Французская социологическая школа

Начало этой школы заложил О. Конт, но настоящий фундамент создал Эмиль Дюркгейм. Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) родился в семье потомственного раввина, однако семейной веры не принял и остался агностиком. Дюркгейм был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях.

Дюркгейм рассматривал естественные науки как образец для построения социологии, а общество как органическое солидарное целое, состоящее из взаимосвязанных частей.

Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто называют «социологизмом», в котором выделяют два аспекта: онтологический и методологический.

Онтологическая сторона социологизма выражена в следующих положениях:

· социальная реальность включена в установленный природный порядок; она столь же устойчива, как и другие виды реальности, и подчинена действию определенных законов;

· общество – это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Общество – не простая сумма индивидов, а система, образованная их ассоциацией. Дюркгейм установил дихотомию индивида и общества, индивидуального и социального: индивидуальные представления – коллективные представления;

· утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной.

Методологическая сторона социологизма выражена в следующих положениях:

· познавательной целью социологии провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей;

· социология как наука самостоятельна, а значит, социальные факты должны объясняться другими социальными фактами;

· поскольку общество является доминирующей высшей реальностью, постольку целесообразна социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов. Социологический способ объяснения провозглашается наиболее глубоким и исчерпывающим. Социология в результате трактуется не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить все другие отрасли гуманитарного знания.

Основные социологические открытия Э. Дюркгейма можно представить в следующем виде:

1. Концепция объяснения социального «социальным» (нормы и ценности).

2. Совокупность социальных фактов составляет социальную систему, ее институты, ценности и нормы.

3. Идея освобождения науки от всяких политических, религиозных, метафизических и прочих предрассудков; этика честного, непредвзятого познания.

4. Идея аномии.

Аномияотрицание или отсутствие норм и права на определенных этапах развития общества, снижение воздействия на индивидов коллективного сознания.

5. На основе теории «аномии» Дюркгейм вывел особый вид самоубийств – «аномический», который связан с состоянием общества. Чаще всего это либо значительный упадок социального развития (кризис), либо полный расцвет (резкий подъем).

В 70-е годы ХХ века закладываются основы современной французской социологии, в которой особое место занимают труды Пьера Бурдье. Взгляды этого ученого берут начало в «структуралистическом марксизме», который настаивает на структурном анализе действительности – «независимо от объекта» исследуется система его отношений.

Бурдье разработал представление о роли символического (культурного) капитала людей, а также культурной идентичности, в которой формируются социальные практики (модели поведения). Практику, по мнению социолога, нельзя понимать как механическую реакцию на заранее заданные условия; она есть продукт диалектических отношений. Он установил связь между социальной структурой и повседневным поведением людей через систему ментальных диспозиций – «habitus». «Габитус есть одновременно система схем производства практик и система схем восприятия практик… Вследствие этого габитус производит практики и представления, поддающиеся классификации и объективно дифференцированные».

П. Бурдье объясняет разные модели поведения в социальной сфере через воспроизводство социально-культурных правил, стиля жизни, которые диктует габитус (habitus) – совокупность социальных отношений, система установок и ориентаций, распространенных в социальной группе. Сформированный стиль жизни объединяет экономические элементы (социальное происхождение, доход, имущественные возможности, инвестиции в образование) и культурные (ценности образования, традиции, профессии в ближайшем окружении, мотивация). Использование концепции жизненных стилей и связанных с ними социальных практик позволяет синтезировать объективные и субъективные факторы доступности определенного качества жизни для представителей разных социальных групп.

В любом обществе, которое П. Бурдье рассматривает как поле, существует специфическая система объективных связей между различными позициями, находящимися в альянсе или в конфликте. Он считает, что общество включает в себя «доминирующие» и «доминируемые» классы. Это превращает социум в поле конфликтов и конкуренции, которое не только воспроизводит, но и легитимизирует неравенство.

Критерием неравенства П. Бурдье считает капитал, основными формами которого являются экономический, культурный и социальный, а также символический капитал, связанный с престижем и именем. Социолог вывел закон сохранения капитала, когда затраты в одном виде оборачиваются прибылью в другом. «Возможность конвертации различных типов капитала служит основой стратегий, направленных на обеспечение воспроизводства капитала посредством превращений, минимизирующих затраты и потери». Объем, характер затрат и правильный выбор их вложения влияют на активизацию процессов взаимодополнения различных видов капитала.

 

Во Франции роль структурно-функционального подхода к социальной реальности сыграл структурализм – влиятельное направление, представленное такими видными социологами, как М. Фуко, К. Леви-Стросс. Структуралистский подход к социальной реальности состоит в акцентировании наличия во всех человеческих проявлениях – общественных институтах, культурном творчестве – неизменных и недоступных эмпирическому исследованию структур, которые управляют процессами их функционирования и развития.

Теория социального обмена. Теория социального обмена, наиболее яркими представителями которой являются Джордж Хоманс (1910 – 1989) и Питер Блау
(1918 – 2002), исходит из примата не системы, а человека.

Исходным положением теории социального обмена П. Блау является то, что людям необходимы многообразные виды социальных вознаграждений, получить которые они могут, только взаимодействуя с другими людьми. Люди, как указывает Блау, вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут социально вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что получают то, к чему стремятся. Вознаграждением в процессе социального взаимодействия могут быть социальное одобрение, уважение, статус и т. п., а также практическая помощь.