Каково предметное поле философии морали?

Философия морали — философское направление, исследующее
мораль как один из способов нормативной регуляции действий
человека в обществе, а следовательно, и в культуре. В рамках
философии морали анализируются такие проблемы, как генезис
и динамика норм морали, их отличие от простых обычаев, спе цифика нормативной регуляции в различных культурах, принци-
пы, функции и императивы нравственности, статус моральных
ценностей в отдельных феноменах культуры — науке, искусстве,
религии, политике, экономике, праве.

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос» ). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер.

Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами.

Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон (древнеримский философ II в до н.э.) сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores — мн. число) — латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».

Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». Это — в русском языке «нравственность». В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» — разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл.

Нравственность – совокупность практических форм отношений между людьми; нравы, традиции, обычаи.

Мораль – форма общественного сознания, которая отражает взаимоотношения людей друг с другом. Т.е., мораль – рефлексивное отражение нравственности.

Этика – наука о морали и нравственности, часть философского знания о человеке, его характере и природе его поступков.

 

Структура этического.

 

I. Нравственное отношение (дружба-вражда, любовь-ненависть )

II. Моральное сознание. Оно включает в себя:

1) Моральные чувства – эмоциональная оценка действительности в социально-психологической форме (стыд, жалость, долг, чувство зависти – сложное чувство, в котором человек не признается даже себе самому);

2) Нравственные понятия – представления человека о должном , существующие в рациональной форме. Они делятся в свою очередь на:

А) нормы – правила поведения, предписания, отвечающие на вопрос как должен поступать человек;

Б) принципы – осоновополагающие установки нравственного поведения человека (принцип патриотизма, гражданственности, эгоизма, альтруизма);

В) идеалы – возвышенные, недосягаемые представления людей о том, как должно быть (идеал совершенства, самосовершенствования)

III. Поведенческий уровень нравственности – нравственная деятельность.

Социальные функции морали:

- Воспитательная – формирование нравственного, ответственного человека.

- Познавательно-ориентировочная: мораль есть ряд норм, которые помогают человеку ориентироваться в обществе, правильно строить свои отношения с другими людьми.

- Регулятивная: моральные нормы устанавливают, какое действие допустимо, а какое – нет (можно/нельзя, хорошо/плохо). Существует два основных регулятора морали – стыд и совесть.

Специфика нравственной регуляции состоит в том, что мораль существует в обществе как неписанный свод правил поведения (законов). Мораль – внеинституциональна, не существует определенного социального института, который следил бы за выполнением нравственных норм. Однако, этот момент доказывает определенное преимущество морали: мораль существует издавна, значит она гармонична, органична для человека и основана на добровольности. А добровольное исполнение нравственных предписаний зачастую эффективнее, чем использование силового (правового) давления на человека. Кроме морали в обществе существует два основных регулятора поведения – право и религия.