Виды этики: этика гуманистическая и авторитарная

Казалось бы, относясь к системе гуманитарного знания, всякая этика непременно должна носить гуманистический характер. Од­нако история этики и практика морали показывают, что это не со­всем так.

В истории человечества есть периоды, когда этика и мораль дейст­вительно ориентированы на человека, считают его высшей ценно­стью и целью. В какой-то мере таковыми являлись, например, этика античности и этика Возрождения, в наше время элементы гуманисти­ческой этики присущи демократическим гражданским обществам. Эти­ка, ориентированная на человека, его жизнь, свободу и интересы — гу­манистическая этика. Вместе с тем есть периоды и ситуации, когда высшей ценностью и целью этики и морали объявляется не человек, а нечто иное, внешнее по отношению к нему (например, идея комму­низма или мирового господства), а сам человек рассматривается лишь как средство достижения этой цели. Это характерно для всех тотали­тарных режимов и обществ как в прошлом (восточные деспотии, европейский абсолютизм, германский фашизм, советская тоталитарная система), так и в настоящем. Этика, господствующая в подобных обществах, навязываемая ими, как правило, носит авторитарный ха­рактер.

В какой-то мере основы гуманистической этики были провозгла­шены еще в XIX в. философом И. Кантом в знаменитом категориче­ском императиве, который требует не относиться к другому человеку «только как к средству, но и всегда в то же время и как к цели». Но окончательная разработка учения о гуманистической этике осущест­влена выдающимся философом XX в. Э. Фроммом.