рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Лекция III. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

Лекция III. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ 3.1. Исследование Социальной Сферы В Античности И Эпохе Возрожде...

3.1. Исследование социальной сферы в античности и
эпохе Возрождения

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?

Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.

Математика как наука начиналась с геометрии, с измерения реальных объектов. Истоки же социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов - в мудрых, с философским подтекстом советах по различным житейским вопросам.

Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы, заложила еще ряд элементов в фундамент основ социологии. Первым в истории трудом по «общей социологии» считается «Государство» Платона(428/427 – 348/347 до н.э.). В ней великий мыслитель, по сути, разработал основы первой в мире теории социальной стратификации, согласно которой любое общество делилось на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охранявших государство от смуты; низший, куда входили ремесленники и крестьяне. Общество, построенное по такой схеме, Платон считал наиболее стабильным.

Свой вариант теории стратификации предложил Аристотель(348 – 322 до н.э.). У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него, существует еще два сословия: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство, по мнению Аристотеля, лучше всего управляется в том случае, когда масса лишенных собственности бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистичные интересы богатой плутократии ограничены, а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других.

Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу. Это нашло выражение в образцах логико-понятийного анализа (Платон), эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования социальных проблем современного им мира.

В древности предпринимались попытки, количест­венного анализа социальных явлений и процессов. Дошедшие до нас исторические данные свидетельствуют о зачатках проведения эмпиричес­ких социальных исследований уже удревних восточных народов: египтян, китайцев, японцев, индусов, персов и евреев, мы встреча­ем в Библии, где неоднократно упоминается о первых многочисленных народоисчислениях у древних евреев.

Так, например, перепись евреев сначала была произведе­на перед их приходом в Египет, затем перед выходом из Египта, далее народоисчисление было проведено Моисе­ем у Синая, а потом на границах Палестины и т.д.

Очень богатый материал о практике проведения соци­альных обследований, наблюдений над общественной жизнью дает нам историяДревнего Рима.

Эпоху Возрождения можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которые можно отнести к области социологии. Великие средневековые ученые Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень поднимали проблемы человеческих отношений в обществе. Модель общества в их понимании напоминала общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл незначительную роль.

Никколо Макиавелли (1469-1527) первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства.

Томас Гоббс (1588-1679) сделал следующий шаг: он разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Гоббс поставил вопрос: «Как возможно общество?» – и ответил на него так: во-первых, люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания (социализации); во-вторых, гражданское общество порождено страхом одних перед другим.

Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвеций, Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества. Они выделили отдельного человека как независимого субъекта, поведение которого зависит в основном от его собственной воли.

Шарль Луи Монтескье (1689–1755) сыграл особую роль в создании идейно-теоретической основы социологической науки. В работе “О духе законов” (1748) Монтескье задается целью понять историю, увидеть во множестве обычаев, нравов, привычек, идей, различных социально- политических институтов определенный порядок.

Жан Жак Руссо (1712-1778) разработал концепцию “ordre naturel” (естественного порядка), который благодаря общественному договору превращается в “ordre positif” («порядок позитивный»).

Тем не менее, все исследования в этой области были отвлеченными, несистематичными, в связи с чем нельзя сказать о возникновении в то время социологии как науки. Достижения в области изучения общественных явлений были незначительными по сравнению с успехами в других областях научной деятельности.

Достаточно наивные взгляды на общество и человека долгое время господствовали в научном мире.

 

3.2. Социально-экономические и научные предпосылки
возникновения социологии в XIX в.

Понимание необходимости изучения социальных общностей людей и процессов их развития и функционирования появилось сравнительно недавно. Политические революции,начавшиеся с Французской революции в Европе в 1789г. и продолжавшиеся в течение всего Х1Х в., послужили импульсом для социологических разработок. Промышленная революция, охватившая многие западноевропейские государства, привела к тому, что толпы людей из аграрных районов хлынули на поиски работы в город, на фабрики и мануфактуры. Возникли новые социальные и экономические структуры, необходимые для существования зарождающегося капитализма. Наметился процесс урбанизации.

В 1800 г. 27,2 млн. человек земного шара, т.е. 3% всего населения, проживало в городах (с населением 5 тыс. и более человек), из них 15,6 млн. человек, т.е. 1,7% всего населения, проживало в больших городах (население 100 тыс. и более человек). В 1900 г. уже 218,7 млн. человек (13,3%) проживало в городах, из них 88,6 млн. человек (5,5%) в больших городах.

