рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Отклоняющееся поведение

Отклоняющееся поведение - раздел Социология, Обществознание Соблюдение Социальных Норм Определяет Культурный Уровень Общества. Отклонение...

Соблюдение социальных норм определяет культурный уровень общества. Отклонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным поведением.

В широком смысле “девиация” подразумевает любые поступки либо действия, которые не соответствуют неписаным нормам или писаным нормам.

Как известно, социальные нормы бывают двух типов:

писаные — формально зафиксированные в конституции, уголовном праве и других юридических законах, соблюдение которых гарантируется государством.

неписаные — неформальные нормы и правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми аспектами государства. Они закреплены лишь традициями, обычаями, этикетом, манерами, т. е. некоторыми конвенциями, или молчаливыми договоренностями между людьми о том, что считать должным, правильным, приличествующим поведением.

Нарушение формальных норм называется делинквентным (преступным) поведением, а нарушение неформальных норм — девиантным (отклоняющимся) поведением.

Девиантное и делинквентное поведение можно различать следующим образом. Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы — отклонение, то для другого или других может быть привычкой. Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших — отклонением. Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может с их точки зрения считаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма — юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.

Под социальными нормами обычно понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Выделяют следующие виды социальных норм:

нормы морали, т. е. такие нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения;

нормы традиций и обычаев. Обычаем называют исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате его многократного повторения. Реализация этого вида норм обеспечивается силой привычки людей;

религиозные нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями (церковью). Люди исполняют эти правила, руководствуясь своей верой либо под угрозой быть наказанными (Богом или церковью);

политические нормы. — нормы, устанавливаемые различными политическими организациями. Эти правила поведения прежде всего должны соблюдать члены данных организаций. Реализация таких норм обеспечивается внутренними убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть исключенными из них;

правовые нормы — формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом или принудительной силой.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).

В реальности поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам и даже, напротив, происходит их нарушение. В таком случае говорят об отклоняющемся поведении субъекта. Отклоняющимся (девиантным) принято называть такое поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Но в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм.

Под алкоголизмом и наркоманией понимается вид хронического заболевания, которое развивается в результате систематического употребления человеком спиртных напитков или наркотиков.

Преступлением называется общественно опасное деяние, предусмотренное в Особенной части Уголовного кодекса. Совокупность преступлений в социологии имеет особое название — делинквентное поведение.

 

  1. Особенности социального познания.

Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

Главной особенностью социального познания является совпадение субъекта и объекта познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, в широком смысле – всё общество. Объектом познания является либо познаваемый предмет, либо – в широком смысле – весь окружающий мир.

Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов — субъектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных, часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений. Социальное познание начинается с установления социальных факторов. Различают три вида таких факторов:

действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;

продукты материальной или духовной деятельности людей;

словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.

Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.

Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Однако установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что:

объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются;

ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция.

Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного подхода являются:

изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;

рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;

анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).

Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей. Историческими закономерностями называются общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений.

Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляют сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге являются целью социального познания.

  1. Религия. Свобода совести. Атеизм.

 

Сейчас в мире существует множество верований, сект, церковных организаций. Большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих религий. Однако многие люди относят себя к атеистам, т.е. отрицают всякую религию и веру в сверхъестественное.

Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее влияние религии на политическую жизнь общества остаётся значительным. Ряд государств признаёт одну из религий государственной и обязательной.

Сегодня роль религии в возрождении и преумножении культурного наследия, приобщении к нему людей неоценима. Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали.

Но идеализировать роль религии не следует. Виной многих конфликтов, войн, терроризма является религиозный фанатизм и нетерпимость. Далеко не всегда даже глубокая вера удерживала человека и общество от совершения преступлений и проступков. Часто религия и церковь накладывали запреты на определённые виды деятельности, сковывая творческую силу людей. Откровенная социальная несправедливость, деспотические режимы освещались авторитетом церкви. Обещая освобождение в ином мире, религия призывает земную жизнь провести в покое и смирении, не противясь злу.

Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека.

Свобода совести и вероисповеданий

Одним из путей преодоления религиозных противоречий является признание и соблюдение свободы совести и вероисповеданий.

Всеобщая декларация прав человека в статье 18 провозглашает: “Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии: это право включает – свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения…”

По Конституции РФ является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 Конституции РФ гласит: “Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними”.

Свобода совести оставляет за человеком выбор между религиозной верой и атеизмом, который отрицает существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил и религии.

Остановимся подробнее на понятии религии и ее составляющих.

Религия – это форма мировоззрения, которая делит окружающий мир на реальный, в котором живёт человек, и мир потусторонний, в котором пребывает сверхъестественная сила – Бог.

Религиозное верование – это внутренняя убеждённость в существование высшей силы, Бога, сотворившего мир, управляющего миром, даровавшего нормы морали, устрашающего и утешающего, карающего или вознаграждающего.

