Реферат Курсовая Конспект
Социологический факультет - раздел Социология, Московский Государственный Университет Им.м.в...
|
Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова
Социологический факультет
Кафедра социологии культуры, образования и воспитания.
Минюшев Ф.И.
Социология культуры
Учебное пособие
Москва. 2003
Введение
Предлагаемый читателю курс лекций по социологии культуры рассчитан на студентов 4 - 5 курсов социологических факультетов классических университетов России. Предполагается, что студент уже освоил такие дисциплины, как культурология, социология духовной жизни и социальная антропология, предусмотренные учебным планом факультета. Первая, напомним, дает возможность студенту иметь общие представления о культуре, взаимодействии культур, истории отечественной культуры. Во второй речь идет о методологии и методах социологического анализа духовной жизни таких субъектов социальной жизни, как этнос, группа, индивид, общество в целом, взятое на различных этапах его исторической эволюции. В социальной (культурной) антропологии речь идет о культуре, функционирующей на повседневном уровне и об особенностях существования жизненных миров человека, образующихся при проживании им таких констант своего существования как труд, любовь, борьба, игра и смерть. Курс лекций по социологии культуры завершает обучение студентов факультета наукам о культуре. В нем представлены знания прежде всего о так называемой «высокой» (специализированной) культуре - науке, искусстве и религии как феноменов культуры. Логика изложения материала следует за логикой социокультурной жизни общества : творчество, трансляция, социальное функционирование и освоение людьми (социализация) продуктов высокой культуры рассмотрены в связи с функционированием элементов ее современных инфраструктур – научных учреждений, системы образования и масс - медиа (телевидение, кино, радио и книга).
Единую логику всей системе этих знаний придает авторская позиция, обусловленная антропологическим подходом к объяснению культуры : культура в целом понимается как постоянно обновляющийся результат позитивного опыта жизнедеятельности людей, «отбираемого» множественным индивидом в процессе самоорганизации (синергетизма) совместной жизни. Такой опыт фиксируется в различных семиотических системах (язык, письменность и другие знаковые системы) и обретает функции социальной регуляции путем ценностно-нормативной ориентации поведения, деятельности и взаимодействия людей.
При чтении курса автор опирался на содержание учебных пособий по социологии культуры, изданных КоганомЛ.Н., Л.Г.Иониным и Л.И.Михайловой в 1992-1999 г.г., а также на материалы первого кафедрального пособия «Социокультурное исследование».[1]
Учебное пособие создано на основе десятилетнего опыта чтения автором курса «Социология культуры» на социологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова. Курс состоит из пяти разделов : «Морфология культуры», «Субъекты культуры. Творчество», «Социодинамика культуры», «Социализация культурной продукции» и «Социокультурное исследование».
Учебное пособие написано в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению 521200 – «Социология», квалификация –социолог, преподаватель социологии.
Тематический план курса.
Введение. 2-5
Раздел I Морфология культуры.
Тема 1.Общество как социокультурная система. Проблемное поле социологии культуры. 6-20
Тема 2.Типология культур общества : высокая, повседневная и массовая культуры. 20-34
Тема 3.Взаимодействие культур. Духовная практика восточных культур.
34-44
Раздел II.Субъекты высокой (специализированной ) культуры. Творчество.
Тема 4.Природа и фазы творчества. Творческая личность. 44-53
Тема 5.Научное сообщество. Научная революция как смена парадигм.53-69
Тема 6. Художественное творчество. Парадигмы творчества в искусстве.69-84
Тема 7.Религия в контексте культуры. Наука и религия – проблема диалога.84-98
Тема 8.Интеллигенция. Роль в развитии российского общества. 98-107
Раздел III. Социодинамика культуры.
Тема 9. Российская инфраструктура научного творчества. 108-118
Тема 10.Система народного образования : историческая эволюция; проблемы реформирования. 119-131
Тема 11.Социальное функционирование искусства 131-150
Тема 12.Средства массовой коммуникации в поле культуры. Аудитория телевидения. 150-165
Тема 13.Книга : история и современность.Социокультурная перспектива.
165-174
Раздел IV. Социализация высокой культуры
Тема 14. Духовность субъекта жизни : аналитика 174-188
Тема 15. Самобытность отечественной культуры : проблемы безопасности духовной жизни россиян в условиях глобализации.. 189-202
Тема 16. Просвещение и пропаганда. Механизмы убеждения. 202-211
Раздел V.Социокультурное исследование.
Тема 17.Социальное и культурное. Методы социокультурного исследования.
212-227
Тема 18.Этно - и кросскультурное исследование. 228-242
Словарь терминов. 242-250
Литература и контрольные вопросы для самостоятельной работы приложены к каждой теме.
Тема 1. Общество - социокультурная система. Проблемное поле социологии культуры.
Термин «социокультурное» в гуманитарных и обществоведческих науках стал модным. И как всякое модное явление стало обрастать значениями, превращающими его в публицистическую метафору. Между тем, это понятие – ключевое в социологии культуры. Тема посвящена анализу природы и показателей явления, которое мы и обозначаем этим словом.
