Непоследовательность государственного (мужского) решения «женского вопроса».
1. Революционная модель эмансипации: освобождение женщин от традиционных ролей (развитие коммунального хозяйства и сферы услуг, уравнение в правах с мужчинами, привлечение к профессиональной деятельности, уравнение в правах брачных и внебрачных детей, облегчение развода, разрешение абортов).
2. Консервативная модель решения «женского вопроса»: признание домашнего хозяйства и роли жены и матери общественно-полезными (затруднение разводов, запрет абортов, дискриминация незарегистрированных браков и незаконнорожденных детей, поощрение многодетности, борьба с проституцией).
Образы положительной и отрицательной женственности в СССР:
1. Образ эмансипированной женщины, свободной от уз брака и даже детородной функции (особенно в 1920-е гг.).
2. Женщина как воплощение моральной и физической чистоты и стабильного порядка.
3. Женщина как воплощение отсталости.
Кармен Шайде об отрицательном женском образе в СССР 1920-х – 1930-х гг.: «Баба ассоциировалась со старой деревенской женщиной, не имеющей школьного образования и живущей в полном неведении в ограниченном пространстве крестьянской избы. Она воплощала безнадежную отсталость, ее не затрагивали модернизационные явления. Баба по-прежнему признавала попа как высший моральный авторитет, была глубоко набожной и религиозной, вместо изображений Ленина держала иконы и праздновала старые церковные праздники. При этом она была глупой, невежественной и суеверной, сопротивляясь разумному обновлению. В борьбе советских медиков за улучшение гигиенических условий, особенно в отношении родов и болезней, в бабе видели важного противника. Она считалась обманщицей, помогала в нелегальных абортах, которые якобы часто плохо кончались. Баба символизировала несчастное прошлое народа…»
Особенности женских стратегий выживания:
1. Сотрудничество с властью исключительно в вопросах об обустройстве быта.
2. Нежелание участвовать в «мужской» большой политике.
3. Ориентация на пассивное и скрытое сопротивление негуманным действиям государства.
4. Поиск (мужского) покровителя для обеспечения собственного карьерного успеха.
Б.И. Ровный о роли женщин в формировании культа личности И.В. Сталина: «Находясь во враждебном мужском окружении, нацеленные на успех советские женщины нуждались во всесильном и совершенно незапятнанном патроне. Символическая функция заступника за женские интересы была приписана ими Сталину, а сами они сыграли значительно бóльшую роль в формировании ритуальных компонентов сталинизма, чем полагают историки».
5. Нежелание вторгаться в сферу «типично мужских» профессий на рынке труда.
6. Устойчивость сектора альтернативных женских заработков (проституция, сводничество).
Последствия решения «женского вопроса» в СССР:
1. Двойное бремя женских забот: необходимость работать по профессии и заниматься домашним хозяйством.
2. Непоследовательность в предоставлении женщине равноправия: «ни эмансипации, ни традиции» (Сюзанна Конце).
3. Сохранение мужской подозрительности к женским успехам.