Процесс исследования как прогресс осознания: овладение собственной историей

Исследовательский процесс, понимаемый как рост сознания, затрaгивает, по мнению Миез, как субъектов, так л «объекты» исследования. «Это означает, что исследователи, принимающие участие в акции, передают свои исследовательские инструменты дискриминируемым женщинам, побуждают их изучать собственную ситуацию, дают импульс формулировать проблему, которую они находят, как предпосылку запланированной акции».25 При этом Миез призывает выходить за рамки переработки индивидуальных историй дискриминации, что чревато угрозой психологизации, и осваивать коллективную историю борьбы, страданий и сопротивления, поскольку только таким путем, по ее мнению, можно прийти к формированию коллективного женского сознания. Эта диспозиция опосредована женским движением и, пожалуй, этот постулат методологии Миез вызывал наименьшую критику коллег.

23 A. Bleich, U. Jansz, S. Leydesdorf, «Lob der Vernunft», in Sozialwissenschaftliche
Forschung und Praxis fur Frauene.V. (Kg).
Beitrage zur feministischen Theorie
und Praxis Bd. 11. (Koln, 1984): 26-34, S. 33.

24 H. Pross, «Gibt es politische Ziele fur Frauenforschung bzw. Feministische
Forschung?», in Methoden in der Frauenforschung. Symposium. (Frankfurt/
Main, 1984): 198-205, S. 200.

26 M. Mies, Ibid., S. 15.