Контрольные вопросы
1.Раскройте понятие образование (юридический аспект).
2.Какие предметы изучали в школе дореволюционной России?
3.Назовите направления реформирования системы образования в процессе реформирования России?
4.Как характеризует современное состояние высшего образования Союз ректоров России?
Литература
Добреньков В.И. Нечаев В.Я. Общество и образование.М.,2003
Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце ХIХ в.М.,1978.
Интеллектуальная культура специалиста. Сб. научных трудов. Отв.ред.Ладенко И.С. М.,1988.
Миронов А.В. Социально-гуманитарное образование в России (состояние, проблемы, перспективы) М., 2001
Нечаев В.Я. ст.. Образование //Социиальная энциклопедия.М.,2000.
Нечаев В.Я.Социология образования. Курс лекций. М.,1998.
II Всероссийский социологический конгресс. Материалы секции «Социология образования». М.,2003.
Общеевропейкий процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов. Изд-во МГУ.,1995.
Постановление VII сьезда Российского Союза ректоров высших учебных заведений : О стратегии модернизации высшего образования. М.,2003.
Тема 11. Социальное функционирование искусства
Художественное творчество индивидуализировано. Как и с помощью каких институтов общества происходит переход авторского видения мира, его фигурации в социально-значимое событие и фактор, ориентирующие внутренний, эстетический мир множества людей – эти вопросы являются предметом данной лекции.
1.Хронотоп культуры. Инфраструктура социального функционирования искусства в условиях постсоветской России
Для социологического измерения высокой культуры применяется понятие хронотоп, сопрягающий пространственно- временное бытие культуры, в нашем случае – искусства. Хронотоп может быть понят и применен в анализе в двух разновидностях : субьективном и обьективном. Субьективный хронотоп – понятие, выделяющее сектор ментального субьекта, иначе –внутренне осмысленный пространственно-временной континуум субьектов художественного творчества[104].Объективный хронотоп – внешний пространственно-временной континуум, в котором разворачивается бытие исследуемого объекта (в теме термин “хронотоп” будет использован в этом варианте).
Хронотоп, параметры которого измеряемы, можно развернуть в нескольких плоскостях: а)как геокультурный процесс, б) культурный потенциал и в) как культурная инфраструктура.
Например, литературный процесс как геокультурный может быть проиллюстрирован следующей статистикой : если в начале ХIХ века книги издавались в 15-20 российских центрах, то к началу 60-х г.г. уже в 42-45 городах, а концу века число последних возросло до 160-170.
Метод геокультурного анализа позволяет провести сравнительный анализ, опровергающий даже некоторые стереотипы в сфере литературного процесса:[105]
Число книг(наименований), издаваемых в некоторых странах мира (тыс.ед.,%)
СТРАНА | 1890 % | 1913 % |
Россия | 8,64 16,8 | 34.00 32,6 |
Англия | 5,73 11,1 | 12,38 11,9 |
США | 4,56 8,9 | 12,23 11,7 |
Германия | 18,87 36,7 | 35,08 33,6 |
Сумма 6 стран | 51,44 100,0 | 104,45 100,0 |
Хронотоп как культурный потенциал может оказать помощь в исследовании, например, процесса локализации художников русской эмиграции 1917-1941г.г.[106]
Училось | Работало в данной стране более 7 лет | Всего работало | Всего связан с данной страной | |
Франция | 80 (20%) | 227 (52,3%) | 250 (57,6%) | 273 ( 62,9%) |
США | 19 (4,4%) | 93 (21,4%) | 101 (23,3%) | 102 (23,5%) |
Германия | 42 (9,7%) | 34 (7,8%) | 56 (12,9%) | 81 (18,7%) |
Италия | 70 (1,6%) | 18 (4,1%) | 33 (7,6%) | 41 (9,4%) |
Чехословакия | 13 (3,0) | 21 (4,8%) | 24 (5,5%) | 25 (5,6%) |
Англия | 5 (1,2%) | 13 (3,0%) | 21 (4,8%0 | 22 (5,1%) |
Остальные страны | 40 (09%) |
Хронотоп как геокультурная инфраструктура может дать картину распределения творческих сил в пространстве СССР
(Пространство производства высокой культуры-ареал креативной деятельности и ареал репродукционной деятельности).
.
Крупнейшие центры СССР по отдельным направлениям культурной инфраструктуры (на середину и конец 80-х г.г.(К сожалению, современные данные отсутствуют).
Системный ранг
Театр. система Музейное дело Библиотеч. дело
1.Общероссийский Москва, Ленинг. М Л. Л.М.
(мировой)
2.Общероссийский. Киев, Новосибирск. Тбилиси,Киев Киев
3.Межрегиональный Алма-Ата,Ташкент,Минск;Ереван, Рига; Вильнюс
4.Региональный Тбилиси,Львов; Алма-Ата, Казань,Минск; Ереван
5.Региональный. Вильнюс, Рига, Уфа; Баку, Таллин, Горький; Вильнюс[107].
Что сегодня происходит в культурной инфраструктуре?
Красива – когда она в моде.
Безвкусна – через год своего времени.
Уродлива – через 10 лет своего времени.
Смешна – через 20 лет после своего времени.
Забавна – через 30 лет после своего времени.
Своеобразна – через 50 лет своего времени.
Блок "Демография" (национальность, пол, возраст, социальное положение, образование свое и родителей, место проживания).
Эти блоки информации позволяют косвенным образом выяснить также вопросы ассимиляции, маргинальности, аккультурации и инкультурации, оптации или депортации нацменьшинств в данной системе. В настоящее время для России важны исследования по измерению норм и степеней толерантности (согласованности ценностно-нормативных координат поведения) во взаимоотношениях этносов, населяющих ее.
Кросскультурные исследования ориентированы на выявление межкультурных различий. Существует информационный банк данных, например, «Ареальная картотека человеческих отношений», созданная в США. В ней сосредточены сведения по 900 культурам Земли. Содержание разбито на 100 категорий – язык, пища, технология, искусство, труд, семья, социализация и др. По всем регионам России также накоплен банк этнографических данных – они ждут аналитической обработки[190].
В условиях все большей глобализации экономических, политических и культурных процессов важны кросскультурные исследования, проводимые в международном масштабе. Приведем хотя бы два примера из исследований, проведенных институтом Гэллапа и др. исследовательскими учреждениями по заказу Министерства образования Японии.
Вопрос « Какую роль, по Вашему, играет религия в жизни Вашей страны?».
Ответы 17-24 летних респондентов даны в %%.[191]
Очень важную важную не очень важную не важную не знаю
Япония 3,2 26,7 42 18,8 9,3
США 35,9 40,2 14,5 8,6 0,8
Англия 9,8 26,8 33,9 28,4 1,1
Германия 10,0 24,3 39,6 21,8 4,3
Франция 13,9 33,4 22,5 29,6 0,6
Швеция 5,1 11,5 31,6 50,0 1,8
Корея 22,5 38,6 31,5 6,3 1,1
Филиппины 90,1 8,4 -- -- 0,2
Тайвань 71,7 25,4 0,1 -- --
Бразилия 53,1 35,2 7,8 3,5 0,4
Россия 10,3 37,0 30,6 9,7 12,5
Обращают внимание на себя такие страны, как Филиппины, Бразилия и Тайвань, где, по мнению опрошенной молодежи, очень сильно влияние церкви на общественную и личную жизнь людей. Как правило, эти страны со слабо развитой экономикой и недостаточно развитой социальной структурой. Интересное исключение составляет Тайвань – эта страна с развитой экономикой оказалась в группе стран, где традиционно сильно влияние церкви на людей. Видимо, здесь мы имеем дело с интересным феноменом серьезного отставания духовной жизни от развития производительных сил.
Вторая группа стран – это Япония, Швеция, Англия, Германия и Франция, Россия. Здесь оценки колеблются между «важную – неважную», т.е. дающие в сумме примерно семьдесят процентов мнений. Надо считать, что эти страны – наиболее «продвинутые» в развитии секулярности, причем безусловным лидером здесь является Швеция – наиболее демократическая страна с либеральным уклоном.
Вопрос : Счастливы ли Вы ? Ответы в %%.
Счастлив Недостаточно счастлив
Англия 55,8 41,6
Франция 52,7 44,1
Бразилия 66, 3 30,4
Швеция 58,2 38,2
США 54,9 40,1
Япония 39,8 51,0
Корея 26,8 61,5
Россия 24,4 48,7[192]
Разумеется, в основе человеческого ощущения счастья лежат разные этнокультурные эталоны самооценок и оценок – однако, эта таблица позволяет нам оценить одно важное обстоятельство : какая часть населения ( в данном случае – молодежи) чувствует недостаточную полнокровность жизни. Мотивы недовольства молодежи «обустройством» своей жизнью могут явиться основой протестных движений, приводящих к серьезным изменениям в системе власти ( пример - грузинская «бархатная революция» осени 2003г.).
Контрольные вопросы
1.Опишите блоки информации в примерном этнокультурном исследовании.
2.Как выявить с помощью социологических процедур латентную фазу этнического конфликта?
3.Как влияет культура на интерпретацию результатов кросс-культурного исследования? Роль предубеждений исследователя.
4.Этнический стереотип. Факторы его эволюции.
5.Что Вы понимаете под виртуализацией общества?
Литература
Кросс – культурное исследование.// Мацумото Д. Психология и культура.СПб,М., 2002
Ионин Л.Г.Социология культуры. М.,1996. Гл.6. 6.11.Case – study, казаки.
Минюшев Ф.И. Интернет как глобальный виртуальный мир и проблемы безопасности человека.//Влияние информационных технологий на национальную безопасность. М.,2001.
Молодежь Японии. Токио, 1998. (На японском языке).
Социокультурное исследование. Под ред. Минюшева Ф.И. Изд-во МГУ. 1994г.
Тезисы докладов на II Всероссийском социологичнском конгрессе. Раздел «Социология культуры». М.,2003.
– Конец работы –
Используемые теги: Социологический, факультет0.052
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социологический факультет
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов