Объект и предмет социологии

Объектом социологической науки выступает социальная реальность. Особой отличительной чертой этой реальности М. Вебер определил осознанное взаимодействие людей: «ожидание ожидания ожидания». Человек с достаточной уверенностью ожидает, что другие люди от него ожидают и готовы отреагировать на его действия так, как он ожидает. «Сопряженность ожиданий», как основная черта социальной реальности, характерна для всех элементов общества: социальных групп и общностей, личностей и организаций.

Сопряженность взаимных ожиданий – главная характеристика социальной реальности, а значит и объекта социологии. Социальные изменения (экономические, политические, культурные) меняют систему ожиданий. Где они формируются и от чего зависят, поясняет предмет социологической науки.

Состояние научного знания современной социологии выражается в ее предмете. У каждой науки своя область интересов, ко­торая исследуется при помощи эмпирических методов (наблю­дения, эксперимента), а описывается при помощи теоретичес­ких понятий. Физика отображает физическую реальность через понятия гравитации, электрического взаимодействия, инер­ции, атомарного строения вещества. Понятия, описыва­ющие предмет данной науки, относятся к фундаментальным.

Предмет наукилогически взаимосвязанная система фундаментальных понятий, описывающих часть объективной реальности, на которую нацелены методы исследования данной науки.

Совокупность понятий, называемая предметом науки, упо­рядочивает и организует отдельные факты в регулярные, по­вторяющиеся события. Социолога интересует не исключитель­ное или уникальное, а закономерное и типичное. Предмет на­уки – это карта местности, дающая общий вид, описывающая схему происходящего.

Предметом социологии выступает концептуальная (понятийная) схема соци­альной реальности, в которой ее главные черты и элементы при­ведены в систему и логически выводятся друг из друга (рис. 1.1).

Первокирпичиками предмета социологии выступают два понятия – статус и роль. Первое дает статистическое изобра­жение социального субъекта, а второе – динамическое. Статусом называется позиция, положение человека в группе или обществе. Статус реализуется через роль. Люди ведут себя по-разному в одной и той же позиции, то есть придержива­ются разных моделей поведения (ролей). Совокупность пустых, то есть незаполненных людьми стату­сов, образует социальную структуру общества. В социальную структуру общества входят также «социальные группы» и «социальные институты».

Социальные статусы свя­заны социальными отношениями. Общество опутано огромной се­тью социальных отношений, под ней, этажом ниже, располо­жена другая сеть – межличностных отношений. Для социологии важно не то, в какие личные отношения вступают люди, а то, как сквозь них проходит бо­лее фундаментальное – социальные отношения.Всю жизнь люди учатся правильно исполнять социальные роли, следовать предписанным нормам и обязанностям. Этот процесс освоения культуры называется социализацией.

Культура – совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра. Культура выступает фундаментом всего общества и отношений в нем. Преемственность культуры достигается через социализа­цию. А надзирает за тем, правильно или неправильно прохо­дит социализация, особый механизм. Он называется социальным контролем.

 

 

Рис. 1.1. Основные категории социологии

Контроль пронизывает все общество, принимает множество форм и об­личий (общественное мнение, цензура, сыск и т.п.), но состо­ит всего из двух элементов – социальных норм (предписаний, что должно делать) и санкций (вознаграждений и наказаний, стимулирующих соблюдение предписаний). Социальный контроль – механизм регуляции поведения ин­дивидов и групп, включающий нормы и санкции. Когда в обществе нет законов и норм, устанавливается беспорядок, или аномия, а когда отдельный человек отклоняется от норм либо их нарушает, его поведение называют девиантным.

Когда мы заполняем пустые ячейки – статусы – людьми, то в каждой ячейке обнаруживаем по большой социальной груп­пе: все пенсионеры, все русские, все учителя. Таким об­разом, за статусами стоят социальные группы. Совокупность больших социальных групп (их иногда называют статистическими или социальными категориями) называ­ется социальным составом населения.

У каждого человека есть потребности. Важнейшие, или фундаментальные, потребности у всех оди­наковы, а второстепенные различны. Первые универсальны, то есть присущи всему населению, а стало быть, характеризу­ют общество в целом. Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные по­требности общества, называются социальными институтами. Семья, производство, религия, образование, государство – фундаментальные институты человеческого общества, воз­никшие в глубокой древности и существующие по сию пору. В своей зачаточной форме семья, по свидетельству антропо­логов, появилась 500 тыс. лет назад. С тех пор она постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновид­ностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная семья, расширенная семья, неполная семья и т. д. Государству 5-6 тысяч лет, столько же образованию, а рели­гия имеет более почтенный возраст. Социальный институт – очень сложное учреждение, и самое главное – реально существующее. Ведь социальную структуру мы получаем, абстра­гируясь от чего-то. Да и статус можно представить только мыс­ленно. Конечно, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации, которые на протяжении веков свя­заны с одной функцией – семьей, религией, образованием, государством и производством, – и представить их как один из институтов, тоже непросто. И все же социальный институт реален.

Во-первых, в каждый данный момент времени один инсти­тут представлен совокупностью людей и социальных органи­заций. Совокупность школ, техникумов, вузов, различных курсов и т. п. плюс министерство образования и весь его аппа­рат, научно-исследовательские институты, редакции журна­лов и газет, типографии и многое другое, что связано с педа­гогикой, составляют социальный институт образования. Во-вторых, основные, или общие институты в свою очередь состоят из множества неосновных, или частных институтов. Их называют социальными практиками. К примеру, в инсти­тут государства входят институт президентства, институт пар­ламентаризма, армия, суд, адвокатура, полиция, прокурату­ра, институт присяжных и т. д. Также обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т. д.), произ­водством, семьей, образованием.

Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества. Она связана не только с институтами, но также с соци­альными организациями, социальным взаимодействием, со­циальными ролями. Одним словом, с тем, что движется, ра­ботает, действует.

Итак, сделаем вывод о социологии: статусы, роли, социальные группы существуют не сами по себе. Они формируются в процессе удовлетворения фундаментальных потребностей общества. Механизмами такого удовлетворения выступают социальные институты, подразделяющиеся на основные (их всего пять: семья, производство, государство, образование и религия) и неосновные (их гораздо больше), называемые еще социальными практиками. Вот мы и получили целостную картину общества, описанную при помощи социологических по­нятий. У этой картины две стороны – статическая, описыва­емая структурой, и динамическая, описываемая системой. А исходные кирпичики здания – статус и роль. Они тоже двойственны. Для завершения картины не хватает еще двух важных понятий – социальной стратификации и со­циальной мобильности.

Социальная стратификациясовокупность больших соци­альных групп, расположенных иерархически по критерию соци­ального неравенства и называемых стратами.

Переход из одной страты в другую, неравную (скажем, из бед­ных в богатые), либо в равную (скажем, из водителей в тракто­ристы) описывается понятием социальной мобильности.

Объект социологии – социальная реальность, которая изучается специальными методами, чтобы повысить уровень стабильности общества. Предмет – это тот ракурс, под которым исследуется социальная реальность (под углом функционирующих ролей и статусов, групп и институтов, социальных отношений и типов культуры).