Модернити и технологический прогресс

Отличительным признаком модернити можно считать потребность в новизне, причем подобные требования не столько представляют собой какие-то новые аспекты человеческого опыта, сколько изменение в масштабах явления. Культурный синкретизм [известен давно]; он был отличительной чертой эпохи Константина с ее смешением [политеистической] греческой и мистической азиатской религий. Раздвоение сознания так же старо, как и разделение Платоном рационального и духовного, если не старше. Однако революция в средствах передвижения и связи, превратившая мировое общество в одну огромную Ойкумену (Вселенную) означала распад старых замкнутых культур и слияние всех существующих в мире традиций искусства, музыки и литературы в новое, вселенское вместилище, доступное для всех и обязанное своим существованием всем. Уже это расширение горизонта, смешение отдельных искусств, поиски «нового», будь то путешествие с целью открытий или снобистское стремление чем-то отличаться от других, само по себе представляет создание нового типа модернити.

В центре этой проблемы стоит значение понятия «культура». Когда речь идет о «классической культуре» или о «католической культуре» (об этом часто говорят почти в том же смысле, что и о «бактериальной культуре», т.е. выращивании четко определенных штаммов), имеют в виду совокупность долгое время формировавшихся взаимосвязанных представлений, традиций, обрядов и правил, которые в ходе их исторического развития образовали нечто однородное по своему стилю. Но модернити — это четко выраженный разрыв с прошлым как с прошлым, перемещающий его в настоящее. Старая концепция культуры базируется на преемственности, современная — на многообразии; старой ценностью была традиция, современный идеал — синкретизм.

В этом разрыве между настоящим и прошлым технология является одной из главных сил, определяющих характер социального времени; принося с собой новую систему оценок и расширяя контроль человека над природой, она трансформирует наши социальные отношения и все наше мировоззрение. Несколько произвольно можно выделить пять способов, которыми технология вызывает к жизни эти перемены:

1. Позволяя производить больше товаров с меньшими издержками, технические достижения являются главным средством повышения жизненного уровня повсюду в мире…

2. Развитие технологии создало новый класс, ранее неизвестный в обществе, — класс инженеров и техников, людей, непосредственно не участвующих в производительном труде, но представляющих собой «аппарат планирования» операций, образующих процесс производства.

3. Технологический [прогресс] сформировал новое определение рациональности, новый способ мышления, делающие упор на функциональные отношения и на количественные показатели. Критериями производительности в нем являются эффективность и оптимизация, т.е. использование ресурсов с наименьшими издержками и усилиями. Это определение функциональной рациональности имело своим следствием новые формы образования, когда количественные методы системного и экономического анализа оттесняют старые принципы, основанные на умозрительных размышлениях, традициях и внутреннем смысле.

4. Революции в области транспорта и передачи информации, явившиеся следствием развития техники, создали новые экономические взаимосвязи и новые социальные взаимодействия. Возникли новые комплексы социальных взаимоотношений (прежде всего, произошел сдвиг от связей, основанных на родстве, к базирующимся на профессиональных признаках и роде занятий); средой человеческой деятельности стали новые компактные образования, физические и социальные.

5. Радикально изменились эстетические представления, особенно касающиеся пространства и времени. Древние не знали концепции скорости и движения в том понимании, в каком они существуют сейчас: тогда не было и синоптической концепции высоты — вида с воздуха, — которая сегодня дает возможность использовать другой стандарт для оценки вида сельской местности или городской панорамы. Именно это радикальное изменение восприятия отражено в искусстве, особенно в живописи.