рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ

УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ   Как И Другие Отраслевые Социологические Дисциплины, Социологи...

 

Как и другие отраслевые социологические дисциплины, социология религии исследует свой объект на двух уровнях – теоретическом и эмпирическом.

 

На теоретическом уровне предметом исследования являются религия в целом как социальная подсистема, ее социальная природа, место и роль в обществе, социальные функции, ее внутренняя структура и взаимосвязь составляющих ее элементов, происходящие в ней процессы и изменения.

 

Теологическая трактовка религии как божественного откровения, которой придерживается и часть конфессионально ангажированных социологов, делает практически бессмысленным и невозможным социологическое изучение религии на теоретическом уровне. Научное же изучение религии начинается с признания ее порождением определенного уровня развития человечества, а также анализа ее функций. Что касается человека, то роль религии проявляется для него в функциях определения смысла жизни и идентичности. По отношению к социальным группам (это не исключает и человека) важны функции социальной интеграции и сакрализации культурных, главным образом этических, ценностей [1].

 

На эмпирическом уровне социологического анализа религии предметом исследования становятся религиозное сознание и поведение людей, больших и малых групп, общественное мнение о религии и церкви, деятельность религиозных институтов, организаций и движений, конфессионально ориентированных политических партий, отношение к религии различных групп населения, воздействие религии на поведение людей в различных сферах общественной жизни.

 

На этом уровне ключевыми понятиями, доступными операционализации, выступают религиозность, ее уровень, степень, характер, динамика, состояние религиозного сознания, религиозное поведение, религиозная группа (община, объединение верующих).

 

Под религиозностью понимается «определенное состояние отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему» (Д.М.Угринович, 1974), их приверженность к религии, принятие ее вероучения и предписаний. Под уровнем религиозности принято понимать соотношение респондентов, обладающих признаком религиозности, со всей совокупностью опрошенных. В отличие от уровня религиозности, когда фиксируется только сам факт наличия определяющего признака, понятие степень религиозности отмечает интенсивность проявления этого признака (сильная или слабая вера в сверхъестественное, в Бога, постоянное или эпизодическое посещений богослужений и т.п.). Нетрудно заметить, что возможны случаи, когда исследования покажут одинаковый уровень религиозности на разных объектах, но разную степень ее проявления, т.е. глубины религиозного сознания и религиозных переживаний верующих, интенсивности соблюдения ими религиозных предписаний.

 

Чем характеризуется современная религиозность в России, каковы ее тенденции, как оценивается влияние религии на процессы общественной жизни населением страны, показывает анализ Ю.П.Зуева.

 

На основе приведенных данных об уровнях религиозности, полученных в период 1988–1996 годов, трудно с уверенностью делать выводы о реальном состоянии религиозности населения страны в указанный период. Во-первых, слишком велик разброс результатов, что, видимо, объясняется различиями подходов к построению социологического инструментария, способов обработки полученной информации, возможно, и какими-то дефектами выборки. Во-вторых, к категории верующих отнесены все те, кто сам заявил о своей религиозности. Однако известно, что самооценка не может служить достаточным и надежным основанием для объективной характеристики мировоззренческой позиции человека. Несомненно лишь то, что уровень религиозности взрослого населения страны в течение первой половины 1990-х годов имел положительную динамику, а доля лиц, считающих себя верующими, достигла в 1995 году не менее 65% [2].

 

В целом рост религиозных общин значителен. На 1 января 1997 года в России насчитывалось 14,5 тыс. общин. По ориентировочным данным, 50–55 млн. россиян относили себя к православию, 15–18 млн. – к различным формам протестантизма и католицизма, 10–12 млн. – к исламу.

 

Вместе с тем, подданным ВЦИОМ, уже 1996 год показал процесс сокращения доли верующих среди населения: пик роста верующих пришелся на 1993–1994 годы и сейчас практически равен показателям 1991 года [3].

 

Весьма своеобразны процессы, происходящие в среде самих верующих. Так, рост числа людей, объявивших себя причастными к православию, не изменил пропорций включенности в церковную жизнь. В 1996 году 55% назвавших себя православными практически не посещают церковные службы. Ежемесячное причастие (минимальная частота, рекомендуемая церковью) соблюдали не более 4–5% назвавших себя православными, т.е. столько же, сколько было в 1991 году, сколько было и в 70-е и в 80-е годы. Все это позволяет поставить под сомнение существование провозглашенного религиозного ренессанса, а скорее рассматривать его как изменение отношения государства и общества к религии, признание ее роли в поддержании нравственных норм, отказ от «идиотизма» по отношению к верующим. Вместе с тем данные социологических исследований показывают большую долю приверженных к религии среди молодежи (до 20 лет), среди лиц старшего возраста (после 60 лет), а также в целом среди женщин [4].

 

Что касается характера религиозности, то на первый план выходит качественная характеристика явления: в нем интегрируется информация о качестве религиозности, добавляются такие характеристики, как конфессиональная определенность, особенности, наложенные своеобразием исторического периода, национальной спецификой, социальным контекстом.

 

Говоря о качестве религиозности, отметим, во-первых, что под воздействием изменившейся ситуации появляется категория примкнувших, «зачисливших» себя в религию под влиянием общественной моды, которые поступили так потому, что это сейчас принято. В результате того что слово «верующий» становится все более «нормальным», респектабельным, а слово «атеист» – неприличным, мы имеем дело с весьма интересным и специфическим явлением: атеизм «очищается» от тех, кто считал себя ранее атеистом скорее всего из конформистских соображений, а вера «замутняется», ибо к ней примыкают отнюдь не только в связи с изменившимся мировоззрением [5].

