Социальный институт как способ реализации потребностей

Социология придает исключительно большое внимание изучению социальных институтов общества. Понятию «социальный институт» принадлежит центральное место в системно-структурном анализе общественной жиз­ни. Оно предполагает возможность обобщения многообразных действий людей путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями социальной системы. В этом смысле социальный институт следует понимать как главный компонент социаль­ной структуры, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающих социальные отношения в наиболее важных сферах общественной жизни.

Термин «институт» имеет множество значений. В евро­пейские языки он пришел из латинского: institutum – ус­тановление, устройство. Со времени он приобрел два зна­чения – узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм по определенному кругу обществен­ных отношений, например, институт брака, институт насле­дования. В узкотехническом смысле мы используем слово «институт» в названии каких-либо учреждений. К примеру, Институт социологии РАН – это конкретное учреждение, а наука – это социальный институт, часть общества, совокупность всех конкретных учреждений.

Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием. Однако в научной литературе по поводу институтов, как и по другим фундамен­тальным вопросам социологии, не существует единства взглядов. В социологии имеется не одно, а множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах видный американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857-1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 г., многие ее положения не устарели до сих пор. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов, который по своей природе не отличается от обычных способов реаги­рования на стимулы, создаваемые внешними изменениями.

Иначе понимал институты Роберт Миллс, а именно как об­щественную форму определенной совокупности социальных ролей. Р. Миллс классифицировал институты по выполня­емым задачам (религиозным, военным, образовательным), образующим институциональный порядок.

Известный американский социолог П. Бергер называет институтом обособленный комплекс социальных действий, например, юридический закон, социальный класс, брак, организацион­но оформленную религию.

Современный немецкий соци­олог, один из основателей философской антропологии А. Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, на­правляющее в определенное русло действия людей подобно тому, как инстинкты руководят поведением животных. Иными словами, институты обеспечивают процедуры упо­рядочения поведения людей и побуждают их идти проторен­ными путями, которые общество считает желательными.

По мнению Л. Бовье, социальный институт – это система культурных элементов, ориентированных на удовлет­ворение набора конкретных социальных потребностей или целей. Собственно институт составляют взаимодействующие индивиды.

Социальный институткультурно санкционированный способ выполнения работы или совокупности работ. Индивид участвует в институте через механизм соци­альных статусов.

Понятию «социальный институт» в соци­ологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жиз­ни.

Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Социальные институты представ­ляют собой «ценностно-нормативные комплексы», посред­ством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике, политике, культуре, семье.

Соци­альный институт как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов. Иными словами, социальные институты суть круп­номасштабные объединения социальных статусов и ролей. Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную и интегрированную совокупность символов, ве­рований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управ­ляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

Если суммировать все подходы, то их можно разделить на следующие группы. Социальный институт представля­ет собой:

· ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;

· совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

· формальную и неформальную организацию;

· совокупность норм и учреждений, регулирующих оп­ределенную сферу общественных отношений;

· обособленный комплекс социальных действий.

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.