Американская социологическая школа

Выдающимся представителем американской социологической мысли был ученый российского происхождения Питирим Сорокин (1889 – 1968), которого в силу универсальности охвата социологической проблематики, значения теоретического и методологического вклада в мировую социологию можно сравнить с М. Вебером.

Высланный из России в 1922 г., он обосновался в США, где сделал успешную карьеру: преподаватель социологии, профессор Гарвардского университета, президент Американской социологической ассоциации. Творческая деятельность П. Сорокина необычайно продуктивна – им написаны десятки работ, посвященных различным общественным проблемам.

В двухтомном труде «Система социологии» (1920) П. Сорокин излагает свое понимание метода, содержания и структуры социологии. Он четко формулирует тезис о том, что социология должна строиться по типу естественных наук – ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи.

Социология должна изучать мир таким, каков он есть, а всякого рода нормативизм должен быть из нее изгнан.

Социология должна быть объективной дисциплиной, то есть изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению.

Если социология хочет быть опытной дисциплиной, она должна отказаться от философствования в смысле создания умозрительных построений.

Разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма (от греч. монос – один), то есть сведением любого явления к одному какому-либо началу. Вместо монизма Сорокин провозглашает последовательный социологический плюрализм.

Объектом изучения социологии, по Сорокину, является социальное поведение и деятельность людей, социальных групп и структуры общества в целом.

Сорокин подразделяет социологию на теоретическую и практическую.

Теоретическая социология состоит из отделов:

1) социальная аналитика (общее учение об обществе) изучает: определение и описание общества, анализ процессов взаимодействия, формулировка основных социальных законов, история социологической мысли;

2) социальная механика (социальная физиология) – изучает закономерности общественной жизни, разложение социальных явлений на простейшие элементы, изучение свойств, осмысление механизмов общественной жизни.

3) социальная генетика – изучает происхождение и развитие общества, основные тенденции поступательного развития общества и социальных институтов.

Практическая социология (прикладная социология) – формулирует рецепты, определяет средства, помогает обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями.

Сорокин выделяет триаду, изучаемую социологией:

· личность;

· общество – совокупность взаимодействующих индивидов и групп с их социокультурными отношениями;

· культура – совокупность значений ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие люди, а также совокупность их носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения.

Питирим Сорокин выделяет в социологии четыре раздела:

1. Общее учение об обществе. Определение и отношение общества, анализ процессов взаимодействия, формулировка основных социальных законов, история социологической мысли.

2. Социальная механика (или социальная физиология) – главный раздел социологии. Закономерности общественной жизни, разложение социальных явлений на простейшие элементы, изучение свойств, осмысление механизмов общественной жизни.

3. Социальная генетика. Происхождение и развитие общества, основные тенденции поступательного развития общества и социальных институтов.

4. Социальная аналитика (прикладная социология). Формулировка рецептов, определение средств развития социального.

Сорокин внес большой вклад в разработку теории социальной стратификации и социальной мобильности. Он подчеркивает естественный и непреодолимый характер расслоения общества на социально неоднородные страты и делает вывод о том, что социальная циркуляция индивидов осуществляется не по воле случая, а по необходимости. Он предложил проводить стратификационные измерения в трех социальных пространствах – экономическом, политическом и профессиональном.

Главная особенность творчества П. Сорокина – глобализм, попытка осмысления социологических аспектов широко понимаемой им культуры. Он проанализировал причины и формы кризиса современной культуры и предложил путь выхода из него – нравственно-религиозное возрождение человечества на основе «альтруистической любви» как главной и абсолютной ценности.

Он доказывает, что в истории нет никакой устойчивой тенденции и не существует прогресса – постоянного улучшения экономического положения. В развитии любого общества периоды обогащения сменяются периодами обеднения; эти периоды он назвал флуктуациями.

Выдающийся американский ученый российского происхождения внес неоценимый вклад в развитие мировой социологии, вошел в историю как один из самых выдающихся мыслителей в области социологии XX века. Питирим Сорокин в своей теории социокультурного взаимодействия предложил классификацию универсальных ценностей, с которыми каждый индивид может соотносить свои поступки: Истина – ценности познавательной деятельности; Красота – эстетические ценности; Добро – ценности морали; Польза – ценности социальной адаптации.

 

В течение XX в. американская социология претерпела значительную эволюцию и к настоящему времени представляет собой сложную систему идей, концепций, теорий и методов. Рассмотрим основные из них.

Структурный функционализм с его акцентом на натуралистический подход к описанию и системные качества общества, попыткой перечислить все необходимые условия, обеспечивающие равновесие и «порядок» социальной системы, все составляющие ее элементы и механизмы интеграции, в свое время находил широкую поддержку как в академических, так и в политических кругах. Наиболее полно основы функционализма сформулировал Толкотт Парсонс (1902 – 1979). Он стремился обосновать центральную идею своего социального учения, идею «социального порядка», в котором над конфликтом доминирует согласие (консенсус). Парсонс построил теоретическую схему, в центре которой находится процесс взаимодействия социальных систем, окрашенных личностными характеристиками и ограниченных культурой.

Основой структурно-функциональной теории Парсонса стало положение о том, что действие является системой, которая имеет свои функции, соотнесенные с предлагаемыми социальными целями. «Действие образуется структурами и процессами, посредством которых люди формируют осмысленные намерения и более или менее успешно их реализуют в конкретных ситуациях. Слово «осмысленный» предполагает, что представления и референция осуществляются на символическом, культурном уровне. Намерения и их осуществления в своей совокупности предполагают способность системы действия – индивидуального или коллективного – модифицировать свое отношение к ситуации или окружению в желательном направлении».

По мнению Парсонса, свои намерения, реализующиеся в конкретных ситуациях, люди формируют не только собственными целями, замыслами, потребностями или мотивами, но и структурами, их окружающими. Созданные в обществе структуры образования, семейной жизни служат средством, при помощи которого индивиды реализуют свои «осмысленные намерения». Парсонс определил пять типов переменных, между которыми «деятель» выбирает свой путь, опираясь на индивидуальные ориентации и культурные связи. Образцы поведения заложены социальной системой, а вариативность возможна в рамках предложенной структуры ролей.

Т. Парсонс ввел понятие «социальная роль». Роли, как «мельчайшие единицы» социальной системы, определяются институтами, служат основой для распределения престижа и власти. «Для большинства аналитических целей наиболее существенная единица социальных структур – не лицо, а роль. Роль есть тот организованный сектор ориентации индивида, который предназначает и определяет его участие в процессе взаимодействия».

Теория взаимодействия социальных действий индивидов и ролей, установленных институтами, имеет фундаментальное методологическое значение для исследования проблем доступности высшего профессионального образования. В условиях резкого роста индивидуальных ориентаций восременных людей наблюдается ситуация, о которой писал Т. Парсонс: «Когда множество индивидуальных деятелей на уровне каждого ориентировано в ситуации на удовлетворение ряда потребностей предрасположенности… и в силу того изначального факта, что объектов…, которые инструментально полезны и внутренне ценны, не хватает, возникает проблема аллокации (распределения): проблема того, кому что получать, кому что делать, проблема способов и условий действий».

 

Неоэволюционистские теории в большинстве своем пытаются совместить характерную для структурного функционализма идею системности с идеей развития. Одним из первых такую попытку предпринял основатель структурного функционализма Т. Парсонс. Он выдвинул предположение о том, что все действующие системы, если им удается выжить, сталкиваются с четырьмя важными проблемами:

· обеспечение получения ресурсов из окружающей среды и их распределение («адаптация»);

· мобилизация ресурсов для достижения определенных целей и установление приоритетов между целями («целедостижения»);

· осуществление координации и регулирования отношений внутри системы («интеграция»);

· осуществление выработки у составляющих систему индивидов мотивации, обеспечивающей соответствие их деятельности целям системы и снятие напряжений («поддержание социального стандарта»).

Теорию социальных изменений в традициях структурно-функционального анализа разработал другой американский социолог Роберт Мертон (1910 – 2003). Отказавшись от создания общей социологической теории, он предложил систему множественных моделей функционального анализа на уровне конкретных социальных систем и общностей. Наряду с понятием функции Р. Мертон ввел понятие «дисфункция», т. е. предположил возможность отклонения системы от нормального порядка функционирования – для восстановления которой требуется создание новых структур и механизмов.

Роберту Мертону принадлежит ряд ценных идей, имеющих непосредственное отношение к исследованию образования. Он отметил существование функциональных альтернатив, подразумевающих приемлемость социальных и культурных образцов передаваемых через образование. «Школа, разумеется, также является официальным механизмом передачи господствующих ценностей; в значительной доле учебников, используемых в городских школах, либо неявно предполагается, либо открыто утверждается, что образование развивает интеллект и тем самым гарантирует хорошую работу и денежный успех».

Р. Мертон акцентировал внимание на динамике изменения образовательных потребностей и задач. Ученый выделил в образовании «универсум функций», который постоянно меняется под влиянием времени, «в ситуационно-временной плоскости»; образование есть динамичный, вечно изменяющийся институт. При этом функции, как и система, подвержены постоянному изменению.

Символический интеракционизм. Символический интеракционизм (Д. Г. Мид, Г. Блумер, А. Роуз, Г. Стоун, А. Стросс и др.) в своих теоретических построениях делает главный акцент на теоретическую или предметную сторону коммуникации, особенно на роль языка в формировании сознания, человеческого Я и общества.

Характерными чертами символического интеракционизма является его стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества (понимаемого как совокупность межиндивидуальных взаимодействий), и, во-вторых, попытка рассматривать все многообразные связи человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов.

Американские социологи Н. Хоув и В. Штраус разработали теорию смены поколений, в которой основу поколения составляют возрастные характеристики и общие ценности. Каждые четыре поколения образуют цикл, длительность цикла – 80-90 лет. Возрастная зона каждого последующего поколения меньше предыдущего: первое поколение американцев, сложившееся в ХХ веке, охватывает зону в 24 года (рожденные в 1922-1945 гг.); второе – в 23 года (1943-1965 гг. рождения); третье – 20 лет (рожденные в 1965-1984 гг.); четвертое поколение – уже только 18 лет (рожденные в 1983-2000 гг.). Подход Хоува и Штрауса был применен в других странах; оказалось – теория работает, с небольшими отклонениями и поправками на специфику развития общества.

Адаптация этой теории сегодня осуществляется в России.