Основатель социологии Огюст Конт одним из первых ука­зал на ряд особенностей нового социального порядка:

1) кон­центрацию рабочей силы в городах;

2) установку на получение прибыли;

3) использование в производстве достижений науки и техники;

4) возникновение скрытого или явного антагониз­ма между хозяевами и наемными работниками;

5) усиление социального неравенства;

6) формирование экономической сис­темы, основанной на свободном предпринимательстве и конку­ренции.

Усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий. В Европе в начале XIX в. начали активно развиваться эмпирические социальные исследования.

Развитие капитализма повлекло усиление социальной дифференциации, возникновение рабочего движения, появление идеологии социализма. Начала меняться социальная роль религии и науки: наметилось падение религиозных ценностей и становление научного мышления.

На возникновение теоретической социологии большое влияние оказали достижения в естественных науках. Важные открытия в геологии, биологии, химии, физике, астрономии сущест­венно подорвали старый, метафизический взгляд на при­роду и повлияли на изменение взгляда на мир в целом.

В конце XVIII начале XIX векоа активно развиваются эмпирические науки, в т.ч. статистика и этнография и, как следствие, усиливается недоверие к философии. Развитие социальной философии обозначило ряд теоретических подходов, которые стали актуальными для зарождающейся социологии. Так, воззрение, согласно которому общество рассматривалось как механическая модель, позволило при анализе социальной реальности обращать внимание на ее составные части, или подсистемы. Механистическая картина мира, основанная на универсальном представлении о силовом взаимодействии масс, требовала измерительного инструментария для исчисления траекторий движения тел. Так возникла идея «социальной физики», предопределившая тематическую программу социологии.

Данный период связан и с усилением специализации в различных областях науки, что повлекло отделение ряда наук от философии и возникновении политологии, юриспруденции, экономики и др. Вместе с этим возникла потребность в обобщении всех сведений, представленных частными науками и появлении новой, т.н. обобщающей науке, которая отличалась бы от философии. Идею такой науки выдвинул Сен-Симон, у которого ее заимствовал О.Конт, сформулировав первые положения новой позитивной науки об обществе.

Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825) был первым мыслителем, публично выразившим данную потребность и внесшим тем самым краеугольный камень в фундамент новой обществоведческой науки – социологии. Современное ему общество Сен-Симон назвал индустриальным, качественно отличным от традиционного (родоплеменного, рабовладельческого и феодального). Оно основывается на развитии промышленности, научной организации труда, благодаря чему человечество, находящееся на стадии индустриального общества, раскрывает все свои ресурсы. Главным субъектом этого общества, обеспечивающим его дальнейший прогресс, становится класс "индустриалов", в состав которого Сен-Симон включал фабрикантов, купцов, банкиров и рабочих.

Наряду с трактовкой общества в качестве организма, Сен-Симон говорит о нем как о механизме, социальном агрегате, который можно и нужно регулировать, изменяя его части (детали) и взаимодействия между ними. Когда он пишет о всем человечестве, то в роли частей-деталей представляет государства (страны) и нации.

Итак, объединенными усилиями Монтескье, Руссо, Смита, Мальтуса, Лапласа, Бюффона, Лавуазье, Кинга, Галлея, Синклера, Сен-Симона и других мыслителей XVIII – начала XIX вв. обществоведение было доведено до такого состояния, когда возникла потребность в создании новой науки об обществе, основанной на интеграции достижений социальной философии и практики изучения общественных явлений методами естественных наук.

3.3. О. Конт – родоначальник социологии

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом(1798 – 1857) в 1842 г. в его главном произведении «Курс позитивной философии». Как и многие другие философы того времени, Огюст Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Высшим видом систем он полагал общество, человечество.

Первоначально Конт называл социологию «социальной физикой». Он считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику (описывающую взаимоотношения между социальными институтами) и социальную динамику (раскрывающую законы изменения общества) и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов. Общество, согласно Конту – органическое целое, каждый член которого не мыслим вне связи с целым.

О. Конт считал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, которые управляют всеми обществами. Социология должна использовать, по Конту, следующие методы:

ü наблюдение за ходом проистекания общественных процессов;

ü эксперимент, т.е. наблюдение за изменениями, вызванными специально;

ü сопоставление жизни человечества с животным миром;

ü сравнение жизни разных стран и народов по определенным показателям;

ü исторического анализа, сопоставления разных состояний человечества или отдельных народов в разные исторические времена.

Такой подход с тех пор называют позитивизмом. Позитивизм, согласно Конту – знание полезное и точное. Говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт предполагал, прежде всего, необходимость изучения отдельных социальных фактов, их сопоставления и проверки, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии.

