лопухов, жертвуя собой ради блага других, говорит: «Не такой я человек, чтобы приносить жертвы. Да их и не бывает, никто и не приносит, это фальшивое понятие: жертва — сапоги всмятку. Как приятнее, так и поступаешь». Некоторые рассматривают этот аргумент как неопровержимое доказательство истинности гедонических теорий этики. В действительности это не так. Целью всякого нашего действия является реальная или воображаемая ценность, которую мы любим, а чувство удовольствия, которое нами переживается, — это только признак достижения цели, но, конечно, не цель сама по себе. Материалисты, подобные Чернышевскому, не могут объяснить бескорыстную любовь к таким объективным ценностям, как правда или красота, и поэтому пытаются истолковать всякое действие человека как следствие его стремления к удовольствию. То, что такие люди, как Чернышевский, посвятившие всю жизнь бескорыстному служению безличным ценностям, стремились объяснить свое поведение мотивами эгоизма, часто было следствием скромности, которая не позволяла им прибегать к таким высокопарным словам, как «совесть», «честь», «идеал» и т. д.
– Конец работы –
Используемые теги: понятием, добра, тесно, связано, Понятие, добродетели0.09
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: С понятием добра тесно связано понятие добродетели
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов