Российская социология и российское общество

Задачи, выдвигавшиеся в начальный период реформирования, выглядели вполне благородно. Предполагалось на основе демократизации и либерализации экономичес­кой и политической жизни России создать необходимые условия для рационального использования ее уникального географического и геополитического положения, ее огромного сырьевого и интеллектуального потенциала в целях подъема уровня и ка­чества жизни народа. Иначе говоря, основной целью провозглашался человек, повы­шение его культурного и материального благосостояния. Однако, и это сейчас при­знается всеми, заявленная гуманистическая цель не достигнута. Средства ее реализации оказались неадекватными. Десятилетний этап реформирования России сопровождался значительным снижением жизненного уровня народа. Во имя разрушения прежней общественной системы были принесены беспрецедентные жертвы.

Сейчас этот этап реформирования закончился. Его результатом стало создание качественно нового социально-экономического уклада и государственно-политичес­кого устройства России. Исходя из признания этого очевидного факта следует, на наш взгляд, вернуться к решению первоначальных задач ее реформирования.

Современная Россия - это одновременно единая и фрагментарная социальная общ­ность, с одной стороны, охваченная многовариантными конфликтами, а, с другой, со­держащая беспрецедентные возможности достижения большей справедливости и бла­гополучия для всех. Россия - единственная самодостаточная страна, одна из богатей­ших держав мира, занимающая 10% территории Земли при 2,4% населения планеты. По подсчетам отечественных специалистов, минимальная территория, необходимая для комфортного проживания одного человека, составляет 2 га земли. Исходя из этих расчетов, территория достаточна, чтобы при увеличении ее населения в 3 раза сохра­нились условия для удовлетворения многообразных потребностей людей. Такого "за­паса прочности" нет ни у одной страны мира. В России сосредоточено более 21% ми­ровых запасов сырьевых ресурсов, в том числе 45% мировых запасов природного газа, 13% нефти, 23% угля. На одного жителя России приходится 0,9 га пахотной земли -на 80% больше, чем в Финляндии, на 30% больше, чем в США.

Треть всех величайших научных открытий XX века сделана учеными бывшего СССР и России (телевидение, полупроводники, ракетостроение, космос, мирное ис­пользование атомной энергетики, информационные системы и т.д.). В области техно­логий, в производстве важнейших образцов техники, по качеству высшего и среднего образования Россия по-прежнему находится на уровне высокоразвитых стран. В стра­не на десять тысяч человек приходится 37 ученых и инженеров, столько, сколько в США, и в полтора раза больше, чем в Германии.

Географическое и геополитическое положение России уникально, используя его она может стать важнейшим транспортным узлом, связывающим железнодорожными, шоссейными и океанскими магистралями Запад и Восток, Запад и Юг, Северную Америку и Европу. Наконец, Россия имеет богатейшие культурные традиции. Из трех признанных величайших вершин развития человеческой цивилизации (Классическая Греция, Итальянское Возрождение) одна неразрывно связана с Россией и правомерно носит название «Русский XIX век».

К великому сожалению, между реальными возможностями России, ее геополити­ческим положением, сырьевым и интеллектуальным потенциалом и реальным уров­нем и качеством жизни народа продолжает существовать и углубляться неоправданный разрыв. И этот разрыв является результатом действия не каких-то мистических сил, как это пытаются объяснить некоторые реформаторы, а конкретных личностей, за­нимавших или занимающих высокое положение во властных структурах страны.

В Японии, например, которая практически не имеет сырьевых ресурсов, а патенты на научные открытия закупает за границей, доходы на душу населения в шесть раз больше, чем в России. ВВП в России (в 1997 г. по сравнению с 1992 г.) снизился до 61%, а в США возрос на 9,6%, в Финляндии - на 1,2%. Бюджет федерального пра­вительства США — 1,7 трлн долларов, Нью-Йорка и Финляндии - по 40 млрд долла­ров. В России с населением в 144 млн человек федеральный бюджет в 2000 г. состав­лял 27 млрд. долларов[75]. Это показывает, что расходы государственного бюджета в России на душу населения в 34 раза меньше, чем в США, и в 43 раза меньше, чем в Финляндии. На одного россиянина приходится 61 доллар налично-денежной массы, на одного финна - 583 доллара, на одного американца - 2200 долларов. При этом стра­на должна иностранным кредиторам свыше 170 млрд. долларов, что в шесть раз пре­вышает ее годовой бюджет.

Тяжелое положение сложилось в демографической сфере. Это катастрофический рост смертности населения - свыше 900 тыс. человек в год, в том числе и прежде всего среди трудоспособного населения. Сократилась, по сравнению с 1990 годом, продол­жительность жизни. У мужчин она на 15, у женщин на 7 лет меньше, чем в странах За­падной Европы и США. По уровню развития человеческого потенциала Россия, по дан­ным ООН, переместилась за десять лет с 52 на 71 место в мире, в то время как США и Финляндия занимают соответственно 2 и 13 места. Этот показатель в России продол­жает снижаться. Страна находится в состоянии системного кризиса, и как свидетель­ствует система предельно-критических показателей ее развития, вплотную подошла к той черте, когда выбор социальной стратегии и социальных приоритетов развития становится жизненно важной проблемой.

