Теории девиации

Проблемы девиантного поведения всегда изучались учеными-социологами, и в результате сложились следующие теории.

1. Теории физических типов.

Основоположником этих теорий считают Ч. Ломброзо (1835 – 1909), итальянского судебного психиатра и криминалиста. Ломброзианство, или физиогномика, считает, что предрасположенность к девиантному поведению, преступлениям заложена в человеке в силу определенных биологических признаков (антропологических стигматов). Э. Креймер и В. Шелдон дополнили учение Ломброзо положениями о типах человеческой конституции и темперамента как источниках девиации.

2. Психоаналитические теории.

Основоположник психоанализа австрийский врач-психиатр и психолог З. Фрейд (1856 – 1939) считал, что либидо (сексуальная энергия) является причиной и основанием поведения людей. Личностные конфликты, происходящие внутри сознания на основе нереализованного либидо, приводят к отклонению в поведении. З. Фрейд ввел понятие сублимация – психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества.

3. Социологические теории.

Основоположники этих теорий Э. Дюркгейм и Т. Парсонс объясняют девиантное поведение личности издержками процесса социализации. Р. Мертон, разработавший теорию аномии как поведения, отклоняющегося от социальных норм, считает причиной девиации наличие в обществе большого числа норм. Личностные интересы индивида, входящие в противоречие с этими нормами, вызывают девиации.

Основное содержание теории социальной дезорганизации Э. Дюркгейма сводится к тому, что дезорганизация отражает то состояние общества, когда ценности либо отсутствуют, либо противоречат сами себе. Социальные явления, представляющие собой наличие множества систем норм, в которых индивиду трудно ориентироваться, он назвал аномией. По его мнению, аномия (отрицание закона) – это нормальная форма поведения индивидов.

Современный американский социолог Н. Смелзер выделяет три основных компонента девиации:

· индивид, совершающий определенные деяния;

· норма, предполагающая нормативные ожидания общества;

· социальная группа, которая конкретно воспринимает субъекта девиации.

4. Культурные теории.

Эти теории объясняют социальные отклонения противоречиями между культурными нормами, между общественной культурой и субкультурами, а также общением с дурной компанией. Сторонники теории конфликта считают, что общество, создавая социальные нормы, само предполагает девиации. Та же мысль проходит и в концепции наклеивания ярлыков: социальные группы сами создают девиации, устанавливая нормы.

Эти теории описывают и объясняют девиантное поведение в обществе.

Таким образом, личность является первичным субъектом социальной жизни и первичным элементом социальной системы. Знать основные положения социологии личности необходимо для того, чтобы влиять на процесс социализации и, используя социальные санкции, не допускать девиантного поведения.