 

Религиозный человек верит, что началом мира является Бог. Служение Богу и выполнение его повелений, считают верующие, составляет смысл человеческой жизни. Наряду с этим широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности религии: религия есть система взглядов, в основе которых лежит понятие священного, святого; религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

Религия является одним из вариантов поиска и понимания смысла мира и жизни.

Ядром религии является вера. Религиозная вера складывается из:

убеждения в истинности основ религиозного учения;

знания положений вероучения;

признания и следования нормам нравственности, которые содержатся в религиозных требованиях;

соблюдение норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни человека.

Типы религии:

монотеистические (основанные на вере в единого Бога);

политеистические (многобожие);

ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий);

религии спасения (признающие главным вероучение о мире и человеке и их посмертной судьбе);

национальные связанные с определенным народом);

мировые (не признающие национальных различий).

В религии воплощены многие элементы мировой культуры (искусство, живопись, архитектура, музыка и т.д.)

Значима и гуманистическая направленность вероучения, т.е. рассмотрение религиозных норм морали в качестве абсолютных ценностей.

Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием, культурой) форм духовной культуры.

К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии в современном мире — христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.).

Крупнейшие мировые религии сегодня:

Христианство

Ислам

Индуизм

Конфуцианство

Буддизм

Синтоизм

Даосизм

Иудаизм

Мировые религии играют огромную роль в современном мире, об этом свидетельствуют следующие данные:

Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий.

Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным. Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной.

Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. Роль религии в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей неоценима.

К сожалению, религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, стой разъединения и противоборства. Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека.

 

  1. Основные ценности и нормы морали.

Мораль (от лат. – нравы) – это социальный институт, одна из форм общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. В морали находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

В русском языке понятием, соответствующими морали, выступает слово “нравственность”. Наука, изучающая мораль, называется этика (от греч. – характер, мода). Слова “моральный”, “нравственный”, “этический” обычно выступают синонимами. Существуют несколько функций морали (воспитательная, познавательная, мотивационная, прогностическая). Однако основная функция морали – регулятивная.

Мораль – это регулятор социального поведения, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью моральных норм.

Мораль зародилась еще в первобытном обществе и первоначально была тесно связана с религией. Недаром один из постулатов христианства “не делай другим того, чего себе не пожелаешь” называют “золотым правилом” морали.

Мораль изменяется в зависимости от условий существования общества. Политическая и правовая форма сознания зародилась позже моральной и связана со становлением государства. Право и мораль тесно связаны. Право также является регулятором поведения человека. Однако сфера применения морали шире права. Правовые нормы фиксируются государством, и санкции за их нарушение налагаются государственными органами. Источником моральных норм является само общество. Можно систематизировать нормы морали и создать некий “моральный кодекс”, однако записать все нормы морали невозможно. Они живут в общественном мнении и получают отражение в различных произведениях литературы и искусства.

Наказание за нарушение моральных норм – это общественное порицание и осуждение. В отличие от правовых санкций моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. При этом важное значение для общественного мнения имеет мотивация поступка. Например, с точки зрения права любая кража наказуема, с точки зрения морали кража куска хлеба для голодного ребенка может быть оправдана общественным мнением.

Этика. Моральный выбор.

Этика – это теория морали, особый раздел философии, исследующий вопросы о происхождении и сущности морали, о том, как должен поступать человек. Этика размышляет о том, что такое добро, а что – зло, в чём цель и смысл жизни человека.

В понятии добра выражаются наши самые важные интересы, стремление к человечности, гуманизму. Под добром мы понимаем всё то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности человека. Добром считают отношение доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему человеку.

Всё, что противоположно добру, есть зло. В понятие зла вкладывают представления о безнравственном, антигуманном, недобром. Это понятие заслуживает осуждения, презрения и должно быть обязательно преодолено людьми. Понятие зла охватывает все отрицательные явления (насилие, обман, подлость, воровство, жестокость, предательство и т.п.)

Добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении огромного морального мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличить добро и уменьшить зло.

Когда мы что – либо оцениваем как добро, то тем самым мы хотим сказать, что к этому надо стремиться, а если в качестве зла – это надо избежать. Оценивая окружающий мир, мы что-то в нём изменяем и прежде всего самих себя, свою позицию, поведение мировоззрение – в этом и состоит моральный выбор.

Связаны с категориями добра и зла категории справедливости и несправедливости. Справедливость – это требование соответствия между должным и реальным, между ценностью чего-либо и его оценкой, между правами и обязанностями человека, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.

Категории морали определяют высшие духовные ценности. К таким ценностям можно отнести истину, как правильное отражение действительности в мысли, знание, открывающее для человека возможность удовлетворения потребностей. При этом моральное понимание истины ближе не к ее философскому определению, а к русскому слову “правда”.

Категория красоты связана с понятием “совершенство”, т.е. того, что в наибольшей степени отвечает потребностям людей.

 

Высшие духовные ценности – это некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом испытаний. Каждую культуру можно представить себе как набор конкретных, разделяемых большинством ее представителей ценностей. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, придают смысл человеческой жизни. Они определяют моральный идеал общества как представление о нравственном совершенстве.

Моральный идеал менялся в различные эпохи и у разных народов в зависимости от изменения высших духовных ценностей. От эпохи к эпохе менялись также идеалы красоты.

Таким образом, моральные нормы формируются в зависимости от категорий морали, которые, являясь высшими духовными ценностями, определяют моральный идеал, господствующий в обществе.

В процессе социализации человека формируется его моральное сознание, связанное с нравственной оценкой любой деятельности. Так, моральные нормы определяют поведение человека во всех областях жизнедеятельности. Существует экологическая этика, этика ученого, этика потребителя, этика производства и т.д.

Важно, чтобы требования общественной морали стали убеждением, составной частью самосознания, жизненной позицией человека. В этом важную роль играют такие качества, как долг, достоинство, честь. Но особое значение имеет формирование в каждом человеке способности самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Важнейшей формой самоконтроля является совесть. Совесть – это самооценка совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед обществом, выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль и самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности. Совесть связана с внутренней убежденностью в том, что является добром и злом. Однако понятие добра абстрактно, оно меняется в связи с изменением исторических условий, и очень часто в конкретных жизненных ситуациях трудно определить, хорош или плох тот или иной поступок.

Каждый человек в своей жизни стоит перед моральным выбором. Этот моральный выбор заключается в определении высших моральных ценностей и следовании им и моральному идеалу. Однако в связи с происходящей в современном обществе переоценкой ценностей человек вынужден сам решать, что является добром, справедливостью, долгом в конкретной ситуации, каждый человек вынужден делать свой моральный выбор, жертвуя во имя высших ценностей какими-то личными потребностями.

Тысячелетия назад люди открыли, что самая высшая моральная ценность – это любовь к ближнему, человеку. Это значит, что нужно стремиться к миру и братству. Нужно быть милосердным и великодушным. Нужно уметь терпимо относиться к недостаткам других людей, уметь прощать, жертвуя подчас и своими интересами. В этом и проявляется и любовь к ближнему.

  1. Человек и культура.

 

Духовную сферу общества обычно связывают с культурой . Однако понятие культура очень многозначно. В науке нет единого определения культуры. Как международный термин и общее понятие “культура” используется в большинстве европейских языков. Истоки этого термина относятся к латинскому языку, где существовал целый ряд слов с корнем cult -. Отметим некоторые из значений

cultio – возделывание, обрабатывание (почвы, какого-либо сырого продукта);

cultor – воспитатель, наставник, поклонник, почитатель;

cultus – попечение, забота, образование, воспитание, изучение, поклонение а также – вероисповедание.

Исходя из этих значений можно выделить несколько смысловых блоков понятия “культура”:

возделывание сырого продукта, обработка чего-то природного;

стремление к какому-то идеалу, воспитание и привитие качеств, соответствующих этому идеалу;

культовый, обрядовый аспект.

В самом широком значении слова культура – это различные виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также её результаты. В этом значении культура – это всё, что создано человечеством.

Культура – это мир человека, способ его бытия. Там, где есть человек, его деятельность, взаимоотношения между людьми, – там и есть культура. Иными словами, культура представляет собой меру человеческого в человеке. Только усваивая (делая своим) богатство культуры индивид обретает человеческие качества и воспринимает обретённый культурный опыт как свой собственный мир, как богатство своего Я.

Культура – это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем, а также путём обучения и подражания. Культура представляет собой биологически ненаследуемую, созданную людьми искусственную среду существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.

Выделяют основные функции культуры:

регулирующая функция (регулирование поведения человека, образцы поведения);

образовательно-воспитательная функция (уровень культуры личности определяется приобщением к культурному наследию, передача социального опыта);

интегративная функция (культура сплачивает людей, обеспечивает целостность общества);

ценностная функция (формирование у человека определённой системы ценностей, мировоззрения) .

Принято подразделять культуру на материальную и духовную.

Материальная культура – это предметный мир культуры, включающий в себя всё, что произведено человеком в процессе материального производства (это орудия труда, здания, оборудование и т.д.).

Духовная культура – это прежде всего идеи, выразившиеся в достижениях науки, произведениях искусства, литературы, человеческом мировоззрении, религии, философии, комплексе социальных норм и ценностей и т.д. Её ядром и носителем является система духовных ценностей.

Любой предмет материальной культуры создаётся на основе идеи, рождённой наукой, философией, общественной необходимостью (а это уже можно отнести к духовной культуре). Духовная культура нуждается в материальном посреднике: сама книга, в которой опубликовано то или иное литературное произведение, может быть отнесена к материальной культуре. Материальная культура опирается на культуру труда и производства, культуру потребителя и т.д. Существует экономическая культура, политическая, правовая, экологическая и т.д.

Поэтому духовная жизнь общества не тождественна широкому пониманию культуры. Под духовной жизнью общества обычно понимают область бытия, в которой объективная реальность даётся не в форме предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Центром и ядром духовной сферы является понятие духовности, неразрывно связанная с понятиями истины, добра и красоты. Эти категории рассматривают религия, мораль и искусство – то, что относится к прерогативе духовной культуры.

Формы и разновидности культуры различны. По степени распространённости принято делить культуру на мировую и национальную. Кроме того, у каждой демографической, социальной, профессиональной группы может выделяться собственная культура (её называют субкультурой). Если ценности субкультуры вступают в противоречие с ценностями общества, она превращается в контркультуру.

В зависимости от того, кто создаёт культуру, каков её уровень и кто является её потребителем, различают три формы – народную, элитарную и массовую культуру.

 

  1. Духовный мир личности. Мировоззрение.

Духовный мир человека означает обладание важными личностными качествами: стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность включает в себя душевность, дружелюбие в отношениях между людьми. К духовному миру человека относят знания, веру, чувства, потребности, способности, стремление, цели людей.

Духовная жизнь человека невозможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Диапазон духовной культуры, накопленной человечеством, даёт каждому человеку неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни.

Главным в духовной культуре человека является активное, творческое отношение к жизни, к природе, другим людям, к самому себе.

Признак духовной культуры человека – готовность к самоотдаче и саморазвитию. Стремление к знаниям, повышение уровня интеллекта человека должны быть направлены на благо окружающих.

 

Духовный (или внутренний) мир человека – это совокупность его внутренних, душевных процессов (ощущения, восприятия, эмоции, чувство, воля, память, рассудок, уровень знаний, духовные интересы, жизненные позиции, ценностные ориентации). Если в принципе можно найти одинаковых по биологическим признакам людей (близнецы), то двух людей с одинаковым духовным миром нет. Духовный мир человека – это то, что определяет его уникальность и неповторимость, делает его личностью. Основой духовного мира человека является мировоззрение.

Мировоззрение в широком смысле слова включает в себя совокупность всех взглядов на мир – на явления природы, общества, на феномен человека. Существуют разные виды мировоззрения:

обыденное (или житейское). Оно формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт;

религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

научное. Оно формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

гуманистическое. О нем говорят скорее как о цели, чем как о реальности. Гуманистическое мировоззрение объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности, нравственном идеале.

Под мировоззрением можно понимать способ и результат освоения мира, формулирования человеком своего отношения к этому миру. Ядром мировоззрения человека являются ценности.

Ценности – это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное значение для человека и общества. Общим основанием ценностей и антиценностей служат понятия добра и зла, отражающие соответственно возможности удовлетворять здоровые или порочные потребности людей. Высшие духовные ценности играют важную роль для формирования того или иного вида мировоззрения. Так ценность веры для данного индивида может определять его религиозное мировоззрение, ценность истины – естественно-научное, ценность красоты и совершенства – эстетическое мировоззрение, ценность добра и справедливости – нравственное.

В зависимости от ценностей формируется и жизненная стратегия. Это может быть стратегия благополучия, т.е. полного удовлетворения материальных благ. Стратегия успеха и престижа в общественной иерархии может побуждать человека к определённой линии поведения, иногда даже в ущерб материальному благополучию. Стратегия самореализации и духовного совершенствования часто определяет аскетическую модель поведения человека. Жизненная стратегия, таким образом, зависит от ценностей и мировоззрения человека и, в конечном итоге, определяется целью и смыслом жизни, поставленной данным индивидом. Проблема смысла жизни реальна лишь тогда, когда ставится вопрос о целостности жизни, о взаимосвязи её начала и конца. Проблема смерти и того, что после жизни придаёт особую актуальность вопросу о цели бытия. По выражению одного историка, смерть – это великий компонент культуры, экран, на который проецируются все жизненные ценности.

Духовный мир личности (микрокосм человека) — целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы которой:

духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;

знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

представления;

убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

способности к тем или иным формам социальной деятельности;

чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;

цели, которые он сознательно ставит перед собой.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

  1. Духовная сфера общества. Проблемы развития духовной культуры в современной России.

 

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые, воплощены в реальном процессе жизни общества, и образуют то, что принято называть духовной культурой.

Мораль – это совокупность правил поведения, производимых от представления людей о добре и зле, хорошем и плохом.

Наука – это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир и основанные на результатах научных исследований.

Искусство – это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия – это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, религиозных институтов.

Политика – основные принципы, нормы и направления деятельности по осуществлению государственной власти.

Право – это система общеобязательных норм, установленных, или санкционированных государством.

В рамках каждой из этих форм общественного сознания формируются отдельные элементы, которые составляют духовную культуру общества(нормы, правила, образцы, модели поведения, законы, обычаи, традиции, знания, язык и т.д.).

Духовная культура играет важную роль в жизни общества и выступает средством хранения и передачи накопленного людьми опыта.

Переход в России от тоталитарного государства к демократическому государству сопровождается глубоким кризисом. Этот кризис можно наблюдать в области духовной культуры (смену духовных ценностей; снижение общего культурного уровня населения; низкий уровень государственного финансирования культурных и научных центров).

Сферы и формы культуры

Культура является существенной характеристикой жизни общества и неделима от человека как социального существа. Культура – это и совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе общественно – исторического развития, и духовные ценности созданные конкретным человеком.

Культура условно делиться на следующие сферы:

мировоззренческо-познавательную (религия, философия, наука);

художественно – эстетическая (все виды искусства, эстетические представления людей);

Социо-нормативная (право, политология, мораль, поведение в обществе).

Существуют три формы культуры:

элитарная культура, которая создаётся для привилегированной части общества;

народная культура, которую создают анонимные творцы, не имеющие профессиональной подготовки;

массовая культура, которая обладает небольшой художественной ценностью, но является авторской и у неё огромная аудитория

Первая тенденция духовной жизни современной России ярко проявилась в последнее десятилетие – это интернационализация культуры. Исчезновение цензуры, демократизация жизни, усилившиеся контакты с другими странами, развитие Интернета – всё это привело к тому, что достижения мировой культуры стали доступны каждому россиянину. Гастроли мировых звёзд искусства, знакомство с новейшими событиями в области культуры оказывают положительное воздействие на духовную жизнь современной России. Однако одновременно распространяется и потребительское отношение к культуре, развивается индустрия развлечений, далёкая от духовности, русский язык засоряется массой иностранных слов. На экранах телевизоров – засилье низкопробных фильмов, пропагандирующих секс, насилие, культ денег.

Вторая тенденция – это возрастание интереса к национальной культуре. Возрождаются забытые народные традиции, расширяется сфера применения всех языков многонациональной России, возрос интерес к религии. Возвращение к истокам народной культуры несомненно положительно, но идеализация далёкого прошлого приносит и негативные последствия в виде националистических идей, нетерпимости к другой культуре, стремления к изоляционизму, неприятию всего нового.

Обе названные тенденции обозначились на фоне кризисной ситуации, сложившейся в России в 90-х г.г. XX века. Экономическое и материально-техническое обеспечение культуры упало до критической отметки. Многие очаги культуры (театры, картинные галереи, клубы, студии детского и юношеского творчества и т.д.) были закрыты из-за финансовых трудностей. Началась коммерциализация культуры, что снижает её уровень и в конечном итоге сказывается на культурном уровне народа.

 

Недофинансирование науки привело к “утечке мозгов”: наиболее талантливые молодые учёные вынуждены продолжать свои исследования за рубежом. Там же проживают ныне и многие известные актёры, композиторы, писатели, спортсмены.

При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Упадок морали, ожесточённость, рост преступности и насилия являются показателями кризиса духовной культуры в современной России.

Скорейших реформ требует и система образования. Однако на пути реформаторства важно помнить о том, что культура развивается на основе новаторства, но при обязательном сохранении предшествующего развития.

Обозначенные тенденции духовной жизни России характерны и для развития национальных культур в Российской Федерации. В последние годы были созданы условия для возрождения национальных культур всех народов, населяющих Россию – чувашей, русских, мордвы, татар и т.д.

 

  1. Духовное производство и духовное потребление.

Духовное производство – это производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным трудом.

Продуктом духовного производства являются идеи, теории, понятия, духовные ценности и т.д. Учёные выделяют три вида духовного производства:

наука;

искусство;

религия.

Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т.д.).

На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX в. наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое в свою очередь изменяется в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которых общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития.

Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Искусство есть специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Создавая художественные образы, которые с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.

Что же касается религии как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способность вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов.

Духовное потребление представляет собой удовлетворение духовных потребностей человека: познавательной, эстетической, потребностей в обмене идеалами и ценностями. Духовную сферу общества обычно связывают с культурой. Однако понятие культура очень многозначно. В науке нет не только единого определения культуры, но даже и единого мнения о том, сколько таких определений существует. Как международный термин и общее понятие “культура” используется в большинстве европейских языков с XVIII века.

Под духовным производством обычно понимается производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным трудом. Продуктом духовного производства являются идеи, теории, понятия, законы, духовные ценности, а также сами индивиды и складывающиеся между ними общественные связи. Отличительная особенность духовного производства состоит в том, что его продуктом являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Однако мораль создается самим обществом, а не изобретается профессионалами, а общественные связи, возникающие между индивидами в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, вряд ли могут быть названы духовными. Однако этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.

Основным свойством духовного потребления, отличающим его от материального, является его всеобщий характер. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем, являются достоянием всего человечества.

  1. Познание. Истина и её критерии.

 

Познание определяется как процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение новых знаний об окружающем мире. Можно выделить следующие виды познания: обыденное, научное, социальное, философское, художественное. Все эти виды познавательной деятельности взаимосвязаны.

В процессе познания всегда присутствует объект и субъект познания. Под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, либо общество в целом. Объектом познания является, какой – либо познавательный предмет, либо весь окружающий мир.

Существует две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным познанием, человек, получает информацию с помощью органов чувств.

Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание. Рациональное познание осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения.

Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.

Истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Чертой истины является наличие объективной и субъективной стороны.

Объективная сторона показывает нам истину в той её части, содержание которой от нас не зависит. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при её получении в процессе познания происходит взаимодействие субъекта и объекта познания.

Принято выделять абсолютную и относительную истины. Абсолютной истиной называют полное, установленное знание о предмете либо явлении. Относительная истина представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определённых условиях.

Критерием истины является практика (обыденная практика, наблюдение, эксперимент

и т.д.). Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально – логический, применяемый в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику.

Познание мира

Познание – процесс отражения мира в сознании людей, движение от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному.

Познание является одним из важнейших видов деятельности человека. Во все времена люди стремились познать окружающий мир, общество и самих себя. Первоначально человеческое знание было весьма несовершенным, оно воплощалось в различных практических навыках и в мифологических представлениях. Однако с появлением философии, а затем и первых наук – математики, физики, биологии, социально-политических учений, начался прогресс в человеческом познании, плоды которого все более существенно влияли на развитие человеческой цивилизации.

Познавательную деятельность изучает особая область философии, которая называется теория познания или гносеология (от древнегреческого слова гносис – познание).

В процессе познания используются различные познавательные способности человека. Люди многое познают в ходе своей обычной жизни и практической деятельности, но они создали и специальную форму познавательной деятельности – науку, главная цель которой состоит в достижении достоверного и объективного истинного знания.

Таким образом, наука теория познания – это учение о способности человека познать действительность, об источниках, формах и методах познания, об истине и путях ее достижения.

Различные философские школы прошлого и настоящего на вопрос о познаваемости мира дают самые разнообразные ответы. Но основной водораздел в теории познания лежит между материализмом и идеализмом.

Материалисты считают, что мир познаваем: то, что мы познаем, является действительным отражением вещей.

С точки зрения же идеалистов мир есть не что иное, как комплекс наших ощущений или кажущееся отражение вещей.

Но есть такие школы в философии, которые отрицают познаваемость мира. Философское направление, отрицающее возможность познания мира, называется агностицизмом.

Человек обладает различными познавательными способностями. Это чувственное восприятие и представление, память и воображение, интуиция и рациональное мышление. Это тот познавательный аппарат, с помощью которого человек постигает мир.

Итак, можно сделать вывод о том, что человек обладает многочисленными, взаимосвязанными, но отличающимися друг от друга формами познания.

При оценке значения этих различных форм познания в гносеологии (науке о познании) возникли два основных направления - эмпиризм (чувственное познание) и рационализм (рациональное познание).

Познание всегда начинается со знакомства с предметами внешнего мира при помощи органов чувств, т.е. с живого созерцания. Поэтому чувственное познание (эмпиризм) – самая простая и исходная форма познания.

Эмпиризм (от древнегр. эмпирия – опыт) признает чувственный опыт главным источником знания и считает, что все остальное знание опирается на чувственное познание.

Начинается чувственное познание с ощущений, возникающих в результате отдельных воздействий реальности на органы чувств. По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные.

Наиболее важными среди них являются зрительные ощущения, поскольку они дают наибольшую часть чувственной информации.

Соприкасаясь с предметами и явлениями внешнего мира в ходе практики, человек через органы чувств получает о них первые впечатления. Поэтому органы чувств являются своего рода “воротами, через которые внешний мир проникает в человеческое сознание”. Говорят, что 80% знаний о мире человек получает при помощи зрения. Человек же, лишенный всех органов чувств, теряет какую бы то ни было возможность воспринимать, а значит и познавать окружающий мир.

Основными формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов объективного мира и знание об отдельных свойствах предметов. Виды ощущений – осязательные, мышечно-суставные, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, болевые и т. д.

Ощущения человека отображают разнообразные объективные свойства окружающих нас предметов: их твердость или мягкость, шероховатость или гладкость, их тяжесть, температуру, запах и вкус, окраску вещей и издаваемые звуки. Благодаря этому ощущения являются средством связи сознания с миром. Потеря способности ощущать неизбежно влечет за собой потерю сознания, способности познавать мир. Например, у людей от рождения слепых, глухих и немых сознание очень бедное. Но если восстановить хотя бы некоторые из этих органов чувств, сознание человека расширяется и обогащается.

Восприятие – целостное отражение свойств материальных объектов. Как и ощущение, восприятие возникает в результате действия предметов на органы чувств, т.е. на базе ощущений. Но в то же время восприятие не есть механическая сумма ощущений. Это - цельный чувственный образ предметов и явлений, диалектическая сумма данных отдельных ощущений.

Поскольку восприятие есть цельный чувственный образ предметов, то в восприятии познаются такие стороны предметов, которые не отражаются в ощущении - форма, пространственность, длительность и т.д. Например, мы ощущаем звук, цвет, а воспринимаем море. Особенностью восприятия является то, что оно всегда отражает данную ситуацию, то, что непосредственно воздействует на человека в данный момент.

Следующей более сложной формой чувственного познания является представление – воссоздание образа предмета в памяти. И ощущение, и восприятие существуют только при непосредственном контакте с предметом. Без предмета нет ни ощущений, ни восприятия. Другое дело – представление. Представления возникают и в ходе отсутствия непосредственного воздействия внешних предметов на органы чувств. Это объясняется тем, что со многими предметами окружающей природы мы в своей деятельности сталкиваемся довольно часто и так же часто можем их представить в своем сознании.

Рационализм (от лат. рацио – разум) - признает разум и логическое мышление основой познания.

Абстрактное мышление отличается от чувственного познания тем, что оно работает не с ощущением, восприятием и представлением, а с такими формами рационального познания как: понятие, суждение, умозаключение, гипотеза и научная теория.

Понятие есть мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношений между ними. Например, наше понятие “экономики” – это наука, изучающая общие закономерности и отношения, складывающиеся в процессе экономического развития общества, а также поведение людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей в условиях ограниченности ресурсов.

Суждение – мысль, в которой что-либо утверждается относительно предмета и его признаков. Пример суждения: экономика – одновременно точная и гуманитарная наука.

Умозаключение – это новое суждение (вывод), полученное из известных суждений (посылок). Пример умозаключения: по закону спроса (посылка) я могу продать больше карандашей, снизив на них цену (вывод). Из понятий, суждений и умозаключений рождаются гипотезы и научные теории.

Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (сенситивным) познанием, человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:

ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;

восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства;

представление – такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.

Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio – разум). На этом этапе, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.

Рациональное познание осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения.

Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.

Суждение есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.

Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.

Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке. Таким образом, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, путем сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме.

Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно, эмпирики – что это можно сделать только при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины является только разум.

В истории философии существовали различные определения понятия «истина». Наиболее часто употребляемым является следующее: истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами), которая представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях).

 

  1. Научное познание. Значение научной теории.

 

Наука является основной формой человеческого познания. Научное познание отличается от обыденного:

стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений;

особым (научным) языком, используемым для их описания;

специфическими способами обоснования истинности полученных знаний;

желанием получить знания, которыми удовлетворяются не только сиюминутные потребности общества, но и важные для будущих поколений.

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Главная задача эмпирического уровня описание предметов и явлений, а основная форма – научный факт.

На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений.

Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются методы наблюдения, эмпирического описания и эксперимента.

Наблюдение представляет собой изучение отдельных предметов и явлений. Наблюдение опирается на ощущение, восприятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описание.

Особое место среди методов научного познания занимает эксперимент. Эксперимент – это такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определённых условиях. Особым видом эксперимента является мыслительный эксперимент, при котором заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законом науки и правилам логики.

Из других методов можно выделить метод гипотезы, а также формулирования научной теории. Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование предположений. Целью проверки гипотезы является формулирование законов, объясняющих явление окружающего мира.

На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира.

Научное познание

Стремление человека к познанию привело к возникновению различных видов знания. Определенные знания о мире и человеке дают и миф, и искусство, и религия. Мы многое узнаем уже на уровне нашего обычного здравого смысла. Но существует специальный, существенно отличающийся от остальных, вид познавательной деятельности – наука.

Наука – это систематизированное познание действительности, опирающееся на наблюдение и изучение фактов и стремящееся установить закономерности исследуемых вещей и явлений

Например, биология изучает явления жизни, исследует распространение и развитие биологических видов, устанавливает законы наследственности и т. п.

Целью науки является получение истинного знания о мире. Высшей формой научного знания является научная теория.

Можно назвать много теорий, которые изменили представления людей о мире. Это, например, теория Коперника, теория всемирного тяготения Ньютона, теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна. Такие теории формируют научную картину мира, которая играет важную роль в мировоззрении людей.

Но чтобы построить теории, ученые опираются на опыт, эксперимент. Особое развитие строгая экспериментальная наука получила в Новое время, начиная с XVII века. Современная цивилизация во многом опирается на достижения и практические приложения науки.

Формы и методы современного научного познания

Научное познание отличается от других форм познания тем, что ученые используют в познании многочисленные и хорошо разработанные методы. Ученые также тщательно проверяют результаты познания на практике, в эксперименте.

Рассмотрим некоторые основные методы научного познания подробнее. Различают эмпирические и теоретические методы науки.

Важнейшими эмпирическими методами является наблюдение, измерение и эксперимент.

Наблюдение в науке отличается от простого созерцания вещей и явлений. Ученые всегда ставят определенную цель и задачу для наблюдения. Они стремятся к беспристрастности и объективности наблюдения, точно фиксируют его результаты. В некоторых науках разработаны сложные приборы (микроскопы, телескопы и т.п.), позволяющие проводить наблюдения явлений, недоступных невооруженному глазу.

Измерение – это метод, с помощью которого устанавливаются количественные характеристики изучаемых объектов. Точное измерение играет большую роль в физике, химии и других естественных науках, однако и в современных социальных науках, прежде всего в экономике и социологии, широко распространены измерения различных экономических показателей и социальных фактов.

Эксперимент – это специально сконструированная ученым, “искусственная” ситуация, в которой наблюдаются и измеряются определенные явления. В научном эксперименте часто используется весьма сложная аппаратура.

Эмпирические методы, во-первых, позволяют устанавливать факты, во-вторых, проверять истинность гипотез и теорий посредством их соотнесения с результатами наблюдений и установленными в эксперименте фактами.

Возьмем, например, науку об обществе. В современной социологии важную роль играют эмпирические методы исследования. Социология должна основываться на конкретных данных о социальных фактах и процессах. Эти данные ученые получают с помощью разных эмпирических методов – наблюдений, социологических опросов, изучения общественного мнения, статистических данных, экспериментов по взаимодействию людей в социальных группах и т.п. Этим путем в социологии осуществляется сбор многочисленных фактов, которые кладутся в основу теоретических гипотез и выводов.

Ученые не останавливаются на наблюдении и установлении фактов. Они стремятся найти законы, которые связывают многочисленные факты. Чтобы установить эти законы, применяются теоретические методы. Это методы анализа и обобщения эмпирических фактов, методы выдвижения гипотез, методы рационального рассуждения, которые позволяют выводить одни знания из других.

Наиболее известными, классическими теоретическими методами являются индукция и дедукция.

Индуктивный метод – это метод вывода закономерностей на основе обобщения многих отдельных фактов. Например, социолог на основе обобщения эмпирических фактов может обнаружить некоторые устойчивые, повторяющиеся формы социального поведения людей. Это будут первичные социальные закономерности. Индуктивный метод – это движение от частного к общему, от фактов к закону.

Дедуктивный метод – это движение от общего к частному. Если у нас есть некоторый общий закон, то мы можем вывести из него более конкретные следствия. Дедукция, например, широко применяется в математике при доказательстве теорем из общих аксиом.

Важно подчеркнуть, что методы науки взаимосвязаны между собой. Без установления эмпирических фактов невозможно построить теорию, без теорий ученые имели бы только огромное количество несвязанных между собой фактов. Поэтому в научном познании различные теоретические и эмпирические методы используются в их неразрывной связи.

  1. Общество и научно-технический прогресс.

 

Современное состояние научно-технического прогресса определяется понятием научно-технической революции.

Научно-техническая революция-это скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно-новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.

 

В НТР выделяют два этапа:

50-е – конец 70-х гг. ХХ в. Автоматизация производственных процессов;

конец 70-х гг. – по настоящее время. Развитие микроэлектроники, внедрение компьютеров, технологическая революция.

Основные направления НТР:

автоматизация и компьютеризация производства;

внедрение новейших информационных технологий;

разработка биотехнологий;

создание новых конструкционных материалов;

освоение новейших источников энергии;

революционные изменения в средствах коммуникации и связи.

Социально-экономические последствия НТР:

повышение требований к квалификации и образованию работников;

возрастают капиталовложения в науку и наукоемкие отрасли производства;

растет количество людей с высшим образованием;

обостряются проблемы занятости населения;

усиливается социальная направленность экономического роста.

Наука и общество

Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.

Социальные функции науки:

познавательно-объяснительная (заключается в том, чтобы объяснить: как устроен мир и каковы законы его развития);

мировоззренческая (помогает человеку объяснить известные ему знания о мире и выстроить их в целостную систему);

прогностическая (наука позволяет человеку изменять окружающий мир и прогнози

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Обществознание

На сайте allrefs.net читайте: . Обществознание...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Отклоняющееся поведение

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Функции общения
Общение – вид активности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто в общение входит и обмен материальными предметами. Это более широкий обмен представляет собой коммуникацию.

Формы малой группы
Малая группа принимает множество форм вплоть до очень сложных, разветвленных и многоярусных образований. Однако исходных форм всего две — диада и триада. Их можно назвать простейшими молек

Структура малой группы
Лидером именуют члена группы, пользующегося наибольшими симпатиями и принимающего решения в самых важных ситуациях. Следовательно, у него наибольшие авторитет и власть. Лидера не назначают, он выдв

Ступени человеческой истории
В науке существует несколько подходов к определению этих ступеней (стадий), различающихся в том числе в зависимости от того, какой фактор общественного развития признаётся основополагающим.

Социальная политика
Социальная политика – совокупность мер, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, а также обеспечение социальной защищенности граждан, нуждающихся в особой опеке

Трудовое право
Трудовое право является самостоятельной отраслью российского права, регулирующей отношения работников с предприятиями, а также производные, но тесно связанные с ними другие отношения. &nbs

Трудовой договор
Из различных форм реализации права граждан на труд главным является трудовой договор (контракт). В соответствии со ст.15 КЗоТ РФ трудовой договор (контракт) есть соглашение между трудящими

Формы правления
Истории известны различные типы государства – рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, правовое. Каждому типу присуще свои формы, которые зависят: от формы правления, формы государственног

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги