Отличие гуманистической этики от авторитарной.

Принципиальные позиции гуманистической этики (ГЭ) позволя­ют противопоставить ее этике авторитарной (АЭ) по ряду оснований.

 

«Авторство»- и «исполнение».В ГЭ человек сам и творец, и ис­полнитель нравственных норм — он их создает, регулирует и соблю­дает. ГЭ не отрицает значения нравственного авторитета. Однако она различает рациональный и иррациональный авторитеты. Рациональ­ный авторитет основан на равенстве между авторитетом и субъектом, которые различаются только уровнем знаний, опыта, умений (учи­тель — ученик). Поэтому он не только допускает, но и требует анализа и критики со стороны тех, кто его признает. ГЭ совместима именно с рациональным авторитетом, предполагающим этическую компетент­ность — знание широкого веера авторитетных этических доктрин.

АЭ базируется на иррациональном авторитете, источником кото­рого служит власть над людьми, с одной стороны, и страх — с другой. Иррациональный авторитет по своей природе строится на неравенст­ве и подчинении, которые предполагают его приоритет, признают его право на одобрение или осуждение с позиций его же собственного ин­тереса. Такой авторитет не только не нуждается в критике, но и запре­щает ее. В АЭ такой «автор» определяет, в чем благо человека и уста­навливает законы и нормы поведения, а люди лишь исполняют их. Причем «авторство» и «исполнение» могут быть надежно разделены, например, когда «авторы» не считают моральные нормы обязатель­ными для себя.

Цели и средства.ГЭ считает человека, его жизнь, свободу и инте­ресы высшей ценностью и целью. Соответственно, все, что служит са­мореализации человеческой сущности — от материальных ценностей и социальных достижений до моральных ценностей и человеческих качеств — признается средством и гарантом достижения цели.

В АЭ высшая ценность и цель — не человек, а нечто внешнее по от­ношению к нему. Это могут быть интересы общества или государства, высшая идея, вождь, божество и т.д. В этой ситуации человек теряет свою самоценность и начинает рассматриваться лишь как средство достижения цели, действующее под принуждением или добровольно (например, религиозные фанатики, идущие на самоуничтожение во имя торжества своей религии).

Методы моральной регуляции.ГЭ таким основным методом признает свободный сознательный выбор человеком собственной ли­нии поведения на основе этической компетентности, личных интересов, способности предвидеть последствия своих действий и готовно­сти нести за них ответственность в первую очередь перед самим собой. Желаемые моральные качества личности при этом — инициа­тивность, предприимчивость, «самость».

В АЭ основным методом моральной регуляции выступает внешнее принуждение через механизм подчинения. АЭ опирается на страх, зависимость и насилие (физическое или моральное). Желаемые мо­ральные качества личности — исполнительность и послушание.

Моральные принципы.ГЭ базируется на принципе индивидуализ­ма, понимаемом не как эгоизм, а как любовь к себе, связанная со стремлением к самоутверждению и самореализации, в результате чего человек обретает свою «самость», предъявляет себя миру и несет за себя ответственность, признавая те же права за другими. При этом общество становится богаче за счет множества самобытных индиви­дуальностей и их возможностей. Поэтому приветствуется «инако-вость» и уникальность каждой личности.

В основе АЭ лежит принцип коллективизма, требующий от лично­сти ориентации на общественный интерес (независимо от интереса личного), подчинения воле общества (или большинства) и унифика­ции личностных качеств, взглядов и интересов (быть «как все»). По­этому ведется борьба с индивидуализмом и инакомыслием.