Социальные институты и культура общества

Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает инструменты, пригодные для реше­ния множества задач и удовлетворения важнейших потреб­ностей. Эти инструменты и называются социальными ин­ститутами. Типичные для данного общества институты от­ражают культурный облик этого общества.

Институты раз­ных обществ столь отличаются друг от друга, как и их культуры. Скажем, институт брака у разных народов содер­жит своеобразные обряды и церемонии, опирается на при­нятые в каждом обществе нормы и правила поведения. В одних странах институт брака допускает, например, мно­гоженство, что в других странах категорически запрещено согласно их институту брака.

Внутри совокупности социальных институтов можно выделить подгруппу культурных институтов как вид частных социальных институтов. К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвертую власть», по существу их понимают как культурный институт.

Коммуникационные институты – часть культурных инсти­тутов. Они являются теми органами, через которые обще­ство посредством социальных структур производит и рас­пространяет информацию, выраженную в символах. Комму­никационные институты являются главным источником знаний о накопленном опыте, выраженном в символах. Подвидом коммуникационных институтов являются библио­теки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Однако компьютер и радио­приемник, кинотеатр и телевизор следует рассматривать, конечно, не как институты, а как технические устройства передачи знаний, т. е. коммуникации. Совокупность всех технических устройств, включая здания, работников и фон­ды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.

Социальные институты помогают решать жизненно важ­ные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи ин­ститута брака и семьи, а заболев – к институтам здравоох­ранения. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция.

Институты одновременно выступают инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативно­му характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэто­му институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

На заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет – беспорядочные половые отношения. Постепенно они были ограничены запретами, первым из которых был запрет кровосмешения. Он запрещал половые отношения между кровными родственниками, скажем, между матерью и сыном, братом и сестрой. По существу, этот запрет, вос­препятствовавший генетическому вырождению человеческого рода, являлся первой в истории человечества социальной нормой. Позже появились и другие нормы. Люди не смогли бы выжить, не организовав свои отношения с помощью норм. Так зародился самый ранний социальный институт – институт семьи и брака.

Передаваемые из поколения в поколение нормы семейного и брачного поведения, как и другие институциональ­ные нормы, становились безусловным обычаем, переходя в традицию, направляя образ жизни и образ мышления людей в определенное русло. Нарушителям (на языке социоло­гии – девиантам) грозило суровое наказание (санкции).

Родоначальник институционализма Т. Веблен и его последователи определяли социальный институт как совокуп­ность общественных обычаев, воплощение определенных привычек поведения, образ мысли и образ жизни, переда­ваемые из поколения в поколение, меняющиеся в зависимости от обстоятельств и служащие орудием приспособле­ния к ним.