Когда же наступят нормальные, не судьбоносные изменения?

… Наши проблемы: отсутствие «европейского прошлого», явное противоборство прозападников и традиционалистов, межэтническая напряженность, достигшая апогея в чеченском кровавом конфликте.

Итак, с учетом названных особенностей нынешнего состояния страны и общества решение проблемы предвидения будущего в принципе просматривается. Каждая из составляющих «уравнения» - величина переменная, и предстоит отслеживать направленность изменений по всем параметрам, что, естественно, будет способствовать формированию разных сценариев российского будущего.

Важно определить, в какой фазе социально-экономического и политического «перехода» можно считать, что переход завершен и страна вступает в стадию «нормальных» социальных изменений?

Нормальным можно полагать состояние общества, в котором не случаются судьбоносные повороты. По И.Пригожину, это точки бифуркаций в системе динамического хаоса, когда, казалось бы, малое изменение влечет поворот вектора социальных процессов. Многие факторы говорят о том, что российское общество находится на пороге завершения переходного периода. И не только показатели пока что умеренного, но несомненного экономического роста. Немаловажно, что и люди начинают чувствовать себя увереннее[107], а это – признак выхода из общесоциального кризиса.

 

 


* См.: Н.И.Лапин. Общая социология. Учебник. М., Высшая школа, 2005; А.М.Долгоруков. Практикум по общей социологии. Под общей ред. Н.И.Лапина. М., Высшая школа, 2005.

· Источник: Р. Арон. Демократия и тоталитаризм. М., Текст, 1993. С. 230—233.

 

* Источник:Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002. Гл. 3. С. 56–61.

1 Norbert Elias. The Society of Individuals, Michael Scröter, в переводе Эдмунда Джефкотта, Oxford: Blackwell, 1991.

2 Ulrich Beck, Risikogesellshaft: Auf dem Weg in eine andere Moderne [1986], в переводе Марка Риттера (Ulrich Beck, Risk Society: Towards a New modernity, London: Sage, 1992).

* Источник: 3.Бауман. Как мы живем // Он же. Индивидуализированное общество. Часть первая, гл.2. М., 2002. С. 39–51.

* Источник:Белл Д. Параметры знаний и технологии: новая классовая структура постиндустриального общества // Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Гл. 3. М., Academia, 1999. С. 253 – 260, 356-361.

[1] Огромная работа по анализу социологических основ этого качественно нового вида общества была проделана А.Этциони в его книге «Активное общество» (см.: Etzioni A. Active Society. N.Y., 1968). Совершенно правильно отметив, что исторический метод исследования и полученные социологические модели, даже когда с их помощью удастся показать факт социального прогресса, оказываются непригодными при рассмотрении его направления и открывающихся возможностей, он предпринял попытку построения системы новых социологических понятий. Мне, однако, кажется несовершенным использование А.Этциони в качестве ключевых элементов исследования понятий «сознание» и «кибернетикa». Кибернетическая модель, если даже она включает обратную связь и самонастройку, является по своей сущности механистической и закрытой. Сознание же, как и использование расширяющегося кругозора человека и его способностей осуществлять контроль над природой и обществом, могут реализоваться только в открытой системе.

[2] См. материалы симпозиума по проблеме финансирования высшего образования, помещенные в: The Public Interest. No. 11. Spring 1968; особенного внимания заслуживают выступления К.Керра, Д.Трумэна. М.Мейерсона, Ч.Хитча и других докладчиков.

* Источник: Н. Бердяев. Царство Духа и царство Кесаря, глава V // Судьба России. М., Советский писатель, 1990. С. 271—273, 279-280.

 

[3] Замечательно, что в русском языке название трудника-земледельца «крестьянин» обозначает не что иное, как «христианин».

 

* Источник: М.Вебер. «Дух» капитализма // Протестантская этика и дух капитализма. Раздел I, гл.2 // Избранные произведения. М., Прогресс, 1990. С. 80-85.

* Источник: М. Вебер. История хозяйства. М., Канон-пресс-ц, Кучково поле, 2001. Гл. 1.

 

* Источник: М. Вебер. Основные социологические понятия // Он же. Избранные произведения. М., Прогресс, 1990. С. 636—643.

