Культуры справедливые и несправедливые.

Существуют два подхода к пониманию справедливости социального уст­ройства. Первый - попытка сконструировать такую конфигурацию социаль­ного неравенства, при которой различие в правах и достатке находит разум­ное объяснение. Если человек выполняет более сложные функции, более напряженно трудится, обладает большими способностями, и в конечном ито­ге приносит больше пользы обществу и государству, справедливо наде­лить его большими правами и большим достатком. Один из примеров такой справедливости можно найти в Древнем Риме. Всадническое сословие поль­зовалось большими привилегиями и уважением потому, что свой высокий достаток всадники обращали на общую пользу. Они имели возможность при­обрести боевого коня и тяжелое вооружение и во время боевых действий за­нимали самое опасное место в боевом порядке войск, выполняли самые сложные функции, эффективность их боевого применения, как правило, бы­ла самой высокой.

При таком обеспечении справедливости возникает несколько проблем. Даже при идеальном соответствии структуры общества рассматриваемой схе­ме (чем больше трудится, чем больше способностей, тем больше богатства), низшие слои общества не бывают довольны. Каждый человек всегда склонен преувеличивать свой вклад в общее дело и свои способности. Многочислен­ные восстания, борьба плебса за уравнение в правах с аристократами в Древ­нем Риме тому подтверждение.

Вторая проблема заключается в том, что идеального соответствия важно­сти функций и уровня обеспечения практически не бывает. А если оно по счастливому стечению обстоятельств складывается в каком-либо государстве, то носит непродолжительный характер. Дети, на которых природа, как пра­вило, отдыхает в плане талантов и способностей, наследуют богатство сво­их родителей, и перераспределение перестает быть справедливым. А это, в свою очередь, возбуждает зависть и недовольство и выливается по минимуму в рост преступности, по максимуму - в народные волнения и социальные ре­волюции.

Трансцендентные культуры в отношении справедливости можно было бы считать эталоном - они ориентированы на обеспечение всеобщего равенства и счастья. Проблемой является их вырождение (например, войны между хри­стианами, продажа церковными иерархами индульгенций, участие их в тор­говле нефтью и табаком), а подчас и трансформация в антикульутры.

Формирование истинно справедливой культуры и утверждение ее в чело­веческом обществе - глобальное направление отрицания преступности.