В чем сущность концепции ненасилия в современной социальной философии?

Концепция ненасилия — это оппозиция насилию в любых его
формах, представляющая собой и роответствующую идею, и об-
раз жизни, и специфический тип умонастроения. В основе кон-
цепции ненасилия — особое отношение к человеку как высшей
ценности мира, а также такие нравственные принципы, как ми-
лосердие, терпимость, взаимопонимание, сочувствие, соучастие,
в противоположность насилию, господству, подавлению, подчи-
нению, деспотии. В той или иной степени идеи ненасилия пред-
полагаются всеми религиями и культурами мира. Концепция
ненасилия развивалась уже Л.Н. Толстым в форме идеи непро-
тивления злу насилием. Для М.К. Ганди (1869-1948) идея нена-
силия — не только этическое учение, но и ориентир обществен-
но-политического движения.

Мартин Лютер Кинг (1929-1968) разработал практическую
сторону идеологии ненасилия и предложил следующие принци-
пы ненасилия:

Ненасилие — метод борьбы и требует мужества. В борьбе
нельзя унижать противника.

Ненасилием мы боремся со злом, а не с теми, кто стал его
жертвой. Вставший на путь ненасилия должен быть готовым при-
нять страдание и не должен стремиться ответить ударом на удар.

Духовное насилие также недопустимо, как и физическое.

Справедливость — одно из вселенских начал. Содействуя
справедливости через любовь и ненасилие, мы вносим свой
вклад в гармонию Вселенной.

Традиция ненасилия как оппозиция жесткой рационально-
сти западной философии представлена в «диалогической филосо-
фии»
(Бубер, Бахтин, Эбнер, Мейер), в этике товарищества по
существованию (Гвардини) и благоговения перед жизнью (Швей-
цер), в экологической этике (Леопольд, Шепард), в программах
коммуникативной рациональности (Хабермас, Апель), в религи-
озных концепциях «интегрального гуманизма» (Маритен) и др.