[4] К вящей славе Господней (лат.).

[5] Здесь: естественного порядка (лат.).

[6] Благословенные собственностью (дат.).

[7] Использовать наилучшим образом возможности обоих миров (англ.).

[8] Немецкая пословица гласит: «Reines Gewissen ist ein sanftes Ruhekissen», что аналогично русскому: «Коль совесть чиста, спи спокойно до утра». — Прим. перев.

[9] Едва ли будет угодным Богу (лат.).

* Источник: А.И.Герцен. Былое и думы. Часть 6, гл. 9. М. 1982. Том 3, стр. 198-201.

 

[10] Всегда одно и то же (лат).

[11] Не имеет успеха (от фр. avorter).

[12] Имеется в виду Великая французская буржуазная революция 1789-1791 гг. – Прим. пер.

[13] Луи Филипп (1773-1850), французский король в 1830-1848 гг. Февральская революция 1848 г. покончила с монархией Луи Филиппа. Прим. пер.

* Обращаем внимание на используемый автором термин «человеческий капитал». Прим. ред.

* Источник: Л.А.Гордон, Э.В.Клопов. Основные типы противоречивых перемен: выигрывающие и проигрывающие группы, ухудшающиеся и улучшающиеся стороны жизни // Те же авторы. Потери и обретения в России девяностых: историко-социологические очерки экономического положения народного большинства. В двух томах. М., УРСС, 2000. Т. 1, раздел II, подраздел 5.3.

 

[14] По данным НИИ МВД РФ, в конце 90-х гг. в России действовало около 8 тыс. организованных преступных групп, объединенных примерно в тысячу крупных группировок. Если считать, что с каждой из них связано несколько десятков человек, то получается, что общая численность участников организованной преступной деятельности достигает сотен тысяч. По другим расчетам, речь идет о полумиллионе людей или еще большей цифре.

 

[15] Различая понятия таким образом, я следую за Дюркгеймом (Emile Durkheim, «The Determination of Moral Facts, Sociology and Philosophy, tr. D. F. Pocock, Free Press, Glencoe, 111, 1953, в особенности с. 42-43); см. также: A.R. Radcliffe-Brown, «Taboo», Structure and Function in Primitive Society (Free Press, Glencoe, 111.,1952, pp.143-44), и Talcott Parsons, The Structure of Social Action (McGraw-Hill, New York, 1937, pp.430=33); иногда дихотомия формулируется с помощью терминов «внутренне присущий» или «инструментальный» в отличие от «экспрессивного» или «ритуального».

[16]Emile Durkheim, The Elementary Forms, p. 399

[17] Emile Durkheim, The Determination of Moral Facts, p. 57.

[18] Ритуал, в соответствии с которым лицо, удостоившееся аудиенции у императора, должно было пасть ниц перед ним и периодически ударяться головой о пол. – Прим. пер.

[19] Ниже своего достоинства (лат.) – Прим. пер.

* Источник: Б.Грушин. Смена цивилизаций? // «Свободная мысль», 1991, № 18.

[20] Cours de philosophie positive, IV, p. 425. Аналогичные мысли мы находим у Шеффле. См.: Bau und Leben des socialen Körpers. II, passim; Clément. Science sociale, I, p. 235 etc.

* Настоящий текст представляет собою авторский экстакт из Заключения к книге “Межнаци­ональные конфликты в постсоветском пространстве” (М. Аспект-Пресс, 1996, стр. 238-251). См. также: А.Г.Здравомыслов. К обоснованию релятивистской теории нации // Релятивистская теория нации. М. РНССиНП. 1998, с. 9-25; А. Здравомыслов и А. Цуциев. Этничность и этническое насилие: противостояние теоретических парадигм. Социологический журнал, 2003. № 3, с.20-50.

 

[21] См. в этой связи наше исследование «Немцы о русских» М. РОССПЭН, 2003.

* Источник: А.Г.Здравомыслов. Современный российский кризис: характеристика и истоки // Тот же автор. Социология российского кризиса. Глава 1. М., Наука, 1999. С. 7-35.

 

[22] См. Медведев Р. Капитализм в России? М. 1998, с. 170-191

[23] Лапин Н И. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М., 1994, с. 63. /Впервые эта позиция изложена автором в статье: Н.И.Лапин. Тотальное отчуждение и общий кризис раннего социализма // Вестник АН СССР, 1990, № 5. – Прим. сост./.

[24] там же, с. 71

[25] там же, с. 64-65

[26] См., например, Кабо О Е.. Очерки рабочего быта 1930, или исследование Н. Н. Козловой “Горизонты повседневности советской эпохи. Голоса из хора”. М. 1996.

 

[27] Заславская Т И. Российское общество на социальном изломе: взгляд изнутри. М., 1997. С. 191-192.

[28] “Интеллигенция, принадлежность к которой определяется уровнем образования, привела к возникновению того слоя, который, я полагаю, должен быть охарактеризован как приобретательский класс”. (Lane D. The Rise and Fall of State Socialism: Industrial Society and the Socialist State. Cambridge: Polity press, 1966. P. 154). Анализируя социальную структуру позднего советского общества, этот автор полагает, что в своем основании она имела два принципа - принцип государственной собственности, порождавший бюрократию, и принцип рыночных отношений, порождавший “приобретательский класс” (acquisition (Erwerbsklasse) class), состоявший из интеллигенции и профессионалов. Этот класс был заинтересован в развитии рынка, поскольку он надеялся на повышение жизненных шансов в результате более выгодных условий функционирования интеллектуального капитала. См. там же. С. 165-167.

 

[29] Заславская Т. И., Ук. соч., с. 192.

[30] Там же.

[31] Там же, с. 193.

[32]Левада Ю.А. Социальные типы переходного периода: попытка характеристики // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1997, N 2.

 

[33] Там же, стр. 13.

[34] Там же.

[35] Там же, стр. 15

* Источник: М.Кастельс. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В.Л. Иноземцева. М., Academia, 1999. С. 494 — 497, 503, 505. Оригинал: Castells M. The Rise of the Network Society. Malden (Ma.)-Oxford, Blackwell Publishers, 1996.

* Источник:Инглехарт Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. С. 249–260.

* Источник:М.Кастельс.Заключение // Он же. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., ГУ ВШЭ, 2000.С. 496–507.

* Источник: В.О.Ключевский. Курс русской истории. Часть I // Он же. Сочинения в девяти томах. М., Мысль, 1987. Т.1, с. 33-40.

* Источник: В.О.Ключевский. Курс русской истории. Часть I // Сочинения в девяти томах. М., Мысль, 1987. Т.1, с. 49-52.

* Источник: R.Collins. A Conflict Theory of Stratification // Four Sociological Traditions, Selected Readings. New York-Oxford, 1994. Pp. 109-132. Переводчик - А.Г.Здравомыслов.

* Источник: И.Кон. Сексуальная культура ХХI века // Журнал «Педагогика», 2003, № 4. С.3-15.

 

* Источник: М.Ковалевский. Социология. Том II. Генетическая социология, или ученые об исходных моментах в развитии семьи, рода, собственности, политической власти и психической деятельности. С.-Петербург, типография М.М.Стасюлевича, 1910. Глава 1.

 

* Источник: Н.Н.Козлова. Горизонты повседневности советской эпохи. Голоса из хора. М., ИФ РАН, 1996. С. 100-204.

[36] Зайончковская Ж. А. Демографическая ситуация и расселения. М. 1991, с. 19.

[37] Там же, с 20.

[38] Бахтин М. М. Вопросы дитературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975, с. 479.

[39] ЦДНА.(Центр документации «Народный Архив»). Ф. 30. Ед. хр. 12.

[40] См. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987, с. 216.

[41] Советский простой человек. Опыт социального портрета на рубеже 90-х. М., 1993, с. 167-197.

[42] Цвейг. С. Статьи, Эссе. Вчерашний мир. Воспоминания европейца. М., 1887. С. 387.

[43] См. Барт Р. Избр. Работы. М., 1898. С. 316, 317, 456-457.

