Патриархальный гендерный порядок в средневековой Руси и его границы.

Черты патриархальных порядков в Руси и России (до XIX в.):

1. Наделение государством старшего в семье мужчины авторитетом главы и ответственностью за семью:

а) Обязанность женщины выполнять волю отца и мужа («Домострой» XVI в.).

б) Все решения в семье и в (крестьянской) общине принимаются мужчинами.

в) Право мужчины (физически) наказывать женщину (и детей).

2. Бесправное положение невестки-крестьянки в доме мужа.

3. Изолированность женщины из привилегированных слоев в тереме (женской половине дома).

 

Ограничения всевластия мужчин:

1. Автономность женщины-кретьянки в сферах ее трудовой деятельности, в ведении хозяйства и в воспитании детей. Защита женских сфер деятельности: правила «чистоты» (освобождение от сексуальных и трудовых обязанностей после родов), правовая защита ее чести и достоинства.

2. Деспотическая власть свекрови.

3. Приданное, которое невеста приносила в дом мужа, оставалось ее собственностью в случае развода.

4. Жених платит родителям невесты выкуп за утрату ими рабочих рук дочери.

5. Представление женщиной интересов семьи (например, на сельском сходе) в случае отсутствия мужа (отъезд, смерть).

Карстен Герке о женщинах-дворянках в московской Руси: «То, что хозяйка дома чаще всего коротко приветствовала гостей, а затем вновь удалялась,… вызвало у западных посетителей Московии предположение, что она жила очень изолированно, занималась только шитьем и вязанием и не принимала никаких решений. Это представление, которое до недавнего времени господствовало и в историографии, ошибочно. Теперь мы знаем из многочисленных писем и документов, что высокопоставленная женщина – именно потому, что ее муж часто и подолгу отсутствовал из-за царской службы или торговых дел – постепенно приобрела роль его полномочного заместителя и не только держала в своих руках управление имуществом, но и представляла интересы супруга и семьи перед государственными инстанциями».

6. Полная автономность женщины на женской половине дворянского жилища (в тереме).

7. Отсутствие специфически женских судебных процессов (против ведьм) как массового явления (в отличие от средневековой Европы.

8. Видная роль женщин в политической жизни Руси/России XVI – XVIII вв. (Елена Глинская, Софья, четыре императрицы в XVIII в. – Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II).