Причины девиации

В отношении причин и истоков девиантного поведения у социологов существуют разногласия. Одни видят причины отклоняющегося поведения в наследственности, другие – в особенностях строения человеческого тела, третьи обвиняют окружающую среду
и общество.

В системном виде причины девиантного поведения личности можно представить следующим образом.

1. Нарушения процесса социализации личности.

Когда ребенок воспитывается в благополучной семье, он воспринимает социальные нормы как справедливые. Выросший в неблагополучной семье ребенок более склонен к негативному отношению к другим, ему присущи беспокойство и тревога, отсутствие ориентации на будущее.

2. Противоречия между нормами и ценностями.

Воспитание ребенка в благополучной семье вступает в противоречие с идеологией социальных групп и институтов. В этом случае подростку кажется, что его воспитывают неправильно, то, что говорят в семье – неправда; обостряется конфликт отцов и детей.

3. Отсутствие объединяющей национальной идеи.

Эта причина девиантного поведения особенно характерна для современной России. Система воспитания, сложившаяся в прежние годы, разрушена, идеалы и ценности объявлены неверными, а новая система воспитания не создана. Такой воспитывающей силой, по мнению некоторых социологов и политологов, может стать религия с ее установками на терпимость, толерантность, веру в добро и справедливость, уважение к окружающим. Однако не следует забывать, что лишь часть граждан России считают себя верующими.

4. Противоречия между нормами и ценностями общества и интересами личности.

5. Социальное отчуждение и аутсайдерство личности.

Существование в реальной жизни большого числа противоречащих друг другу норм и ценностей приводит к явлению, названному Э. Дюркгеймом «аномия общества» (состояние отсутствия норм). В этой ситуации личность теряет уверенность в правильности выбранной линии поведения. По его мнению, дезорганизация отражает то состояние общества, когда ценности либо отсутствует, либо противоречат сами себе.

Главную причину девиации Мертон видит в разрыве между целевыми установками общества и социально одобряемыми средствами их осуществления.

Т. Парсонс описывает состояние аномии, при котором подавляющее число индивидов находится в положении дезинтеграции с социальными институтами, что отрицательно влияет на формирование чувства безопасности, психологического здоровья и ведет к девиации.

Э. Фромм считает, что в условиях аномии личность утрачивает чувство преданности и принадлежности обществу, идентичности с группой и с самим собой, утрачивает потребность в установлении связей, испытывает чувство одиночества и отчуждения, обособления от экономики, политических и нравственных норм.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения в обществе свидетельствует о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем данного конкретного общества, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные нормы. Наиболее характерно это явление для переходного общества, когда размываются или меняются ценности и идеалы, правовые и моральные нормы, а девиации стремятся превратить в социальные нормы. Именно в подобном состоянии находится в настоящее время российское общество.