Органическая теория Г. Спенсера

Английский социолог Герберт Спенсер (1820 – 1903) создал учение о социальной эволюции – органическую теорию.

Получив инженерно-ремесленное образование, Г. Спенсер обратился к изучению философии и социологии. Большое влияние на него оказала теория эволюции Ч. Дарвина. Основываясь на положениях дарвинизма, Г. Спенсер сравнил общество с биологическим организмом, его отдельные части (государство, церковь, образование и т. п.) – с частями организма (сердцем, нервной системой):

· экономическая жизнь в обществе подобна обмену веществ в организме;

· правительство аналогично головному мозгу;

· телеграфные провода – это нервная система организма;

· торговля выполняет функции кровообращения.

Уподобляя общество живому биологическому организму, Г. Спенсер обращает внимание на их сходство: а) как живет организм, так и общество в процессе роста и развития увеличивается в своей массе; б) в ходе развития и то, и другое усложняется; в) по мере развития их части приходят во все большую зависимость друг от друга; г) и то, и другое продолжает жить как целое, хотя составляющие единицы
(в организме – клетки, в обществе – индивиды, люди) постоянно заменяются новыми.

Г. Спенсер первым применил в социологии понятия «структура» и «функции», связав изменения общества с изменениями его частей и выполняемых ими функций: изменилась экономика – меняется социальная структура общества.

Он вывел основной закон социального развития – закон выживания наиболее приспособленных индивидов. Функции естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. Правительство не должно вмешиваться в процесс естественного отбора, а от наименее приспособленных индивидов полезно избавляться.

Сравнивая общество с живым организмом, Г. Спенсер выделил различия между ними: общество существует для блага своих членов, а не члены для блага общества. В этом выводе проявляется либерализм Спенсера. Он выделил два типа общества.

1. Военное общество.

Характеризуется сильным централизованным контролем и иерархическим порядком власти. Вся жизнь подчинена дисциплине, и даже церковь похожа на военную организацию. Индивид принудительно подчинен социальному целому.

2. Промышленное (индустриальное) общество.

В этом обществе преобладающими являются промышленность и торговля, зарождается политическая свобода, а социальная организация становится более гибкой. Власть рассматривается как выражение воли индивидов, их соединение становится добровольным.

Г. Спенсеру принадлежит идея о дифференциации и интеграции общества. Суть ее состоит в том, что общества развиваются от простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, к сложному обществу с совершенно не схожими между собой элементами. Чем больше разнообразия между частями общества, чем сильнее их дифференциация, тем неумолимее действует встречный закон интеграции частей.