 

Во-вторых, качество религиозности проявляется в таком специфическом явлении, когда религия понимается не столько в «религиозном» смысле, сколько в социально-утилитарном, как средство поддержания культуры и морали. Высоко оценивая эти черты религиозного учения, многие верующие концентрируют внимание на том, что религия полезна для общества, для поддержания нравственности, что говорит скорее об их приверженности идеям гуманизма, чем о настоящей, искренней и глубокой вере [6].

 

В-третьих, происходит весьма своеобразный, но реально существующий процесс «индивидуализации» веры, когда люди, придерживаясь одной веры и искренне разделяя ее основные положения, приспосабливают ее к своему личному мировосприятию окружающей действительности. В результате одни люди придают большое значение одним действиям религии, другие – другим; одни склонны отмечать одни праздники и соблюдать ритуалы, а другие выделяют для себя другие даты и придают значение иным ритуалам.

 

При анализе характера религиозности обращается внимание на принадлежность людей к разным конфессиям, которые в России представлены помимо православия исламом, католицизмом, протестантизмом, иудаизмом. Существует значительное число и различных религиозных течений. Образовавшийся после социалистической идеологии вакуум заполняется не только ценностями развитых «цивилизованных» религий, но и различными мистическими и оккультными представлениями, неоязычеством и труднообъяснимыми миссионерскими учениями.

 

Особую тревогу вызывает оголтелая экспансия многочисленных квазирелигиозных образований (культов, нетрадиционных религий, «тоталитарных сект»): «Церковь унификации», «Общество сознания Кришны», «Церковь сайентологии» и др. Применяя изощренную психотехнику, «культы» губительно влияют на психику людей и их личностное сознание, превращая своих последователей в роботов. Аналогичные группы возникли и на почве православия («Великое белое братство», «Богородичный центр», «группа Виссариона» и др.). Однако в средствах массовой информации господствуют самые дилетантские представления о таких новообразованиях. Примерами могут служить материалы о событиях в Киеве, связанные с «Белым братством», или сообщения о деятельности «АУМ синрике».

 

И, наконец, получили распространение причудливые эклектические образования типа культа НЛО, астрологии, магии, колдовства и т.д.

 

Однако, как справедливо отмечает Л.Н.Митрохин, проблемы качества и характера религиозности обсуждаются на весьма поверхностном, морализаторском уровне, когда идеализируется история церкви, вычеркивается богатое материалистическое и антиклерикальное наследие, насаждаются новые мифологемы по принципу «все наоборот» [7].

 

Наиболее общей характеристикой религиозности исследуемого объекта (от малой группы до общества в целом), в которой в качестве переменных задействованы все три названные выше характеристики, является понятие состояние религиозности. Оно синтезирует качественно-количественную определенность уровня, степени и характера религиозности, в их единстве и устойчивом сочетании в течение определенного периода времени, фиксируемую на момент исследования. Для раскрытия состояния религиозности на исследуемом объекте нужны данные более широкого и глубокого типа, чем результаты опроса (особенно, когда речь идет о состоянии религиозности в стране, крупном своеобразном регионе и т.д.). Здесь должны быть учтены процессы, происходящие в массовом религиозном сознании и религиозной идеологии, конфессиональная структура населения, направленность, характер и интенсивность деятельности религиозных организаций, объединений верующих, их влияние на окружающую социальную среду.

 

Именно такой подход и позволяет более реально оценить состояние религиозности в России и усомниться в существовании религиозного бума.

 

К этому понятию близко и понятие религиозная ситуация. В социологических публикациях они часто используются как синонимы. Однако между ними имеются и некоторые оттенки. Понятие религиозная ситуация фиксирует явление более конкретное, более локализованное во времени и пространстве, в его содержании несколько большее значение имеет характеристика деятельности религиозных организаций и верующих.

 

Надо иметь в виду, что социология религии не ограничивается изучением религиозного феномена в чистом виде. Отношение людей к религии в обществе неодинаково, оно может меняться в течение жизни, порой даже на весьма коротком ее отрезке, под влиянием окружающей среды, общественной атмосферы, меняющихся жизненных обстоятельств, идеологического воздействия. Поэтому социология религии исследует весь диапазон отношения людей к религии: от религиозности (разных форм и интенсивности) – через колебания в вере, неопределенность отношения к религии, индифферентность – до нерелигиозности, атеизма. Кстати, в отечественной литературе сама дисциплина часто называется «социология религии и атеизма».

 

Первые опыты конкретно-социологического изучения проблем религии в нашей стране относятся к концу 50-х – началу 60-х годов, когда объектами исследования становились отдельные небольшие населенные пункты, трудовые коллективы, религиозные общины. Ко второй половине 60-х годов уже сформировалось несколько научных центров на базе академических институтов, вузов (в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Воронеже, Перми и других городах) во главе с Институтом научного атеизма Академии общественных наук. За три десятилетия ими было осуществлено большое количество социологических исследований проблем религии и атеизма, в том числе крупных – в масштабе областей, республик, регионов.

 

Проведенные исследования различались как по объекту, так и по типу решаемых задач и тематике. Значительная часть из них была посвящена измерению уровня религиозности, масштабов распространенности религиозных и атеистических ориентации среди населения, в отдельных социально-демографических и социально-профессиональных группах, в трудовых, учебных, воинских коллективах и т.п. Они позволяли раскрыть взаимосвязь религиозности, ее эволюции с социальными условиями и процессами, происходящими в обществе, давали информацию о динамике религиозности, о тенденциях изменения в ее внутренней структуре и содержании, позволяли построить типологию опрошенных по их отношению к религии и атеизму, представляли эмпирический материал для теоретических обобщений о причинах и механизмах воспроизводства религиозности, об изменении места и роли религии в обществе.

 

К этому типу исследований по объектам и методике (преимущественно анкетированию) примыкают и исследования общественного мнения по вопросам религии и атеизма.

