1.Гендерная проблематика в парадигме
культурных исследований.............................................. 427
Альмира Усманова
1. Введение: пол и гендер в контексте дихотомии «природа-культура» — 2. Гендер и культура: антиэссенциализм как кулъту-рализм — 3. Культурология и/или «культурные исследования»
— 4. Гендерная проблематика в «культурных исследованиях»
— 5. Проговаривание «себя» и представление «другого» в гендерных и культурных исследованиях — 6. Феминистские исследования массовой культуры и визуальных репрезентаций — 1) Ген-дерные стереотипы культуры — 2) Гендер и жанр: значение «женских жанров» в культуре — 3) Женщина как субъект визуальной культуры — 7. Заключение. Значение гендерных исследований для постсоветской культурологии
2. Женщины и искусство:
политики репрезентации................................................. 465
Альмира Усманова
1. Введение. Понятие феминистской критики в истории и теории искусства — 2. Основные положения феминистской крити-
ки: от понятия «женских образов» к проблеме репрезентации пола в искусстве — 3. Flashback: взгляд в недавнее прошлое феминистской критики — 4. Основные темы феминистской критики искусства — 5. Женская сексуальность в искусстве: кто сказал, что «визуальное искусство предназначено для наслаждения»? — 6. Иконография женских образов в искусстве: альтернативные интерпретации — 7. Заключение. Значение феминистской критики для теории и истории искусства
Гендерная проблематика в экологии.............................. 493
Екатерина Карпенко
1. Введение: экология и экофеминизм. Понятие экофеминизма —
2. Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма — 3. Основные концепции и направления экофеминизма — 4. Перспективы экофеминизма: значение для экологии и гендерных исследований
Гендерная проблематика в языкознании....................... 508
Елена Горошко
1. Возникновение и основные направления лингвистической ген-дерологии — 2. Возникновение феминистской лингвистики —
3. Теоретические основы феминистской лингвистики — 4. Ос
новные течения в феминистской лингвистике — 5. Граммати
ческая категория рода и проблема референции — 6. «Дискурсив
ное направление» феминистской лингвистики — 7. Р. Лакофф,
Язык и место женщины — 8. Теория двух культур Д. Таннен —
9. Феминистское планирование и реформирование языка. Новые
гендерные политики — 10. Значение феминистской лингвисти
ки для языкознания
Феминистская литературная критика........................... 543
Ирина Жеребкина
1. Введение: понятие феминистской литературной критики —
2. Понятие женской литературы — 1) Теоретические подходы: понятие «гинокритики» — 2) Женско-центрированная литература: «время невинности» — 3) «Женский опыт» и «женская литература»: экстра-литературные критерии в литературе — 4) Проблемы и поиски новых теоретических оснований: критика концепций «женского авторства» и «женского опыта» в литературе — 3. Понятие «женского чтения» — 1) Основные по-
ложения теории «женского чтения» — 2) Критика теорий «женского чтения» — 4. Понятие «женского письма» — 1) Основные положения теории «женского письма» — 2) Критика концепций «женского письма» — 5. Женская автобиография как особый тип «женского опыта» — 6. Заключение: значение феминистской литературной критики для теории литературы