IV. Специальные криминологические методики.

 

Если говорить в целом о методологии криминологического познания, то оно базируется на использовании диалектико-материалистического учения.

Диалектика - это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Метод материалистической диалектики уходит своими конями в греческую философию. Однако, всестороннее развитие получил в философии 19 и 20 вв. Основные принципы диалектического метода познания выражаются в том, что любое явление изучается в:

-единстве;

-взаимосвязи;

-развитии.

Диалектический принцип единства находит свое выражение в системном подходе к изучению явления.

Системный подход связан с изучением криминологического объекта как целостного единства, с познанием степени и характера взаимосвязи элементов (подсистем), входящих в системное обра­зование. Важнейшее назначение этого подхода заключается в том, что его использование позволяет выявить качественные, устойчи­вые стороны интегрального образования, а не просто зафиксиро­вать механическую совокупность составляющих его компонентов.

Принцип взаимосвязипроявляется через использование комплексным подхода к исследованию криминологических проблем. Преступность анализируется во взаимодействии, взаимозависимости с другими явлениями и процессами. Тесно она связана с социальной, политической, духовной и другими сферами жизни общества. Например, с теневой экономикой, наркотизмом, административными правонарушениями, гражданско-правовыми деликтами и т. п. Преступление рассматривается во взаимосвязи с иными актами поведения человека, в контексте всей его деятельности.

Принцип развития отражает исторический подход. В противовес метафизическому методу, диалектика учит познанию криминогенно значимых явлений в их движении, развитии, как исторически изменчивых категорий. Т.е. изучается не только статика преступности, но и ее динамика, изучается прошлое, настоящее и прогнозируется будущее. Нельзя анализировать сегодняшнюю преступность ее особенности и тенденции без исторического анализа предпосылок ее изменения.

Содержание метода материалистической диалектики образуют основные законы и категории диалектики. К основным законам диалектики относятся: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания или закон спиралевидности как раз подчеркивает момент поступательности развития, которое не происходит по кругу. Соответственно, не может быть простого воспроизведения того, что уже было. Количественные изменения при их накоплении, развитии переходят в качественные и порождают новые состояния преступности. А это требует изменения подходов к борьбе с ней или, постоянного совершенствования борьбы с преступностью.

К основным философским категориям относятся такие парные категории как общее, особенное, единичное, причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма и др.Так например, преступность как относительно массовое явление представляет собой то, что на языке философии именуется общим. Образующие его подвиды преступности (групповая преступность, преступность, связанная с незаконным оборотом наркотиков, насильственная преступность и др.) характеризуются своими, специфическими для подвида или группы преступлений, чертами. Подвиды преступности объясняются как особенное. Но общее как особенное существуют только в единичном, поэтому как преступность в целом, так и ее виды реально существуют в виде совокупности уголовно-противоправных деяний, т.е. в массе своих единичных проявлений.

Объяснение единичного и массового проявления преступности становится более ясным, если использовать философские категории необходимого и случайного. Отдельное преступление всегда является случайным событием в том смысле, что оно могло и не иметь места. В целом о преступности этого сказать нельзя.

Категории причины и следствия лежат в основе лежат в основе изучения причин преступности на общем и индивидуальном уровне.