 

Другой тип исследований имеет своим объектом непосредственно объединение верующих – религиозную общину, приход, а также такую специфическую социальную группу, как служители культа, слушатели духовных учебных заведений, а также деятельность религиозных организаций и учреждений. В любой религии они выполняют функцию организующего начала, осуществляют контроль за сознанием и поведением своих членов, обеспечивают пропаганду и распространение вероучения, привлечение новых членов (миссионерство, прозелитизм), организуют не только религиозную, но и социальную жизнь своих последователей. Социологию в этом случае интересуют прежде всего их функции, процесс их изменения и согласования с окружающей реальностью. Предметом изучения в таких исследованиях являются состояние, организация и динамика религиозной жизни, социальные, политические и духовно-нравственные ориентации верующих и духовенства, характер связи общины с внешним миром, со светскими властными, социальными и культурными структурам!, с миром бизнеса. Во многих случаях религиозная община выступает для верующего его непосредственной социальной средой, прежде всего для людей старших возрастов, пенсионеров, где они реализуют не только свою причастность к вере, но и свою социальную активность, культурно-познавательные интересы, удовлетворяют потребность в общении, сопереживании и т.д.

 

Исследования подобного рода требуют предварительного согласования и установления доверительных отношений с руководством и активом общины, с верующими. Нередко они продолжаются в течение длительного периода или повторяются через определенные промежутки времени, не ограничиваются анкетированием, а дополняются глубинными интервью, опросами экспертов, наблюдением, приобретают монографический характер.

 

Большой и ценный материал дают социологам изучение и анализ документов, контент-анализ церковной прессы и публикаций о религии в светских средствах массовой информации, изучение архивных материалов, которые позволяют найти «точку отсчета» при исследовании изменений религиозного феномена.

 

Одной из важных методологических проблем, которые встают перед социологом-религиоведом, является проблема достоверности информации о религиозности, получаемой социологическими методами. Или – ставя вопрос шире, в более общем плане – возможно ли вообще познание религиозного феномена без погружения в него, т.е. не будучи человеком верующим, не имея собственного «религиозного опыта»? Со стороны религиозных социологов можно встретить утверждения, что только верующему человеку, исповедующему истины своей религии, доступно и научное ее познание. Однако большинство социологов и в нашей стране и за рубежом отвечают положительно на вопрос о возможности и достоверности познания проявлений религии социологическими методами, поскольку исследователь решает вопрос не об истинности или ложности религии, религиозного опыта индивида, а принимая ее за социальную данность, изучает степень и характер ее влияния на общественную жизнь, на общественное, групповое и индивидуальное сознание и поведение, видит в ней один из типов социальной ориентации, определенную модель образа жизни людей.

 

К этой проблеме примыкает и другая методологическая проблема: что считать критериями религиозности. Некоторые социологи (например, последователи французского католического социолога Г. Ле Бра) считают, что, изучая религию, социолог может достоверно наблюдать и фиксировать только факты внешних проявлений религиозности, религиозного поведения, участия в отправлении культа («религиозную практику»). Религиозного же сознания он касаться не должен, поскольку рискует оказаться во власти не реальных фактов, а субъективных высказываний респондентов. Следует признать, что определенные основания для такого скептического подхода есть: социологическая анкета часто оказывается слишком грубым инструментом для проникновения в сознание респондента, искренность ответа целиком зависит от него самого, а наблюдаемые факты религиозного поведения, казалось бы, неопровержимы – они либо есть, либо их нет (хотя можно добавить, что о фактах религиозного поведения социолог тоже часто судит только по признанию респондента).

 

Но здесь возникает другое, не менее серьезное опасение, что взятые изолированно от сознания индивида и абсолютизированные акты религиозного поведения могут также нарисовать недостоверную картину. Человек может посещать церковь, участвовать в богослужениях, исполнять религиозные обряды и предписания вероучения, не будучи верующим и не испытывая при этом религиозных чувств, а по привычке, в силу принятого в данной среде стереотипа поведения, под давлением своего ближайшего окружения или по каким-то другим, например карьерным или популистским, соображениям – и тогда из полученных данных нельзя делать никаких других выводов, кроме констатации самих фактов религиозного поведения.

 

Но и обращение только к сознанию респондентов, религиозные или нерелигиозные признаки которого могут фиксироваться лишь по их высказываниям, без учета поведения тоже может привести к получению недостаточно достоверной информации. По каким-то причинам человек может скрывать свою религиозность, подлинные мотивы своего поведения или же, наоборот, представлять себя верующим, приверженцем конкретной конфессии, сам при этом сознавая, что таковым не является.

 

Проведенные исследования свидетельствуют, что подобные искажения информации, когда речь идет о такой тонкой, глубоко интимной стороне духовного мира человека, как его отношение к религии, имеют место. Но эти же исследования, сравнение результатов, полученных на разных объектах, анализ заполненных анкет на логическую противоречивость позволяют утверждать о достаточной надежности и достоверности основной массы получаемой информации, о принципиальной доступности религиозного феномена изучению социологическими методами. Выход – в комплексной фиксации признаков сознания и поведения, соотнесении их друг с другом, постановке контрольных вопросов и построении в исследовательской процедуре такой модели сочетания этих двух рядов признаков, которая позволяла бы достоверно судить о религиозности или нерелигиозности индивида.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИОЛОГИЯ

СОЦИОЛОГИЯ... Общий курс...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ XIX –НАЧАЛА XX ВЕКА
  Термин социология в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил Огюст Конт (1798-1857). В главных своих сочинениях – «Курс п

СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
  Бурное развитие социологической науки в XX веке породило много течений, которые придерживались самых различных концепций, взглядов как по общеметодологическим позициям, так и по час

СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА
  Социологическая мысль России начала складываться в рамках других социальных наук, и долгое время ее было трудно вычленить из них, не говоря о том, чтобы ее представить в качестве са