[44] В этом смысле он сопоставим (но, разумеется, не тождествен) с либерально-реформистской ориентацией первого поколения Чикагской школы социологии: как известно, программа ее исследований основывалась на ценности свободы индивида, которая прагматически ограничивается социальным контролем общества; ограничители свободы - социальные институты, которые «не спланированы, но созданы непрерывными сериями реформ и преобразований» (Park R.E. Social planing and human nature // R.E.Park. Physics and society. Vol III. Society. Glenkoe, Ill., 1955. P. 45. Подробнее см.: История теоретической социологии. Под общей ред. Ю.Н.Давыдова. М., 1998. Т. 3. С. 117-132).

[45] См.: Андреенкова А.В. Материалистические/постматериалистические ценности в России // Социологические исследования. 1994, № 11; Докторов Б.З. Россия в европейском социокультурном пространстве // Социологический журнал. !994, № 3.

* Источник: Ю.Левада. Координаты человека. К итогам изучения «человека советского» // Мониторинг общественного мнения, 2001, № 1.

 

[46] В рамках исследовательской программы "Советский чело­век" за десять с лишним лет проведены три волны специальных опросов (1989, 1994 и 1999 гг.), несколько крупных тематических исследований ("Бюрократия", "Культура", "Национализм", "Власть и общество" и др.). Некоторые проблемы выяснялись в технологии регулярных омнибусов типа "Мониторинг" и "Экс­пресс". Данные исследований и аналитические материалы многократно публиковались в настоящем журнале и других изданиях: Советский простой человек. М., 1993; Куда идет Рос­сия?.. Вып. 1-7. М., 1994-2000; Левада Ю. От мнений к понима­нию. М., 2000.

 

[47] См.: Левада Ю. Человек приспособленный // Мониторинг общественного мнения... 1999. № 5. С. 7—17; Он же. Человек ограниченный: Уровни и рамки притязаний // Мониторинг об­щественного мнения... 2000. № 4. С. 7-13.

* R..M. MacIver. The Reality of Social Evolution // Theories of Society. Foundation of Modern Sociological Theory. Ed. by T.Parsons at all. Glencoe, 1961. V. II, pp. 1364-1371. Переводчик - В. Г. Кузьминов, редактор перевода - А.Г. Здравомыслов.

 

[48] Английское издание: Нью-Йорк, 1926. Теория эксплуатации не является характерной только для марксистских авторов. Она также обосновывается авторами, принадлежащими совсем другим школам. Примером может служить Л. фон Гумплович и его работа «Социологическое» (Soziologische. 2nd ed., Innsbruck, 1902)

[49] Цепь островов между Бенгальским заливом и Андаманским мысом. – Прим. пер.

[50] Происхождение государства, гл.4. См. также: А. Голденвейзер (Goldenweiser). Ранние цивилизации, гл.12.

[51] Голденвейзер, Ранние цивилизации, гл.13.

[52] Мы можем выделить стадии технологического развития в отличие от стадий развития социального по наличию или отсутствию особых приспособлений или изобретений, как это постоянно делает, например, Ф.Мюллер-Лайер в своей «Истории социального развития». См.: History of Social Development. London, 1923.

[53] Право пользования плодами собственности (земли, имущества и т.д.) без изменения ее основ. – Прим. пер.

[54] Evolution of Culture (tr. Murdock, New York, 1931), p.217

* Источник: Б.Малиновский. Магия и религия // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. Общ. ред. В.И.Гараджа. М., Наука, 1994. Ч. II, с. 34-37.

* Источник: К. Маркс. Капитал. Т.1, гл. XXIV // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. М., Политиздат, 1960. Т. 23, с. 725—744, 759-761, 770-773.

[55] Сениор Нассау Уильям (26.09.1790 – 04.06.1864) – английский экономист, профессор политической экономики Оксфордского университета. Монография (1836г.) – «Основные начала политической экономии». В этой работе попытался обосновать теорию прибыли, которую объяснял как вознаграждение капиталиста за его «воздержание» от расходования средств на непроизводительные цели. Выступил против сокращения рабочего дня, считая, что чистая прибыль создается лишь в течение последнего часа работы. Подчеркивал, что сокращение рабочего дня отрицательно скажется на экономическом положении страны, поскольку для предпринимателей не будет стимулов хозяйственной деятельности.

