В конце 1980-х — начале 1990-х гг. российскими социологами были предприняты попытки осмыслить природу уходящей (как тогда казалось) социетальной системы и особенности присущей ей социальной стратификации во взаимосвязи формационного, цивилизационного и институционального подходов в контексте исторического опыта России. Эта новая социально-экономическая и политическая система сложилась к началу 1930-х гг. и сохранилась без существенных изменений до 1990-х гг. [Ионин, Шкаратан, 1989; Шкаратан, 1990; Радаев, Шкаратан, 1991; Radaev, Shkaratan, 1992; Shkaratan, 1992]. Она не являлась ни капиталистической, ни социалистической, а по присущим ей специфическим и устойчиво воспроизводящимся чертам ее можно именовать этакра-тической…
Первооснову этакратического общества составляют следующие характеристики:
- обособление собственности как функции власти, доминирование отношений "власть—собственность";
- преобладание государственной собственности,… исчезновение практически всякой (кроме теневой) экономической деятельности, не подвластной государственному регламентированию;
- государственная собственность на рабочую силу…;
- государственно-монополистический способ производства;
- реализация государством собственности через переуступку ее ведомствам, точнее бюрократическому аппарату…;
- корпоративная система как доминирующая форма реализации властных отношений…;
- подчинение хозяйственных ведомств и их руководителей общеноменклатурным (= общеэтакратическим) интересам через партию как разработчика стратегии социально-экономического развития и координатора — контролера действий ведомств-монополистов в общегосударственном и региональном масштабах;
- доминирование централизованного распределения;
- целевая функция экономической деятельности в этакратической социетальной системе - воспроизведение и усиление власти правящего слоя; …
- наличие теневой экономики как необходимого элемента этакратической системы;
- зависимость развития технологий от внешних стимулов (технологическая стагнация);
- милитаризация экономики;
- сословно-слоевая стратификация иерархического типа, в которой позиции индивидов и социальных групп определяются их местом в структуре власти…;
- система социальных гарантий для низших слоев населения, обеспечивающая стабильность социума;
- социальная мобильность как организуемая сверху селекция наиболее послушных и преданных системе людей;
- отсутствие гражданского общества, правового государства и, соответственно, наличие системы подданства, партократии;
- имперский полиэтнический тип национально-государственного устройства, фиксация этнической принадлежности как статуса (при определении ее "по крови", а не по культуре или самосознанию).
Из концепции этакратического характера обществ советского типа вытекает признание доминирования в них властно-собственнических отношений. Это означает, что отношения по поводу собственности выражаются не в оппозиции "собственник — несобственник", а в континууме, отражающем меру присвоения собственности в зависимости от места во властной иерархии… Поэтому в советском обществе отсутствовали классовые отношения, а доминировали слоевые отношения по поводу места в системе "власть — собственность".
Правящие слои образовали этакратию, распоряжавшуюся государственной собственностью. Этакратия не являлась совокупностью замкнутых слоев. И попасть в нее в принципе могли представители буквально всех социальных групп. Непременные условия - политическая лояльность и личная преданность руководству. В Советском Союзе этакратия имела четкое организационно-иерархическое построение в виде номенклатурной системы…
Исторические предпосылки этакратизма в России…
Существующее ныне в мире разнообразие линий общественного развития в конечном итоге основывается на различиях двух доминирующих типов макроцивилизаций, которые условно можно именовать "азиатской" и "европейской". Первый тип исторически связан с азиатскими деспотиями, доминированием государственной собственности, всевластием государственных институциональных структур при отсутствии гражданского общества, подданством, приоритетом общинных ценностей при подавлении индивидуальности. Центральной его характеристикой, точно так же, как и советского этакратизма, были отношения "власть-собственность"… Основа восточной структуры - полное поглощение личности коллективом. Типичная восточная община определяет макроструктуру государства.
Второй тип макроцивилизации идет от античного полиса; это цепочка обществ, которые характеризуются частной собственностью, балансом отношений "гражданское общество - государственные институты", развитой личностью и приоритетом ценностей индивидуализма…
В мировой истории и пространственно, и во времени преобладал первый тип цивилизации, доминировали социумы, основанные на отношениях "власти-собственности". Именно в тех странах, где исторически доминировала неевропейская линия развития, в середине XX в. ненасильственно установился этакратизм…
Если попытаться предельно коротко изложить результаты анализа, проведенного многими исследователями, то получим следующее. Специфичность отечественной истории, организации экономической и социальной жизни, национальной культуры и менталитета сформировалась под решающим влиянием таких факторов, как: рассредоточение населения на огромных пространствах и изначально слабые связи между территориальными общностями; исключительная значимость борьбы за выживание в условиях сурового северного климата; наконец, и это самое важное, - многовековой процесс собирания земель, то есть экстенсивный рост на протяжении примерно шестисот лет. Постоянная территориальная экспансия требовала государственности в форме самовластия и милитаризации страны, а как следствие — огромного напряжения народных сил…