Историческая и научная роль Огюста Конта состоит, прежде всего, в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки отдельной науки, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки.

Две идеи, берущие начало в работах Конта, четко просматриваются в ходе развития социологии: 1) применение научных методов для изучения общества; 2) практическое использование науки для осуществления социальных реформ.

Главные произведения О. Конта: «Курс позитивной философии»(1842) и «Система позитивной политики» (1850 – 1854).

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИОЛОГИЯ

Смоленский государственный университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекция III. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

КУРС ЛЕКЦИЙ
       

Социологический взгляд на общество
С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телеви­дение, радио, газеты сообщают о результатах социологических оп­росов

Объект и предмет социологии
  Для того чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, не­обходимо вычленить собственную область социологического иссле­дования, а также определ

Социология в системе наук
Для наиболее полного представления о предмете социологии необходимо рассмотреть ее связь другими общественными, естественными и гуманитарными науками. До недавнего времени самостоятельное

Уровни социологического анализа
В современной социологической науке обычно речь идет о двух уровнях социологического анализа общества:микро- и макросоцио­логии. Микросоциология занимается изучением общен

Структура социологического знания
Социология как наука в настоящее время имеет весьма сложную структуру. Эта структура включает в себя общую социологическую теорию, которая изучает наиболее общие вопросы функционир

Общая характеристика методов социологии
  Социология, как самостоятельная отрасль научного знания, использует для изучения своего предмета совокупность специфических методов. Все методы социологии можно подразделить на теор

Этапы и виды эмпирического социологического исследования
  Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели:

Количественные методы сбора социологической информации
Анализ документов. Любое социологическое исследование обычно начинают с анализа документов. Документом можно назвать любой предмет, специально соз­данный человеком или группой люде

Методы анализа и интерпретации данных
  Социологическое исследование - это не только сбор данных. Цель его состоит в том, чтобы дать научно обоснованную интер­претацию изученных фактов. Собранный первичный материал неприг

Качественные стратегии в социологических исследованиях
  Описанные в предыдущем параграфе методы сбора данных относятся к так назы­ваемым «жестким» методам. В данном параграфе мы рассмотрим качественный под­ход — как "другую

Развитие социологии в России
В середине XIX века русское общество стояло перед необходимостью коренных изменений в политической и экономической сферах. Реформы 60-х годов — отмена крепостного права, реформы земств и судебная р

Понятие общества
Общество является центральной категорией социологии. Поэтому его необходимо отличать от таких явлений, как населе­ние и государство. Общество и население.Общество отличает

Понятие культуры
Культура - исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образов

Ценности
Особое место в культуре занимают ценности. Многие социологи считают, что именно ценности составляют определяющий элемент культуры. Ценности – это общепринятые убеждения относительн

Символы и язык
Как и все живые существа, люди воспринимают окружающий мир с помощью органов чувств. Они преобразуют элементы мира в символы – все то, что несет в себе особый смысл, признаваемый людьми одной культ

Виды культуры
Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура всегда первична. В игре в хоккей, например, щитки, шайба, клюшки и фор

Восприятие культуры членами общества
В каждой культуре приняты свои уникальные модели поведения, которые кажутся странными представителям других культурных образований. Существует известная истина, что для каждого человека земная ось

Динамика культуры
Культура не стоит на месте. Культурные изменения могут включать в себя изобретение и популяризацию автомобиля, появление новых слов в нашем языке, изменение норм правильного поведения и морали, нов

Понятие личности
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к их определ

Основы социализации
Главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе соц

Фазы социализации и жизненный цикл
  Процесс социализации охватывает все фазы развития любого человеческого существа, которые называют жизненными циклами. Таких циклов можно выделить четыре: &

Виды и агенты социализации
Каждый этап жизненного цикла сопровождается взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией – процессом отучения от старых норм, ролей и правил поведения, и ресоц

Социальный статус и социальная роль
Социализация как процесс обучения общепринятым способам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью

Лекция VI. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
6.1. Исторически сложившиеся системы социальной стратификации Десятки тысяч лет люди жили небольшими сообществами охотников и собирателей. Хотя члены этих групп выбира

Критерии социальной стратификации
В современной западной социологии марксизму противостоит теория социальной стратификации. Классификация или стратификация? Представители теории стратификации утверждают, ч

Социальная мобильность и маргинальность
В системе стратификации индивиды или группы, могут переме­щаться с одного уровня (слоя) на другой. Этот процесс был назван П. Сорокиным социальной мобильностью. Социальное неравенс

Бедность и неравенство
С социальной стратификацией тесно связаны понятие неравенство, а также противостоящие друг другу богатство и бедность. Социальное неравенство – складывающаяся в обществе система от

Общая характеристика социальных общностей и групп
В качестве элементов любой социальной системы вы­ступают индивид или социальная группа. Благодаря соци­альным отношениям (социальным связям), индивиды соединяются в определен­ные устойчивые объедин

Массовые общности
  Массовые общности имеют следующие, свойственные для них, общие характеристики: ü это неорганизованные, случай­но, стихийно возникшие совокупности; ü суще

Социальные движения
  Социальные движения — это достаточно организованная общность людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социально

Социальные группы
Основной формой социальных общностей являются социальные группы. Социологи называют группой двух или более индивидов, которые имеют общие взгляды и связаны друг с другом в относительно устойчивых м

Социально-психологические особенности малых групп
Социологическое направление в изучении малых групп связано с традицией, которая была заложена в Хоторнском эксперименте Джорджа Э. Мэйо (1880 – 1949). Суть их состояла

Целевые общности (социальные организации)
В повседневной практике часто используется понятие "организация" причем в него вкладывается самое различное содержание. Ведущий исследова­тель в области проблем социальных органи

Виды социальных связей
Очевидно, что человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами, входить в социальные группы, участвовать в совместной деятельности. Во всех эпизо

Формы социальных связей
Итак, понятие социального взаимодействия является центральным в социологии в силу того, что возник целый ряд социологических тео­рий, разрабатывающих и трактующих разнообразные его проблемы и аспек

Сущность социальных институтов
Социальные отношения являются основным элемен­том социальной связи, который способствует сохранению устойчивости и внутреннему единству групп. Практика закрепления отношений, направленных на удовле

Типология социальных институтов
Г. Спенсер был одним из первых, кто обратил внима­ние на проблему институционализации общества и стиму­лировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей «организмической теории»

Институт семьи
В обществе любого типа практически каждый его член воспитывается в семье, и в любом обществе подавляющее большинство взрослых состоит или состояло в браке. Семья- это соц

Институт религии
Религию можно охарактеризовать как социальный институт, специфика и смысл функционирования которого определяются потребностью общества в священном. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе религии леж

Понятие девиации в социологии
Слово «девиация» дословно переводится с позднелатинского deviatio как отклонение. Этот термин общепринят и в других науках, таких как физика и биология. В социологию он пришел сравнительно н

Общая характеристика социальных отклонений
Попробуем классифицировать наиболее распространенные социальные отклонения и дать им краткую характеристику. Индивидуальные и групповые отклонения. Если мы сталкиваемся с

По Р. Кевен
Поведение, которое полностью одобряется и вознаграждается обществом, попадает в зоны C, D, E. Им соответствуют сознательные, или законопослушные,

Делинквентное и криминальное поведение
Под делинквентным поведением (от лат. delinquens - совершающий проступок) понимают не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса правонарушения, а чаще расцениваемые как п

Социальные эффекты девиации
Девиация может иметь как отрицательные, так и положительные или интеграционные последствия для социальной жизни. Дисфункции девиации. Большинство членов общества за всю св

Социологические теории девиации
Почему люди нарушают общественные нормы? Почему определенные действия характеризуются как девиантные? Этими вопросами интересуются социологи. Другие науки также занимаются проблемой девиан

Социальный контроль и социальные санкции
Во все времена общество пыталось подавить проявления девиантного поведения посредством социальных санкций и контроля.Для определения сущности социального контроля полезно рассмотреть способы его ос

Подходы к изучению социальных изменений
  Изучение социальных изменений — одно из основных направлений теоретической социологии. Сама наука зародилась в XIX в. как попытка осознания фундаментального перехода от традиционног

Эволюция идеи прогресса
Стремление к прогрессу — одно из тех, которые мы воспринимаем как должное, поскольку оно широко распространено и его суть представляется ясной. Идея прогресса (от лат. progressus -

Глобализация человеческого общества
К числу исторических тенденций, особенно характерных для современной эпохи, относится тенденция к глобализации. Существуют различные точки зрения относительно сути глобализации. В одних ис

Агенты социальных изменений
Социальные изменения, включая широкомасштабные исторические преобразования, не происходят стохастически, не предрешены проведением. Он являются результатом действий ряда сил - агентов социальных из

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги