Закономерности развития социума и преступность

 

Человек по своей биологической природе - эгоист. Однако вторым ас­пектом его натуры является социальная сущность. Те люди, которых мы каж­дый день встречаем на улице и дома, - продукт социума. Вне общества они сформировались бы совсем другими. Даже ограничение общения с родителя­ми в первые годы жизни для ребенка может обернуться умственной отстало­стью. А воспитанный в волчьей стае ребенок лишь по форме тела будет напо­минать человека, а по существу - волка.

Общество с помощью различных социальных механизмов способно ограни­чить эгоизм. Чудесные превращения разбойников и бандитов в самоотвержен­ных служителей бога не раз имели место. Однако анализ показывает, что при современном социальном устройстве сделать всех бескорыстными альтруиста­ми нельзя. Людям такого типа немного надо в жизни, их внешняя активность снижается, она трансформируется в развитие духовности, во внутреннюю само­углубленность. Такое общество утратит стимулы к напряженному труду, разви­тию производства и военной службе - оно неминуемо станет легкой добычей агрессивных соседей (как, например, Китай захватил Тибет).

Посредством объединения в сообщества человечество решает следующие глобальные задачи:

1) использование природных ресурсов для удовлетворения потребностей людей;

2) обеспечение безопасности по отношению к:

- силам стихии и животным;

- представителям иных сообществ (государств);

- другим людям внутри сообщества.

Соответственно общество (в лице политического руководства) вынужде­но балансировать: с одной стороны, между удовлетворением различных по­требностей людей и обеспечением безопасности; с другой - между обеспече­нием внутренней и внешней безопасности. Этот треугольник (обеспечение удовлетворенности — внешняя безопасность - внутренняя безопасность) и определяет характер социальных процессов. Приоритет какой-либо из этих трех областей в ущерб другим чреват диспропорциями: либо ростом социаль­ной напряженности, либо утратой безопасности и разрушением государст­венности. Печальный финал богатой Византии - результат неспособности обеспечить внешнюю безопасность. Недостаток внимания вопросам удовле­творенности граждан обернулся падением царской России.

Марксизм предполагал свершение социальной революции и начало стро­ительства коммунистического общества одновременно практически во всех странах мира (мировая революция). Это исключило бы необходимость обес­печения внешней безопасности. А исключение глобального источника затрат могло бы дать мощнейший импульс развитию нового стиля взаимоотноше­ний между людьми.

Ленинизм обосновал возможность построения коммунизма в «одной от­дельно взятой стране». При реализации ленинизма на практике обществу ус­пешно удавалось решать проблему внутренней безопасности, однако произо­шел дисбаланс по линии: «удовлетворенность людей - внешняя безопасность». Ограничение потребностей в соответствии с коммунистической идеологией повлекло уменьшение возможностей экономического стимулирования, а обо­рона требовала интенсивного развития производства. Этот дисбаланс был ре­шен с помощью мер неэкономического принуждения (трудовая повинность, репрессии за тунеядство, за опоздание на работу, за отступление от идеологи­ческих догматов). Сталинские лагеря не были следствием его психической бо­лезни, они были попыткой компенсировать утрату экономических стимулов для обеспечения внешней безопасности.

Используя экономические, политические, идеологические, правовые и культурные рычаги, политическое руководство государством должно обеспе­чить баланс. Удовлетворенность граждан и внутренняя безопасность не должны падать ниже уровня, за которым начинаются социальные возмуще­ния, протесты, волнения и революции. Внешняя безопасность может быть в интервале от мирового господства до обеспечения права на независимость и суверенитет.