Основы теории этики.

Основные понятия:мораль, нравственность, идеал, цен­ности, нормы, добро, зло, добродетель, справедливость, долг, совесть, стыд, вина, грех, достоинство, честь, свобода, выбор, свобода воли, счастье, смысл жизни.

1. Трактовка понятий «мораль» и «нравственность», «этика». Их соотношение.

 

Мораль и нравственность. Часто эти понятия отождеств­ляются, не различаются, трактуются как синонимы. И для это­го есть веские основания — прежде всего вследствие этимоло­гии слов. Мораль — от латинского mores (нравы), moralis (нравственный). Мораль опирается на нравы, существующие в том или другом обществе. Нравы — это обычаи, принятые людьми нормы поведения, т.е. отражают содержательную ви­димую сторону поведения человека. Нравы повседневно вос­производятся в жизни общества силой массовой привычки, властью общественного мнения, общественной дисциплины. Следование существующим в данном обществе нравам как бы контролируется всеми членами общества. Причем укоренив­шиеся в обществе нравы могут и не совпадать с официальной моралью как совокупностью требований, исходящих от власть предержащих.

Рассмотрим некоторые имеющиеся определения. Так, в «Энциклопедическом словаре по этике» (М.: Гардарики, 2001) мораль определяется как понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявля­ет себя как разумное, самосознательное и свободное создание (существо).

Нравственность же понимается часто как термин, синони­мичный термину «мораль» (так как русское слово «нравствен­ность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер)). Но некоторые философы, например, Г.В.Ф. Гегель, всегда проводи­ли концептуальное различие между понятиями «мораль» и «нравственность». Мораль для него — это сфера реальной сво­боды, связанная с «самоосознанием направленности к добру», с совестью. Нравственность — это сфера практической свободы, возвышающейся над субъективным мнением и желанием.Непо­средственными проявлениями нравственности, по Гегелю, явля­ются семья, гражданское общество, государство. В отечествен­ной этической литературе также предпринимались попытки смыслового разделения понятий «мораль» и «нравственность», во многом близкие гегелевскому. Например, под нравственно­стью могут пониматься: а) нравы как практикуемые формы по­ведения, б) мораль, закрепленная традицией и вековой привыч­кой, в) мораль на уровне ее общественных проявлений, выражающая общественную точку зрения, — в отличие от мора­ли как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм и т.д.

Такого рода различение проводит и B.C. Библер, который пишет: «Я понимаю мораль как засохшую в нормы и предписа­ния (как надо себя вести, чтобы жить достойно) форму нравственности. Моральные догматы отцеживаются, уплотняются, обезличиваются в веках, сливаются в нечто абсолютно — сквозь века — себе тождественное, утрачивают историческое напряжение, культурную изначальность, единственность. Внутренняя освещенность вытесняется свыше нисходящей освященностью. В автоматизме повседневной жиз­ни такие закрепленные извне (кодекс морали) и изнутри (импе­ративы добра) моральные предписания, неукротимо шепчущие мне, в чем состоит единственно правильное поведение, абсо­лютно необходимы. Но в трагедийные моменты нашей жизни эти нормы отказывают, обнаруживают свою вненравственную закраину». (Библер В С. Нравственность. Культура. Современность. / Этиче­ская мысль: Научно-публицистические чтения. —М., 1990.)

Не будем далее вдаваться в терминологические тонкости, но остановимся на принципиально важном различении этих двух сфер человеческой этики. Это будет иметь определенный мето­дологический и мировоззренческий смысл.

Мораль можно определить как социально сформирован­ную совокупность норм и правил, систему, которая призвана регулировать сознание и поведение людей в конкретном об­ществе, их взаимоотношения (отношения между индивида­ми, группами индивидов, человеком и обществом и т.д.).Они могут быть укоренены в обычаях и привычках насе­ление (определяя уровень регуляции поведения на обыденном уровне) и могут быть закреплены в официальном законода­тельстве.

В систему моральной регуляции входят нормы (предписания, правила поведения, объединенные в кодекс), ценности(добро, справедливость и т.д.), принципы(универсальные формулы поведения людей, которые четко формулируются и могут быть связаны с идеологией, выражать интересы какой-либо социальной группы). Моральная регуляция опирается на общественное мнение и распространяется на все сферы жизни общества, в которых присутствуют взаимоотношения субъек­тов. Особое значение имеет моральная регуляция в области права, которая выражается в том, что моральные нормы за­креплены законом, отсюда появляется возможность государ­ственного принуждения следованию этим нормам; кроме того, происходит взаимодействие морали и права — к примеру, ли­берализация морали влечет либерализацию права.

Большое значение в настоящее время приобретает мо­ральная регуляция исследований в науке (например, в меди­цине в связи с проблемами эвтаназии, клонирования).

Учащающиеся техногенные катастрофы указывают на важность морального регулирования и в таких, казалось бы, далеких от философии сферах, как технология и производство, в силу возрастания в них значимости влияния человеческого фактора.

В целом можно сказать, что нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным, если он игнорирует эти нормы, и внеморальным, если он с ними не знаком.

Но человек есть, как известно, не только объект общест­венного регулирования — он не просто машина, реагирующая на внешние воздействия. Человек гораздо более сложен. Чаще всего — это личность, обладающая и так называемым нравст­венным самосознанием: убеждениями, склонностями, чувствами, совестью. Таким образом, следует учитывать и некие глубинные мотивационные побуждения человека. И поиск их оснований ведет к понятиям, используемым в религиозной этике («от Бога» или «от Космоса»), к анализу движущих сил в человеке как проявлений некой Абсолютной Идеи или «ве­щи в себе» (это уже философская этика). Глубинные мотива­ционные побуждения человека можно увязать и с унаследова­нием социального опыта в филогенезе, с его укорененностью в наследственности многих поколений (теория интериоризации Г.Спенсера в эволюционной психологии). И вот для ха­рактеристики этих глубинных побуждений в человеке мы будем применять понятие «нравственность», как отличное от понятия «мораль». (Кстати, французский философ XI-XII вв. П. Абеляр трактует совесть в человеке, как проявление в нем этой глубинной нравственности — от Бога).