 

[56] Имеется в виду конец XIX в. – Примечание пер.

[57] Дама своим платьем нередко демонстрирует богатство, но мотивом может быть не только демонстрация ее богатства, но и поражение соперницы. Кроме того, платьем она стремится подчеркнуть собственную неповторимость, и хотя оригинальное платье – часто заслуга портнихи, принято считать, что, будучи менее занятой, чем ее муж с его делами вне дома, она уделяет больше времени и забот своей одежде. Даже при качнувшемся маятнике современной моды, когда «быть хорошо одетым» значит «быть недорого одетым», одежда является не самой значимой целью людей, которые хотят выделиться своими знаниями и способностями; и эта тенденция будет усиливаться по мере того, как над людьми будет все меньше довлеть злой рок колебаний моды. Создание одежды, представляющей эстетическую ценность и отвечающей функциональным требованиям, - подвиг, сравнимый по классу (но не по рангу в данном классе) с написанием хорошей картины.

[58] Действительно, многие образованные рабочие предпочитают стесненную квартиру в городе более просторному коттеджу за городом. Но это потому, что у них есть потребность в таких видах деятельности, которая невозможна в условиях деревни.

[59] В качестве иллюстрации можно отметить, что напитки, стимулирующие умственную деятельность, в массовом порядке вытесняют те, потребление которых является пагубной привычкой. Потребление чая быстро возрастает, в то время как потребление алкоголя остается на прежнем уровне. Кроме того, во всех слоях общества происходит снижение спроса на алкоголь в больших количествах и на те его виды, которые приводят к быстрому опьянению.

[60] Автор пишет, по-видимому, о ситуации, сложившейся в США после отмены рабства в результате гражданской войны 1861-1865 гг. – Прим. пер.

[61] Мак Куллох Джон Рамсей (01.03.1789 – 11.11.1864) – английский экономист. В 1828 -1832 гг. – профессор политической экономии Лондонского университета. Будучи приверженцем учения Д.Рикардо, пытался отождествить простое товарное и капиталистическое производство. Прибыль объяснял нарушением закона стоимости в сфере обращения. Рабочих и капиталистов рассматривал как товаровладельцев, участвующих в эквивалентном обмене. – Прим. пер.

 

* Источник: A.Marshall. Business Management (from Principles of Economics) // Theories of Society. Foundation of Modern Sociological Theory. Ed. T.Parsons et all. The Free Press of Glencoe, 1961. V. I, pp. 487-493. Переводчик - В.Г.Кузьминов, редактор перевода – А. Г. Здравомыслов.

[62] Имеется в виду конец XIX века. – Прим. пер.

 

* Источник: Семья на пороге третьего тысячелетия. Научн. ред.: А.И.Антонов, М.С.Мацковский, Дж.У.Мэддок, М.Дж.Хоган. М., Центр общечеловеческих ценностей, 1995. Глава 1, с. 9-27.

 

[63] Имеется в виду Великобритания – Прим. пер.

[64] Sait E.M. Machine, Political //Encyclopеdia of the Social Sciences. IX. 658b, 659a; Bentley A.F. The Process of Government. Chicago, 1908. Chap. 2.

[65] Croly Н. Progressive Democracy. NY., 1914. P. 254.

[66] Sait ЕМ. Op. cit. P. 659/

 

[67] Sait E.M. Op. cit. P. 659.

[68] Автор одной из работ о политике Рузвельта приводит пример того, как Гарри Гопкинс решал проблему безработицы в штате Нью-Йорк, пренебрегая законно-установленными правилами. Он раздавал безработным билеты на трудоустройство, которые имели обязательную силу для предпринимателей. Официальные агентства по трудоустройству критиковали Гопкинса «за непрофессиональный подход и обвиняли его в том, что он раздает билеты, не изучая семейного положения претендента, и даже не принимая во внимание его религиозных убеждений». Гопкинс посылал своих критиков подальше. См. Sherwood R.E. Roosevelt and Hopkins. An Intimate History. N.Y., 1948. P. 30.

[69] The Autobiography of Lincoln Steffens. NY., 1931 P. 618; Chapin F.S. Contemporary American Institutions. N.Y., 1934. P. 40-54, 570, 572—573.

[70] White W.F. Social Organization in the Slums//ASR. 1943. N 8. P. 34-39.

 

* G. H. Mead. Mind, Self, and Society. The University of Chicago Press, 1967. Pp. 253-257. (First published 1934). Переводчик - В. Г. Кузьминов, редактор перевода - А. Г. Здравомыслов.

[71] Пникс — холм в западной части древних Афин, напротив Акрополя, служивший местом народных собраний (прим. перев.)

 

* Источник: Дж. Мердок. Культура и общество // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. Санкт-Петербург. Университетская книга, 1997. С. 49-56.

 

* Источник: Frank H.Knight. The Economic Organization // Theories of Society. Foundation of Modern Sociological Theory. Ed. T.Parsons et all. The Free Press of Glencoe, 1961. V. I, pp. 454-457. Переводчик - В. Г. Кузьминов, ред. перевода - А. Г. Здравомыслов.

 

[72] В дальнейшем изложении четвертая функция подразделяется на две.

[73] Как следует из работ К. Поланьи и других экономистов и социологов социетального направления, такого рода состояния общественных отношений ("робинзонады") не существовало в реальной истории общества. Цели производственной деятельности всегда формулировались коллективно, и эта коллективность проступала тем более очевидно, чем менее развитым было разделение труда. – Прим. сост.

[74] В данном случае речь идет о распределении ресурсов-средств экономической деятельности - (финансов, сырья, других условий непосредственного производства), которое осуществляется в рыночной экономике на основе конкуренции. – Прим. сост.

* Источник:Н.Ф.Наумова. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества? Гл. 1. М., УРСС, 1999. С. 3–7, 21-27.

* Источник: Г.В.Осипов. Российская социология в ХХI веке // Социологические исследования, 2004, № 3.

[75] Отметим, что в 2002 году федеральный бюджет России возрос до 71 млрд. долларов.

 

* Источник: Vilfredo Paretо. The Mind and Society. Vol. III, 2026-59; Vol.IV, 2233-36 // Theories of Society. Foundation of Modern Sociological Theory. Ed. T.Parsons et all. The Free Press of Glencoe, 1961. V. 1, p. 551-556. Переводчик - В. Г. Кузьминов, редактор перевода - А. Г. Здравомыслов.

[76] Kolabinska, Op. cit.,p. 6: «Мы только что перечислили различные категории людей, входящих в элиту. Данные индивиды могут быть классифицированы с помощью многих других критериев. Для достижения целей, которые я ставлю в рамках данного исследования, будет лучше, если мы разделим элиту на две части: одна часть, которую я обозначаю как М, будет включать тех относящихся к элите индивидов, которые принимают участие в управлении государством и могут быть не очень точно названы «правящим классом». Другая часть, обозначаемая как N, включает в себя тех, кто остается в элите после того, как часть М от нее отделена».

[77] «Коллективные представления» — это понятие, введенное Э. Дюркгеймом для обозначения культурной основы социальной организации. Он пользовался им в особенности при анализе религии. Мы рассматриваем ценности, в веберовском смысле этого слова, как особую форму коллективных представлений.

 

[78] Социализацию, конечно, не нужно связывать, хотя это часто происходит, с процессами структурных изменений в обществе, в котором она протекает.

[79] Разделяя некоторые психоаналитические взгляды относительно весьмабольшого значения социализации в ранние годы детства в основной семье, я, однако, не делаю из этого вывод о том, что более поздние стадии не имеют значения.

 

[80] Этот тип обобщения явно и непосредственно относится к мужскойполовине населения и находит свое прямое выражение в мужскойпрофессиональной роли. Женская дифференциация не совсем ясна, но я все же надеюсь показать ее (наиболее ясно — в несемейных ролях) не только в профессиональном отношении, но и в различных типах общественной деятельности и даже в тенденциях «уклониться» от обычных определении семейных ролей.

 

* Источник: Т.Парсонс. Система современных обществ. Гл. 1. М., Аспект Пресс, 1997. С. 23-27.

* Источник:Парсонс Т. Появление первых компонентов современной системы //Система современных обществ. М., 1997. С. 72 – 74, 93 – 97.

* «Чья страна, того и вера» - пер. с лат. Прим. сост.

[81] Связь между протестантскими религиозными ориентациями и современной экономической этикой давно находится в центре научной дискуссии. См. классические работы, в которых эта дискуссия нашла отражение: Weber М. The protestant ethic and the spirit of capitalism. N.Y.: Scribner, 1958. [Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма// Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990]; Tawney R.H. Religion and the rise of capitalism. N.Y.: Mentor, Books, 1947; Protestantism and capitalism/Ed, by R.W.Green. Boston: Health, 1959; Parsons T. Richard Henry Tawney//American Sociological Review. 1962. December.

* Источник: К.Поланьи. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени. М., СПб, «Алетейя», 2002. Гл. 4.

1 ... В настоящей главе широко исполь­зуются работы Малиновского и Турнвальда.

* Семья (лат.). Примеч. пер.

 

[82] Webb S. and В. Op. cit. [English Local Government, Vols VII-IX. Poor Law History. – Сост.]

1 Мисологи – ненавистники рационального суждения.

* Источник: К.Поппер. Открытое общество и его враги. М., Культурная инициатива, 1992. Т. 1, гл. 9.

[83] Гумплович. Основы социологии. СПб., 1899, 264—266.

[84] Gumplowicz. Der Rassenkampf, 1883, 39—40.

[85] Дюркгейм: Метод социологии. Изд. Иогансена, 10—19.

[86] О "простейшем образовании" в органической, механистической, психологической школах и в концепции Ле-Плея, а также о других простейших образованиях см.: Sorokin P. A. Contemporary Sociological Theories. N. Y., 1928. Ch. 12, 4; Giddings F. Inductive Sociology. N. Y., 1901; Moreno L. J. Sociometry and Cultural Order // Sociometry. 1943. V. 6. P. 304 ff; Znaniecki F. The Social Role of the Man of Knowledge. N. Y., 1940. С. 13 ff; Spencer H. Principles of Sociology. V. 1. Ch. 10; Durkheim E. The Rules of Sociological Method. Chicago, 1938. Ch. 4; Malinowski B. A Scientific Theory of Culture. Chapel Hill, 1944. P. 39 ff.

[87] Sorokin P. A. Remarks // Revue international de sociologie. 1935. March.

[88] Lewis С. 1. The Modes of Meaning // Philosophy and Phenomenological Research. 1943. V. 4. P. 236.

[89] Znaniecki F. The Social Role of Man of Science. N. Y., 1940. P. 3; Wiese L. van. Sociology. N.Y., 1941. P. 25; Thomas W. I.,Znaniecki F. The Polish Peasant. V. 1. P. 35.

[90] Wiese L. von. System der Allgemeinen Soziologie. Munchen, 1933.

[91] Linton R. Culture, Society and the Individual // Journal of Abnormal and Social Psychology. V. 42. P. 425
–436.

[92] Dollard J. Culture, Society, Impulse and Socialization // American Journal of Sociology. V. 45. P. 50–63.

* Источник: П. Сорокин. Социальная и культурная мобильность // Он же. Человек. Цивилизация. Общество. М., Политиздат, 1992. С. 373-377, 392-393, 423-424.

[93] Это вполне логично хотя бы потому, что под вывеской демократия обычно объединяются общества самых разных типов. То же касается и «автократии» Оба термина неясны и с научной точки зрения порочны.

 

[94] Ср.: К.Маркс. Капитал, т. 1, гл. XII // К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 23, с. 365. – Прим. сост.

[95] В названии книги и в тексте используется термин “The Gang”, что может быть также переведено на русский язык как «шайка». Мы остановились на термине «банда», поскольку от него происходит слово «гангстер». Важно иметь в виду, что в исследовании Трашера отнюдь не все банды являются криминальными группами. /В.К. и А. З./

[96] William I. Thomas, The Unadjusted Girl, pp.42-43

[97] «Десятилетний Сирил Стоддарт находился под наблюдением врачей вследствие шока и незначительных телесных повреждений. Полиция ищет банду подростков, которые, надев маски и заявив, что они Ку Клукс Клановцы, вершащие свой суд в понедельник вечером, напали на мальчика, привязали его к телеграфному столбу и вставили ему в рот кляп. В этом состоянии он пребывал в течение трех часов, пока его не обнаружили" (Chicago Tribune, 27 сентября 1925 г.)

[98] Сравните данное утверждение с точкой зрения Чарльза Г. Кули в: Social Organization, pp.24-25. Точка зрения Кули свидетельствует о чрезмерной идеализации поведения обобщенной банды.

[99] Из рукописи бывшего члена банды.

[100] См.: W. .I. Thomas, The Unadjusted Girl, p. 32. Одной из причин подчинения индивида социальному контролю является то, что индивида отличает глубинное стремление к статусу, который ему может присвоить исключительно сообщество.

[101] Из интервью с ведущим чикагским социальным работником, занимающимся проблемами подростков.

* Источник: А.Турен. Социология действия // Возвращение человека действующего. Очерк социологии. Вторая часть. М., Научный мир, 1998. С. 92-97.

* Источник:Штомпка П. Теории неомодернизации и неоконвергенции // Он же. Социология социальных изменений. Гл. 9. М., 1996. С. 179–185.

* Источник: О.И.Шкаратан. Этакратизм и российская социетальная система // Общественные науки и современность. М., 2004, № 4.

* Источник: В.Н.Шубкин. Насилие и свобода. Предисловие. М., На Воробьевых горах, 1996.

 

[102] Kogon Eugen. Der SS-Staat. Berlin, 1947 S. 316. Перевод на английский The Theory and Practice of Hell, London, 1950.

 

[103] «...Секта - ядро и фермент каждой толпы... Изучать толпу - значит, судить по тому, что видишь на сцене; изучать секту - значит, судить по тому, что видишь за кулисами». Это одни из многочисленных мест, подчеркнутых Робертом Э. Парком в его (ныне находящемся в моем распоряжении) экземпляре классической работы Сигеле о политических сектах. Имеется много ссылок на эту работу в книге: Park R., Burgess E. Introduction to the science of sociology. Chicago: University of Chicago Press, ???

 

 

 

[105] В жизни (лат). – Прим. пер.

* Источник: В.А. Ядов. Некоторые социологические основания для предвидения будущего российского общества // Россия реформирующаяся. Под ред. Л.М.Дробижевой. М., Academia, 2002. С. 349-359.

[106] В ряду таких публикаций можно назвать: 9 томов материалов международных симпозиумов «Куда идет Россия?» (с 1994 по 2002 г.), изданных под редакцией Т.И. Заславской в Московской школе социальных и экономических наук, и 56 книжек «Мониторинга общественного мнения: Экономические и социальные перемены» под редакцией Ю.А. Левады. Многолетние исследования Института социологии РАН представлены в книге «Россия: трансформирующееся общество», вышедшей в 2001 г. (под общ. ред. В. Ядова). Систематически публикуются результаты исследований Института социально-политических проблем РАН (под общ. ред. Г.В. Осипова) и Института комплексных социальных исследований РАН (под общ. ред. М.К. Горшкова), многие другие издания.

[107] Так, по данным мониторинга социальных идентичностей (проект В.Ядова и Е.Даниловой), «человеком без будущего» стало с 1988 г. на 8% меньше (сейчас таковых – 14%). Доля россиян с хорошим социальным самочувствием, как показано в статье П.Козыревой и ее коллег, выросла к 2001 г. в сравнении с 1998 г. более чем на 20% (в 2001 г. 42,8% отнесены к этой категории) /см. тот же сборник, в котором опубликована данная статья В.А.Ядова. – Сост./.

 


[i] Хорос В. Модернизация в России и в Японии (Цивилизационные аспекты) // Мировая экономика и международные отношения. 1991, № 8, с. 79.

[ii] Ядов В. А. Россия в мировом пространстве // Социологические исследования. 1996. № 3. С. 28.

[iii] Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический смысл // Социологические исследования. 1996. №5. С. 92.

[iv] Там же, с. 96-97.

[v] Там же, с. 94-95.

[vi] Пантин И.К. Российская ментальность// Вопросы философии. 1994. № 1. С. 25-53.

[vii] Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., Наука, 1988.