СОВЕТСКАЯ И РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
  Первое десятилетие советской власти в целом характеризовалось продолжением тех традиций социологической мысли, которые сложились на предшествующем этапе развития, с той лишь поправк

Темы для рефератов
1. О.Конт и его позитивистская социология. 2. Эволюционистская социология Г.Спенсера. 3. Э.Дюркгейм и его воззрение на общество как особую духовную реальность. 4. Социоло

ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ
  Долгое время в спорах о сущности и границах социологии как науки специально не выделялся вопрос об объекте социологии. Попытки поднять его практически оставались незамеченными. В ка

СОВРЕМЕННЫЕ ДИСКУССИИ О СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИИ СОЦИОЛОГИИ
  Долгое время не делалось больших различий между объектом и предметом социологии. Потребовались годы, чтобы в философской, науковедческой литературе был сформулирован и принят многим

РЕАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ, ПОВЕДЕНИЕ И ИХ СРЕДА КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
  В конце 80-х – начале 90-х годов в мировой социологии стала созревать новая ситуация, которая ознаменовалась тем, что были выдвинуты новые концепции, претендующие на более глубокое

Темы для рефератов
1. Этапы развития представлений об объекте социологии. 2. Гражданское общество как объект социологии. 3. Исторические судьбы советской социологии. 4. Этапы и проблемы воз

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К СТРУКТУРЕ СОЦИОЛОГИИ
  В отечественной литературе по-разному решается вопрос о структуре социологической теории. Во-первых, были предприняты попытки рассмотреть ее по специальным социологическим теориям.

ОСНОВЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
  Теоретическая и эмпирическая социология. Данное деление является наиболее распространенным и признанным, ему посвящено немало работ в отечественной социологии. В их основе лежит раз

КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ
  Понятийный аппарат социологии в современной отечественной науке трактуется по-разному, ибо исследователи исходят из различных теоретико-методологических оснований. Распространенный

ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
  Как общественная наука социология выполняет теоретико-познавательную и управленческую функции. В свою очередь, они могут образовывать производные функции, которые иногда в литератур

МЕСТО СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
  До недавнего времени место социологии среди других общественных дисциплин выяснялось главным образом при обсуждении ее соотношения с историческим материализмом и теорией научного ко

ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связ

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  Программа содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Только глубоко продуманная во всех своих с

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  Одной из важнейших процедур методической части социологического исследования является определение обследуемой совокупности. После уточнения объекта исследования решается вопрос о ко

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ» ЧЕЛОВЕК
  Данный этап в социологии труда состоит из «физического» и «профессионального человека». Дело в том, что, реализуя принципы заинтересованности работника в достойной и желаемой им опл

БИОЛОГИЧЕСКИЙ» ЧЕЛОВЕК
  Исследования условий труда были важной ступенью в осмыслении социальных резервов производства. Этот этап начался в истории промышленности примерно с 20-х годов XX столетия. Уже тогд

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ» ЧЕЛОВЕК
  В раскрытой книге человеческих сущностных сил есть еще одна сторона – осознание работника как социально-психологическое явление. Этот феномен был отмечен и зарегистрирован сравнител

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ» РАБОТНИК
  Работник будет всегда пассивным участником трудового процесса, если не будет вовлечен в управление делами производства, в творческий поиск, в поиск резервов и их осознанное использо

Темы для рефератов
1. Концепция экономического человека в трудах Ф.Тейлора. 2. Социально-технологические проблемы труда в работах Ф.Тейлора, П.М.Керженцева, А.К.Гастева. 3. Проблемы профессиональног

СОВРЕМЕННЫЙ ГОРОД КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ
  Социальное развитие в широком смысле этого слова требует своей реализации не только в масштабе общества, но и на всех структурных уровнях. Особое место занимает город как такое соци

НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
  Как известно, градообразующими факторами выступают промышленность, транспорт, связь, управление, наука, санаторно-курортное дело и т.д. С точки зрения социологии эти факторы отражаю

БЛАГОПРИЯТНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СРЕДА
  Ее создание начинается с рационального, продуманного осуществления архитектурно-планировочных преобразований,   комплексного улучшения жилищных и культурно-бы

УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДОМ
  Социальное развитие городов долгое время целенаправленно не осуществлялось. Планы городского хозяйства лишь формально охватывали и намечали развитие многих связей. А по сути, они бы

Темы для рефератов
1. Основные этапы урбанизации в мире (в России). 2. Особенности урбанизации в Сибири, на Дальнем Востоке, Крайнем Севере. 3. Город как социальное явление. 4. Проблемы соц

СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДЕРЕВНИ
  Для социологии села важными методологическими положениями являются, во-первых, то, что сельскохозяйственное производство представляет собой сферу, обеспечивающую целостность народно

СОЦИАЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА СЕЛЕ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
  История советской деревни – это путь непрерывных экспериментов, которые проводились в режиме поиска реальных резервов для повышения эффективности сельскохозяйственного производства,

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛА
  Современная экономическая, социальная и культурная ситуация на селе характеризуется в основном негативными процессами. И без того низкий объем производства сельскохозяйственной прод

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ И РОЛЬ СОЦИОЛОГИИ В ИХ ПОЗНАНИИ
  Экологическая ситуация – один из самых волнующих вопросов. Он остро стоит и в нашей стране, особенно в индустриально развитых центрах, хотя касается всех без исключения регионов, в

СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
  До недавнего времени экологическое сознание характеризовалось следующими особенностями.   Во-первых, оно было потребительским, базировалось на глубоком убежде

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
  Во второй половине XX века весь мир стал осознавать всю пагубность экологического невежества, творимого человеком во имя погони за все расширяющимся потреблением, развитием промышле

Темы для рефератов
1. Экологическая ситуация в стране: состояние, проблемы и пути их решения. 2. Характеристика состояния окружающей среды в республике (области, крае, городе, районе). 3. Концепция

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
  Термин инфраструктура вошел в научный лексикон в конце 40-х годов XX века и первоначально означал комплекс вспомогательных сооружений, обеспечивающих успешное взаимодействие различн

ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
  Объекты социальной инфраструктуры характеризуют существующую реальность, посредством которой обозначается устойчивая совокупность вещественных элементов, обеспечивающих условия для

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
  В современных условиях социальная инфраструктура – важная характеристика степени экономической и социальной развитости общества, показатель широты и глубины использования материальн

Темы рефератов
1. Генезис идей социальной инфраструктуры. 2. Виды (типы) социальной инфраструктуры. 3. Основные компоненты инфраструктуры трудовой (общественно-политической, культурной) деятельн

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СТРАТИФИКАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
  Проблемы социальной стратификации и дифференциации постоянно находятся в поле зрения отечественных ученых. Даже беглый анализ опубликованных книг и статей показывает, что изучение с

ВАЖНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
  Прежде всего остановимся на социально-профессиональной структуре общества, которая является одним из следствий общественного разделения труда. Воинская знать, служители культа в пер

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  Когда понимание социальной структуры только как классовой было подвергнуто сомнению самой логикой жизни, остро встал вопрос о том, что необходимо учесть, чтобы дать полную и более т

Темы для рефератов
1. Генезис идей о социальной структуре. 2. Социально-демографическая структура: сущность, состояние в российском обществе. 3. Современные проблемы социально-профессиональной струк

НАЦИИ И ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ
  На территории современной России живут представители более ста наций, народностей и этнических групп. В начале XX века они обладали различной исходной базой – от жизни в условиях пр

НАЦИОНАЛЬНЫЕ (ЭТНИЧЕСКИЕ) АСПЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
  Этнические проблемы всегда занимали особое место в истории России. В царской России представителей одних народов относили к инородцам, за другими не признавали права на самостоятель

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ НАРОДОВ
  Интернационализация экономической и социальной жизни объективно толкает национальное самосознание рассматривать духовную жизнь как наиболее полное воплощение достижений национальной

Темы для рефератов
1. Генезис идей о национальном вопросе в России. 2. Национальные проблемы вашей республики (города, района). 3. Этнос, нация, народность: общее и особенное. 4. Диаспоры,

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
  Семья является ячейкой общества, поэтому на ее функционирование влияют все социально-экономические и культурные процессы (как позитивные, так и негативные), происходящие в нем. На с

ЖЕНЩИНА И СЕМЬЯ
  Сегодня мало кто оспаривает тот факт, кто ключевая роль в семье принадлежит женщине. Именно ее сознание, поведение, ее роль как супруги, матери, работницы предъявляют к ней высокие

ДЕТИ, СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
  Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале его жизненного пути, когда закладываются нравственные, психологические, эмоциональные о

Темы для рефератов
1. Социология семьи: современные проблемы исследований. 2. Основные причины кризиса современной семьи. 3. Неполная семья: характеристика ситуации и пути ее решения. 4. Ед

ВОЗРАСТНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
  Каждый знает, что юность – определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Но каковы хронологические границы и содержательные признаки этого

ТЕОРИИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
  Неофрейдизм. Сильное влияние на теоретические проблемы юности оказал психоанализ. Его родоначальник – австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856–1939) – не создал систематической конц

ПРИРОДА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ И ОПЫТ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ
  Негативные явления свидетельствуют о наличии исторических предпосылок, объективных и субъективных условий, о противоречивости общественного развития, в котором тесно переплелись как

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ
  При анализе негативных сторон жизни социологи в большинстве случаев оперируют такими понятиями, как пьянство, взяточничество, бюрократизм, злоупотребление служебным положением, потр

МИКРОСРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ
  Общие объективные и субъективные условия определяют лишь возможность отклоняющегося поведения, но не являются их непосредственными причинами. Превращение возможности в действительно

Темы для рефератов
1. Виды и типы отклоняющегося поведения. 2. Проступки против морали. 3. Характеристика и причины появления и существования социальных групп – нищие, бездомные, бомжи, бродяги, алк

СУЩНОСТЬ И ЭТАПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
  По своей сути политическая социализация представляет процесс приобщения человека к соответствующей информации, процесс усвоения идей, взглядов и образцов политического поведения.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  Политическая культура включает в себя политическое мышление, представленное совокупностью теоретических положений, взглядов, мнений, ценностных ориентации и т.п., которые реализуютс

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И ЕЕ РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
  После многих лет славословия в адрес социалистической идеологии наступила пора всеобщей и обвальной ее критики, когда слово идеология стало ругательным и неприемлемым понятием. Вмес

Темы для рефератов
1. Основные вехи эволюции идей политической социологии (в отечественной и зарубежной науке). 2. Роль семьи (школы, производственной организации) в политической социализации. 3. По

ТИПЫ И ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
  Политическая жизнь представляет особую форму реализации интересов государства, политических партий и объединений, классов, наций, социальных групп, добровольных организаций и даже о

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВА
  Государство всегда оценивается людьми с позиций того, насколько оно соответствует или не соответствует их представлениям о справедливом общественном строе. В одном случае они готовы

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
  Самоуправление развивается не отдельно от государства и общества, а путем углубления демократических основ организации его деятельности, усиления взаимодействия официальных и общест

Темы для рефератов
1. Дайте характеристику таких типов власти, как демократия, олигархия, этнократия, охлократия, теократия, технократия. 2. Уровни политической власти и соотношение между ними. 3. Р

ПРАВОВАЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ
  Будучи составным элементом общественного сознания, правовое сознание, с одной стороны, подчиняется общим закономерностям развития, с другой – обладает специфическими особенностями,

ПРАВОВАЯ УБЕЖДЕННОСТЬ
  Помните Бруно Ясенского: «Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предаю

ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ
  Стремление людей принять активное участие в правотворчестве особенно ярко проявилось в 1987–1989 годах, что нашло отражение в предложениях по совершенствованию всех сфер общественно

ПРОФСОЮЗЫ
  Среди общественных организаций видное место, и прежде всего по массовости, занимают профсоюзы. Они заняты вопросами, которые касаются самых различных сторон жизни: экономической, со

МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
  Участие молодежи в общественной жизни вообще и политической в частности всегда было одним из значимых направлений в социологии. Молодежь всегда олицетворяла собой все новое, нарожда

САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
  Как показывает жизнь, существующая структура государственных и общественных организаций не могла удовлетворить все многообразие устремлений и чаяний людей. Именно это несоответствие

Темы для рефератов
1. Становление многопартийности в России в 80–90-е годы. 2. Характеристика партий неолиберальной ориентации. 3. Проблемы социалистических и коммунистических партий. 4. На

ПОНЯТИЕ О СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
  Социология личности оперирует категориями, которые нередко рассматриваются как синонимы, – формирование, развитие, воспитание, социализация. Их неодинаковое использование затрудняет

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС
  Социальный статус – это показатель положения, занимаемого индивидом в обществе. Каждый человек обладает несколькими статусами (сын, он же геолог, он же вратарь) [2].  

РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
  Роль – это тип поведения личности, обусловленный ее статусом. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяется как ролевой набор. Роль объективно задается социально

НОРМАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ
  В отличие от ролевой теории данные концепции имеют обязывающий и ориентирующий характер, предписывающий человеку определенные формы восприятия, оценки и поведения в окружающей его д

СОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
  Исходным пунктом – о чем бы мы ни вели речь: о воспитании, развитии, формировании или социализации личности – является анализ реального состояния сознания, его тенденций, противореч

Темы для рефератов
1. Генезис идей социологии личности в зарубежной и отечественной литературе. 2. Концепции формирования личности. 3. Плюсы и минусы социологии воспитания. 4. Основные кана

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
  Образование является объектом и предметом изучения ряда наук: педагогики, психологии, философии, истории, экономики, социологии. Каждая из них исследует ту грань, которая специфична

ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
  Очевидно, что для того, чтобы выявить эффективность, действенность образования с точки зрения социологии, необходима оценка данного социального института, во-первых, с позиций тех л

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
  Молодежь вступает в жизнь – трудовую, общественно-политическую, имея, как правило, среднее образование. Однако оно очень серьезно различается по качеству. Значительные различия зави

НАУКА И ОБЩЕСТВО
  Взаимоотношения науки и общества всегда складывались непросто. Однако логика общественного развития постоянно убеждала властные структуры в необходимости считаться с ее выводами, ре

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУКИ
  Из отрасли с занятым в ней мизерным количеством людей еще сто лет назад наука превратилась в гигантскую индустрию по производству нового знания, его использованию и применению во вс

СОЦИАЛЬНЫЙ КЛИМАТ НАУКИ
  Развитие науки в нашей стране в 60–80-е годы ознаменовалось нарастанием серьезного кризиса. Значительные достижения в ряде областей научного знания (в математике, в ядерной физике,

КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  В отечественной социологии сложилось несколько подходов к трактовке социологии культуры. «Предметом социологического исследования культуры может быть, во-первых, вся система культур

ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ
  Многочисленные дискуссии о том, что же является базовым исходным понятием при исследовании такого феномена, как культура, позволяют сделать вывод, что им может быть такой важный эле

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
  Культуру невозможно рассматривать вне рамок эстетического видения мира, ибо сфера эстетического является специфическим проявлением ценностного отношения человека к природе и обществ

Темы для рефератов
1. Генезис идей о культуре в жизни человечества. 2. Предмет «социология культуры». 3. Ценности и их место в социологии культуры. 4. Массовая культура: ее «плюсы» и «минус

РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
  Социологию религия интересует как социальное явление, как важный структурный компонент гражданского общества в самых разных его социальных проявлениях и на разных – социальных же –

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ
  Секуляризация означает «обмирщение»: то, что было достоянием веры и церкви, становится со временем от них независимым, светским. В истории Европы это коснулось первоначально церковн

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДВИДЕНИЯ
  В современной научной литературе научное предвидение обычно подразделяется на естественно-научное (перспективы развития природы в целом или отдельных ее явлений) и социальное (персп

МЕТОДЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССУ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДВИДЕНИЯ
  В процессе социального предвидения осуществляется анализ (описание) как того, что уже имеется в реальности, так и того, что скрывается в латентном виде в общественных явлениях и соб

РОЛЬ ИНТУИЦИИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДВИДЕНИИ
  В истории не так уж редко складывались ситуации, когда интеллект оказывался не способным проникнуть в сущность процесса или явления, и на помощь приходила интуиция как «высочайшее о

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
  Прогнозирование, пожалуй, как никакая другая стадия (по сравнению с планированием, проектированием, программированием), не сопровождалась такими зигзагами в своем становлении за пос

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
  Исторически одним из первых методов, который стал широко использоваться в прогностике, стал метод экстраполяции. Его суть – построение динамических (статистических или логических) р

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГНОЗОВ
  В 60–70-е годы было осуществлено прогнозирование путей возможного развития ряда общественных процессов. К числу интересных прогнозов можно было отнести определение будущего состояни

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
  Проектирование – одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов

О МЕТОДОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
  Проектировать – это значит перебирать варианты и схемы будущего действия. При всем их многообразии есть ряд общих требований, необходимых для подготовки, разработки и реализации про

МЕТОДЫ И ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
  Проектирование – ответственный этап, требующий знания законов общественного развития. Оно не должно опираться (ориентироваться) на субъективные желания и устремления людей, какими б

А. Социальное проектирование новых производств
  Опыт социального проектирования новых производств накапливался постепенно. Долгое время социальные аспекты их формирования учитывались недостаточно, что вызывало различного рода отк

Б. Проектирование новых городов
  Продолжительное время проектирование новых городов осуществлялось только архитекторами. Хотя социальные факторы развития городов всегда в той или иной мере планировались, однако их

ДЕЙСТВЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
  Характер социальных проектов различен – от проектов, предусматривающих эволюционные изменения, до создания принципиально новых, требующих, по мнению П.Хилла, не менее 55–60 оригинал

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
  Исторический парадокс состоит в том, что идея плановости, выдвинутая социалистической моделью, в условиях нашей страны претерпела такие изменения, которые к началу 90-х годов привел

УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
  Объектами социального планирования выступают все уровни социальной организации – от общества до конкретного производства.   Что касается общества, то в его ра

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
  Формы социального планирования представлены, во-первых, адресным планированием, во-вторых, планированием с помощью косвенных (экономических и социальных) рычагов.  

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
  Так как планирование является и наукой, и деятельностью, то методы нужно понимать и как способы осуществления, и как способы разработки программ или задач   О

ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  Количественная и качественная характеристики состояния, тенденций и направлений социального развития, применяемые в планировании для оценки соответствия реально сложившегося положен

РЕЗЕРВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
  Социальное планирование переживает сегодня сложный период. Возможности, которые открывались на этапе его становления, практически исчерпаны. Необходим следующий этап в его развитии

Темы для рефератов
1. Социальное и экономическое планирование: общее и особенное. 2. Теория и практика становления и развития социального планирования в СССР. 3. Основные положения социального плани

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ?
  Если исходить из определения технологии, данной инженерной мыслью, то под ней понимается совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полу

ФОРМЫ, ВИДЫ И ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
  В целом социальные технологии выступают в двух формах: как структурный элемент любой системы, технологически оформленный программный продукт и как деятельность, связанная с реализац

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  В основе технологической культуры лежит идея, сформулированная болгарским ученым Н.Стефановым: «реальная проблема не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные проце

Темы для рефератов
1. История появления социальных технологий. 2. Особенности социальных технологий на различных уровнях социальной организации общества. 3. Общее и особенное в понятиях «социальная

Словари, справочники
1. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Краткий этносоциологический словарь-справочник. Ставрополь, 1994. 2. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М., 1989.

Теория и методология
1. Американская социологическая мысль. Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. 2. Беккер Г., Басков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1961.

История социологии
1. Александров Г.Ф. История социологии как наука. Минск, 1958. 2. Аллахвердян С.Д. Критический очерк социологии номинализма. Ереван, 1978. 3. Андреева Г.М. Современная буржуазная

МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА И ТЕХНИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  Вопросы методологии, методики и организации социологических исследований 1. Андреенков В.Г., Маслова О.М. Методы сбора социологической информации: Метод, пособие. М., 1985.

Анализ документов. Контент-анализ
1. Анализ документов в социологическом исследовании: Сб. статей. М., 1985. 2. Вардомацкий А.П. Аксио-биографическая методика // Социол. исслед. 1991. №7. 3. Методологические и мет

Опросы: анкетирование и интервьюирование
1. Аверьянов А.А. Искусство задавать вопросы: Заметки социолога. М., 1987. 2. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М., 1993. 3. Бутенко И.А. Анкетный опро

Другие методы
1. Аванесов B . C . Тесты в социологическом исследовании. М., 1982. 2. Биографический метод в социологии: история, методология, практика / Редколл.: Е.Ю.Мещеркина, В.В.Семенова. М., 1994.

Выборка
1. Воронов Ю.П. Районированные выборки в социологии. Новосибирск, 1970. 2. Давыдов А.А. Репрезентативность выборки // Социол. исслед. 1990. № 1. 3. Давыдов А.А. Объем выборки // С

Математические и статистические методы
1. Айвазян С.А., Енюков И. С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика. Изучение связей. М., 1981. 2. Гурьев В.И. Основы социальной статистики. М., 1991. 3. Кутенков Р.П., Коростелев

Обработка, анализ и интерпретация результатов социологических исследований
1. Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях. М., 1985. 2. Волович В.И. Надежность информации в социологическом исследовании: проблемы методологии и методики. Киев, 1974

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
1. Веселов Ю.В. Экономическая социология: история идей. СПб., 1995. 2. Заславская Т.Н., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: очерки теории. Новосибирск, 1991. 3. Кондратье

Социология труда
1. Аитов Н.А. Социология труда. Алма-Ата, 1996. 2. Афонин А.С. Трудовое поведение: социолого-экономический анализ. Киев, 1991. 3. Борщевский И.И., Трухов В.А. Производительность т

Социология города
1. Аитов Н.А., Камаев Р.Б. Новый промышленный центр и село. М., 1983. 2. Артемов В.А. и др. Время населения города: планирование и использование. Новосибирск, 1982. 3. Баранов А.В

Социология села
1. Арутюнян Ю.В. Опыт социологического изучения села. М., 1968. 2. Большаков В.Н. Деревня (1917–1927). М., 1929. 3. Бондаренко Л. В. Формирование социальной инфраструктуры села. М

Экологическая социология
1. Акулов А.А., Случевский В.В. Век XX : Экология и идеология. Л., 1988. 2. Баньковская С.П. Инвайроментальная социология. Рига, 1991. 3. Васинский А.И. Пейзаж будущего: Человек в

Социальная инфраструктура
1. Аверин А.Н., Антропов Е.П. Западная Сибирь: социальная 'инфраструктура районов освоения. М., 1988. 2. Аитов Н.А. Социальное развитие региона. М., 1985. 3. БондаренкоЛ.В. Формир

Демография
1. Антонов А.И. Социология рождаемости. М., 1980. 2. Беженцы. М., 1993. 3. Бойко В.В. Рождаемость: Социально-психологические аспекты. М., 1985. 4. Борисов В.А., Синельник

Социальная структура
1. Аитов И.А. Советский рабочий. М., 1981. 2. Бляхман Л.С., Шкаратан О.И. НТР, рабочий класс, интеллигенция. М., 1973. 3. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. 4.

Социология наций
1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М., 1991. 2. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. 3. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Мног

Социология семьи
1. Антонов А.И. Социология рождаемости (теоретические и методологические проблемы). М., 1980. 2. Антонов А.И., Медков В.Н. Социология семьи: Учеб. пособие. М., 1996. 3. Баздырев К

Образ жизни
1. Арутюнян Л.А. Социалистический образ жизни: Методологические проблемы социологического изучения. Ереван, 1985. 2. Безвершук Ж.А. Потребности, вкусы, мода. Киев, 1987. 3. Бердык

Социология молодежи
1. Алексеева В.Г. Молодой рабочий: формирование ценностных ориентации. М., 1983. 2. Бестужев-Лада И. В. К школе XXI века: Размышления социолога. М., 1988. 3. Вишневский Ю.Р., Шапк

Отклоняющееся поведение
1. Андриянов В. Самоубийство. Наркомания: Цена расплаты. Ростов н/Д., 1988. 2. Афанасьев В., Гилинский Я. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества

Политическое сознание
1. Ашин Т.К. Современные теории элиты. Критический очерк. М., 1985. 2. Блинов Н.М., Ожегов Ю.П., Шереги Ф.Э. Политическая культура и молодежь. М., 1982. 3. Бойков В.Э., Иванов В.П

Проблемы власти и государства
1. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыт федерализма. М., 1994. 2. Алексеев С. С. Правовое государство – судьба социализма: Научно-публицистический очерк. М, 1988. 3. Аникевич А.

Общественные организации
1. Бутенко А.П. Власть народа посредством самого народа: О социальном самоуправлении. М., 1988. 2. Институты самоуправления: историко-правовое исследование / В.Г. Графский и др. М., 1995.

Социология права
1. Батурин Ю.М., Лившиц Р.З. Социалистическое правовое государство: от идеи к осуществлению. М., 1989. 2. Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права: Учеб. пособие. СПб., 1996.

Международные отношение. Проблемы войны и мира
1. Акимов В.Б. Моделирование и математические методы в исследованиях международных отношений // Политические науки и НТР: Ежегодник. М., 1987. 2. Ермоленко Д.В. О социологических исследова

Социология личности
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. 2. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988. 3. Бабосов Е.М. Духовный мир советского человека.

Социология образования
1. Владиславлев А.П. Непрерывное образование. М., 1983. 2. Гендин A . M ., Сергеев М.И., Аверин С.П. Общеобразовательная школа: состояние и тенденции развития в современных условиях. Красн

Социология науки
1. Адибекян О.А. Философско-методологичсские проблемы социологии науки. Ставрополь, 1990. 2. Белкин П.Г., Емельянов Е.Н.. Иванов М.А. Социальная психология научного коллектива. М., 1987.

Социология культуры
1. Болгов В.И., Гуцу В.Г. Социология культурного уровня жизни. Кишинев, 1991. 2. Великий П.П. Духовная жизнь советского села. М., 1982. 3. Витаньи И. Общество, культура, социологи

Социология религии
1. Алов А.А., Владимиров И.Г. Ислам в России. М., 1996. 2. Артемьев А.И. Атеизм, религия, личность. Алма-Ата, 1990. 3. Бойков Е.И. Религия и духовный мир человека: Социологические

Социологические проблемы общественного мнения и средств массовой информации
1. Богомолова И.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М., 1991. 2. Баришполец А. Т. Пресса: пути и путы. Местная печать в условиях перестройки. Киев, 1989. 3. В диа

Общие проблемы теории и методологии
1. Аверин Ю.П. Люди управляют людьми: модель социологического анализа. М., 1996. 2. Алексин М.Т. Социология и менеджмент. М., 1995. 3. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом:

Социальное предвидение
1. Араб-Оглы Э.А. В лабиринте пророчеств. М., 1973. 2. Будущее человеческого общества. М., 1971. 3. Виноградов В.Г., Гончарук С.И. Законы общества и научное предвидение. М., 1972.

Социальное прогнозирование
1. Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: Перспективные проблемы общества (Опыт систематизации). М., 1984. 2. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововве

Социальное проектирование
1. Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. Минск, 1986. 2. Джонс Дж.К. Инженерное и художественное конструирование: Современные методы проектного анализ

Социальное планирование
1. Андреев Э., Ермакова В., Фролов С. Производственный коллектив и социальное планирование. М., 1976. 2. Асеев В.Г., Шкаратан О.И. Социальные нормативы и социальное планирование. М., 1984.

Социальные технологии
1. Ансофф И.И. Стратегическое управление. М., 1989. 2. Дудченко B . C . Инновационные игры. М., 1989. 3. Дудченко B . C . Инновационные технологии: Учебно-метод. пособие. М., 1996

Социология организации
1. Анисимов О.С. Проблемы формирования нового управленческого решения. М., 1988. 2. Атаев А.А. Управленческая деятельность: Практика и резервы организации. М., 1988. 3. Волков Е.А

Социальный эксперимент
1. Аверин А.Н. Социальный эксперимент и его роль в управлении. М., 1996. 2. Ивлева Л.А., Сивоконь П.Е. Социальный эксперимент и его методологические основы. М., 1970. 3. Куприян А

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги