Немецкая школа социологии

Немецкий социолог Макс Вебер (1864 – 1920) получил историческое, экономическое и юридическое образование. Труды Вебера представляют собой удивительный по широте охвата и смелости обобщений сплав исторических изысканий и социологической мысли.

Важным вкладом М. Вебера в социологию было введение понятия «идеальный тип». «Идеальный тип» представляет собой искусственное, логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого феномена (например, идеально-типическое военное сражение должно включать в себя все основные компоненты, присущие реальному сражению). Идеальный тип создается индуктивным путем на основе обобщения реальных исторических фактов, а не формируется абстрактно. Он не должен иметь ни слишком общего (например, история религии в целом), ни слишком частного (индивидуальный религиозный опыт) характера. Идеальным типом может быть некоторый промежуточной феномен (в религии это отдельное направление: кальвинизм, методизм, баптизм). Это – преувеличенно выпуклое отображение того основного, что свойственно реальному феномену.

Основа социологической теории М. Вебера – это концепция социального действия.
Он отличал действие от чисто реактивного поведения. По его мнению, действие имеет место в том случае, когда индивиды субъективно осмысливают свои поступки.

«Понимающая социология» М. Вебера – это наука о социальных действиях, понимающая их через объяснения:

1. Понимание через прямое наблюдение (за действиями личности, просмотр телепередачи, пьесы в театре).

2. Объяснительное понимание – объяснение действий другого человека.

3. Причинное объяснение – объяснение причины, которая привела к социальному действию.

Социология как научная дисциплина обретает характер «понимающей», поскольку ориентирована на интерпретацию действий людей.

Социальное действие – это поведенческий акт индивида, в котором присутствуют два момента:

а) субъективная мотивация индивида, который вкладывает в свое действие определенный смысл;

б) ориентация на поведение других людей.

Действие, о котором человек не задумывается и не соотносит с другими людьми, не является социальным действием: непреднамеренное неожиданное падение, непроизвольный крик от боли – в этих действиях отсутствует мыслительный процесс. Действие не является социальным в том случае, если не затрагивает интересы других людей, остается для них незамеченным.

В трудах Вебера исследованы феномены бюрократии и всеподавляющей прогрессирующей бюрократизации («рационализации») общества. Важная категория, введенная Вебером в научную терминологию, – «реальность», которая понимается им как процесс подчинения всех сфер и проявлений общественной жизни требованиям разума.

Основные базисные теории социологии, разработанные М. Вебером:

· учение о социальном действии и мотивации;

· учение об общественном разделении труда;

· учение о профессии как призвании;

· основы социологии религии;

· концепцию социальной стратификации;

· основы экономической социологии и социологии труда;

· основы социологии города;

· теорию бюрократии;

· основы политологии и института власти;

· учение о социальной истории общества и рационализации;

· учение об эволюции капитализма и института собственности.

Благодаря его вкладу в развитие социологической науки – М. Вебер считается основоположником современной науки об обществе.

Большое значение для развития современной социологии имели труды немецких социологов Фердинанда Тенниса (1855 – 1936) и Георга Зиммеля (1858 – 1918).

Теория социального конфликта. На основе критики теорий консенсуса, которые обвиняли в чрезмерном акцентировании внимания на поддержании социального порядка, стали формироваться многочисленные теории социальных конфликтов.
Опираясь на идеи К. Маркса, Т. Веблена, М. Вебера, В. Парето и Г. Моска, немецкие социологи утверждали, что любой макросоциологический анализ чего-то стоит лишь в том случае, если он касается проблем борьбы за власть между конфликтующими социальными группами.

Обосновать основные положения теории социального конфликта попытался немецкий социолог Р. Дарендорф (1929 – 2009). Согласно Дарендорфу, в основе конфликтов человеческих интересов лежат не экономические причины, а стремление людей к перераспределению власти. Источником конфликтов становится так называемый «политический человек», а поскольку одно изменение власти выдвигает на очередь другое, социальные конфликты постоянно присутствуют в жизни любого общества. Они неизбежны и постоянны, служат средством удовлетворения интересов, смягчения проявлений различных человеческих страстей.

С начала XX в. Центр изучения общества и развития социологии из Европы переместился в США, где вокруг Чикагского, Гарвардского и Мичиганского университетов сформировались крупные научные школы.