В этой ситуации социология, к великому сожалению, занимает неподобающее ей место в системе научных знаний об обществе. Приходится констатировать, что про­изошло умаление ее роли и места государственными институтами. Этим, в значитель­ной степени, и объясняется глубина кризиса, постигшего нашу страну. Если научное знание не вовлечено в систему властных отношений, то властные структуры управля­ют обществом на основе социальной мифологии. Социальное мифотворчество - враг науки и общества. На основе провозглашенных мифов социальные действия различ­ных влиятельных личностей и властных структур приводили к гражданским и межнацио­нальным конфликтам, сталкивались в военном противостоянии народы и государства, обрекались на гибель многие миллионы людей, разрушались великие культуры и ци­вилизации. Социальная мифология, как ярко высказался 3. Бауман, оплачена твердой валютой социальных потрясений, катастроф и человеческими страданиями.

В связи с изменением роли и места социологии в современном обществе встает ряд вопросов: что может дать российскому обществу отечественная социология, каким об­разом должно быть изменено отношение к ней властных структур и готова ли социо­логия дать научный ответ на вызовы новых геополитических и национальных реалий?

В первую очередь, на наш взгляд, речь должна идти о включении социологическо­го знания в систему управления обществом,его различных институтов и организаций. И здесь социология может, на наш взгляд, решить две задачи. Во-первых, предоста­вить информацию о возможных социальных последствиях социально значимых реше­ний, принимаемых на различных уровнях госуправления. И, во-вторых, предложить научно обоснованные с социологической точки зрения альтернативные решения, от­вечающие интересам человека и направленные на укрепление социальных связей.

Включение социологии в систему государственного управления неизбежно потре­бует специальных ассигнований на проведение социологических исследований и совер­шенствование системы социологического образования.Эта система, на наш взгляд, должна включать три уровня: школьное, высшее, высшее специальное. К сожалению, здесь не обходится без произвола чиновников от системы образования. Например, без консультаций с социологической научной общественностью вводится преподавание со­циологии в школе (к чему мы сейчас не готовы) и принимается решение о факульта­тивном социологическом образовании в университетах и вузах страны. В то же время заслуживает одобрения инициатива Министерства труда и социального развития по учреждению "Высшей академической школы социальных наук", одной из задач кото­рой является подготовка социологических кадров для высших эшелонов управления.

Важный вопрос, на который должны ответить социологи — каким научным аппара­том и исследовательским инструментарием располагает отечественная социология для получения достоверной информации о новых социальных реалиях как современ­ного российского общества, так и мирового сообщества. Важно дать их описание, ин­терпретацию в соответствии с поставленными социальными целями. На этот вопрос предстоит ответить сообща, провести инвентаризацию состояния социологической науки в стране, ее реальных возможностей и перспектив.

Социологи должны осознать в полной мере свою социальную ответственностьпе­ред российским обществом. К сожалению, многие негативные тенденции говорят об ином. Коммерциализация науки, в том числе социологии, нередко дает повод к иска­жению социологической информации в угоду заказчику, порождает конъюнктурные исследования и приводит к отрыву от академической и вузовской науки. Результатом является разрушение социологических структур и организаций, партийная заангажи-рованность, социальная апологетика (голословная, без какого-либо научного анализа поддержка властных решений), депрофессионализация многих "социологических ис­следований", что демонстрирует невежество и дилетантизм псевдоученых,

В сложившихся условиях вопросом огромной важности является проблема консо­лидации социологов, преодоления разобщенности, систематичности в обмене инфор­мацией и публикациями. Это требует создания ряда постоянно действующих организа­ционных структур. В первую очередь, организации научно-информационного центра, который получал бы информацию о проводимой социологами работе и доводил ее до сведения социологической научной общественности через Интернет; создания Совета директоров и ректоров социологических академических институтов и вузов и коорди­национного Совета редакторов журналов социологического профиля. Необходима координация деятельности и участия социологов в международных.социологических организациях и др.

Эти структуры могли бы действовать при Российской социологической ассоциа­ции, создание которой ни в коем случае не умаляет значения существующих социоло­гических обществ, которые в равной мере могут функционировать и самостоятельно, и как юридические лица в рамках Ассоциации.

Важной задачей является организация проведения выборочных социологических исследований по социально значимым для страны проблемам. Это решение потребует создания общероссийской сети по проведению репрезентативных социологических исследований, больших финансовых затрат. Здесь существенную помощь может ока­зать Отделение общественных наук РАН. Думаю, что необходимо поставить вопрос и об этике социологических исследований, принять "Кодекс социолога".

 

Вильфредо Парето (1848-1923)-итальянский социолог и экономист. Инженер по образованию. Один из создателей математической экономической теории. В 1916 г. опубликовал «Общую социологию» («Trattato di sociologia generale»), которая была написана в форме совокупности постулатов и теорем, предлагаемых для объяснения различных видов общественных связей и отношений. Эта работа была переведена на английский язык под названием “Разум и Общество» («The Mind and Society»).

Как экономист он обосновывал идею рационального выбора; как социолог - подчеркивал значение иррациональных (внелогических) основ социального действия. По его мнению, человек руководствуется в своих действиях подсознательными стремлениями, которые он подразделял на две группы: остатков (residues) и дериватов (derivations). “Остатки» рассматривались им как неизменные комплексы человеческих эмоций, деривации – как изменяющиеся комплексы.

Основоположник теории правящей элиты. Предложил формулу смены элит, меняющих друг друга ради обеспечения преемственности власти и стабильности в обществе. Одна из этих групп осуществляет правление с помощью насилия («львы»), другая – с помощью хитрости и обмана («лисы»). Любые философские, моральные и идеологические построения рассматривал в качестве средств прикрытия реальных побуждений (остатков).

В мировую социологию вошел благодаря Т. Парсонсу, который опирался на идеи Парето при разработке своей теории социального действия.

В Хрестоматию включены несколько параграфов из того раздела “Трактата об общей социологии”, в котором излагается идея циркуляции элит.